Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы на уроках социально-экономических дисциплин

23.03.2022 260 342
Постникова Надежда Николаевна
Постникова Надежда Николаевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

В федеральном казенном профессиональном учебном заведении «Михайловский экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты мы обучаем профессиональным навыкам студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

1.Человека и человечество всегда интересовали две одинаково сложные проблемы: окружающий его мир и он сам. Выяснить, каково место и роль человека в этом многогранном, сложном и не всегда понятном мире,  трудно. Эту проблему  возможно решить более эффективно с помощью организации самостоятельной работы на уроках социально-экономических дисциплин.

2.Нашим будущим специалистам необходимо сформировать навыки творческой и исследовательской работы, чтобы выпускники готовы были к деятельности в условиях информационной насыщенности современного общества и непрерывного процесса изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реализовать эту возможность поможет организация самостоятельной работы.

3.Мы знаем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа является обязательной составляющей при образовательно-воспитательном процессе.

4.Убеждена в том, что полученные знания самостоятельно при правильной организации и контроле более ценные и действительно побуждают к учению, способствуют развитию мыслительной деятельности студентов и познавательной.

Не буду отдельно заострять ваше внимание информацией о том, насколько эффективна организация самостоятельной работы и не стану  перечислять цели и задачи, т.к. это все известно каждому.

Отмечу лишь, что организация самостоятельной работы на уроках социально-экономического цикла  побуждает задуматься над самыми разными вопросами (откуда я пришел в этот мир и что я в нем должен делать, чтобы оправдать свое назначение человека? Что такое любовь, смерть, творчество, вера…)

Самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплин социально-экономического цикла проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о философии как специфической области знания, истории, экономики и экономической теории;

- углубления и расширения знаний о дисциплинах социально-экономического цикла;

- формирования умений осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды, самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей и общества в целом, государств и политических режимов;

- задуматься над вопросами: откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? что такое любовь, смерть, творчество, вера?

- формирования умений использовать справочную и специальную литературу философской, исторической, экономической направленности, чтобы получить дополнительные знания о мире и человеческом обществе;

- развития познавательных способностей и активности творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, т.к. именно эти качества  требуются современному специалисту, которые, может быть, будут востребованы на рынке труда;

- развития речевых навыков и умений;

- развития исследовательских умений.

Организуется самостоятельная работа не только на уроках, но и во внеурочное время, и все в совокупности работает на достижение выше перечисленных целей.

Самостоятельная внеаудиторная работа осуществляется индивидуально или группами студентов.

Для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплинам социально-экономического цикла предусмотрены задания:

- для овладения знаниями: чтение текста (дополнительной литературы); графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио – и видеозаписей, компьютерной техники, интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с дополнительной литературой; составление плана и тезисов ответа, тестовых заданий; составление схем; подготовка сообщений, политинформаций, докладов, презентаций, тематических кроссвордов и т.д.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы на уроках и во внеаудиторной деятельности студентов является:

- уровень усвоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания по той или иной дисциплине при разработке сообщений, докладов, презентаций, схем;

- умение самостоятельно оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств, политических режимов;

- способность задумываться над вопросами: обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с методическими требованиями.

Добиться успехов и  достичь поставленных целей возможно только:

- когда желает этого студент;

- когда он способен и активен  в обучении.

        Мысль о том, что студент должен быть активен в обучении, известна в педагогике с древнейших времен. Еще Сократ (4-5 в.в. до н.э.) побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагоги часто возвращались и возвращаются сегодня к проблеме активности обучающихся.

Общепризнано, что философия является составляющей духовной культуры всего человечества. Это не только одна из древнейших, но и удивительно интересная и увлекательная область человеческого знания. Но, тем не менее, изначально студенты не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «Основы философии» - обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому мои задачи:

- продемонстрировать, что философия - наука мудрости;

- организовать работу так, чтобы студенты самостоятельно открыли для себя истину;

- способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины;

- способствовать формированию общих компетенций.

Пытаюсь сформировать интерес к преподаваемому предмету.

Примером может послужить вводное занятие на уроках философии. Посвящаю это занятие изучению афоризмов великих мыслителей разных эпох. У студентов очень разная реакция, но главное - нет равнодушия. Это уже хорошо. У некоторых студентов сразу появляются вопросы, так как не все понимают, о чем идет речь. Другая группа студентов сразу возмущается, потому что жили без этих афоризмов, и не болела у них голова.

Афоризмы сознательно чередую (понятные и известные - с  неизвестными и непонятными).

Например:

  1. «Движение это жизнь»; «Дважды в одну и ту же реку (воду) не войдешь»; 3. «Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия». Автором этих афоризмов принято считать великого мыслителя периода античности, философа-материалиста, основоположника диалектики Гераклита (ок.540 – ок.480 г.г. до н.э.) , прозванного в народе «темным». И у наших студентов (мыслящих, конечно!) появляются вопросы («Почему «темный», «С датами жизни что-то не так…» и т.д.).
  2. «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже и этого» - это озвучил согласно легендам, дошедшим до современников, великий Сократ (469-399 г.г. до н.э.), читая лекцию своим ученикам. Есть информация, что сказал он это не просто так, а чтобы активизировать мыслительную деятельность своих учеников. Объясняю студентам, что интерпретируют этот афоризм по-разному, но суть одна - абсолютное знание недостижимо для человека. Никто из смертных не обладает полной истиной. Более того, чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него возникает.

На первом же занятии  предлагаю подготовить кому-то из студентов   сообщение о древнегреческом мыслителе Сократе к следующему уроку. Кроме этого, следует запомнить наизусть афоризмы (а мы успеваем записать и обсудить на паре 8-10!). Звучат афоризмы Аристотеля, Протагора, Сенеки, Стратона, Б.Рассела и др.

Таким образом, уже на первом занятии начинает работать одна из основных функций философии – познавательная, которая обеспечивает прирост нового знания. Работа с афоризмами помогает решить и еще одну проблему. Мне же нужно убедить студентов, что «философия это наука мудрости» (а это очень деликатный момент!)

Сразу же возникает подозрение, что философы считают себя умными, умнее других, а это вовсе не так. Философы очень скромны в своей оценке. Древние и современные философы, в том числе и великий Ломоносов, подразумевают под мудростью «не какое-то накопление знаний о предметах и вещах, а стремление к поиску знаний». М.В.Ломоносов термин «философия» переводил как «любомудрие». Это студентами воспринимается как уважаемая истина. Философия предполагает спор, где рождается истина, но это не тот случай, так как Ломоносов – авторитет, светило, гордость  Отечества, с ним не поспоришь. 

Для решения вышеперечисленных проблем и задач использую разные формы и методы обучения и постоянно стараюсь их совершенствовать, обновлять в направлении активизации познавательных возможностей и мыслительной деятельности студентов.

На практике это выглядит так:

1.Разработала «Комментарии и пояснения для выполнения индивидуального домашнего задания» (использую при изучении терминов «философствовать», «специфика философии», «функции философии», при изучении таких тем: «Философия, её предмет, круг проблем и роль в обществе», «Основной вопрос философии» и т.д. )

2.Люблю экспериментировать, когда изучаем тему «Понятие мировоззрения, его виды и роль в современном мире».  Какую-то часть материала диктую, какую-то часть вывожу на экран, а какую-то часть материала проговариваю устно, а студенты с моих слов должны законспектировать. Домашнее задание – студенты должны  привести примеры объективного и субъективного мировоззрения из истории развития человечества. Студентов такое домашнее задание очень напрягает и не всех радует.

3.Организую работу (времени мало, всего могу позволить выделить на это только 2 часа) по страницам журналов «Наука и жизнь», «Чудеса и приключения», «Вокруг света» по наиболее интересным рубрикам (таким, как «Загадки мироздания», «Вектор познания - древние артефакты», «Колесо фортуны», «Поперек науки», «Грани неведомого», «Загадки истории» и многим другим.

4.Готовят студенты презентации на самые разные темы, так как в философии нет ограничений. (можно о загадочном Эльбрусе, который не извергался вот уже 1000 лет; можно о чудесах света, которых сегодня не семь, а все 127; можно о моде на красавиц 18 века; а можно о теории Адлера, который с точки зрения наших студентов не прав и обидел людей…).

5.По другим учебным дисциплинам, которые веду, практикую «политинформации», доклады, сообщения, составление и разгадывание тематических кроссвордов, выполнение тестовых заданий  и т.д.

6.В рамках недели дисциплин гуманитарного цикла проводим целый комплекс мероприятий, направленных на саморазвитие и самосовершенствование.

  1. В учебном кабинете на стендах размещен материал, изучение которого способствует расширению мировоззрения студентов: «Читай, изучай и не ленись!».

Все виды деятельности дают положительные результаты, но не все получается, и это нормальное явление. Мир не идеален.  

Выше я уже отмечала тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «А способен ли каждый студент запомнить и усвоить весь этот объем?»

Есть некоторые проблемы, которые осложняют нашу работу.

 Не секрет, что в наш колледж-интернат приходят разные студенты, далеко не «отличники» и «хорошисты», а это и есть большая и общая проблема.

Например:

-кому-то трудно выступать перед группой, так как он или она никогда этого не делал(а), (студентка А. пять раз поплачет, прежде и только потом выступит с политинформацией);

-кто-то все успевает и быстро делает;

-кто-то наоборот медлителен (в силу своего заболевания);

-кто-то ленив;

И нельзя не учитывать того, что:

-у большинства студентов потерян интерес к учебе (не верят, что будут работать и что кому-то в этой жизни нужны, они - инвалиды…);

-наблюдается познавательная пассивность;

-читают плохо, запоминают плохо, неграмотность «вопиющая»;

-внимание неустойчивое;

-кто-то не может, а кто-то не хочет;

-низок уровень самостоятельности мышления;

-недостаточно развиты творческие способности ;

-уровень  культуры речи снижается, слов-паразитов много.

С этим я и стараюсь бороться, направляя опыт работы на преодоление этих трудностей и поиск новых путей  повышения эффективности обучения.

В заключении хочу отметить:

Необходимо воспитать личность. Личность в моём понимании – человек, который не боится мыслить. И наша задача - сделать все возможное, для того чтобы развить студентов как личность, способную к самообразованию, несмотря на все трудности и проблемы, воспитать духовно-нравственную личность и патриотов России.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Организация самостоятельной работы на уроках социально-экономических дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*