Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ федеральном казенном профессиональном учебном заведении «Михайловский экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты мы обучаем профессиональным навыкам студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
1.Человека и человечество всегда интересовали две одинаково сложные проблемы: окружающий его мир и он сам. Выяснить, каково место и роль человека в этом многогранном, сложном и не всегда понятном мире, трудно. Эту проблему возможно решить более эффективно с помощью организации самостоятельной работы на уроках социально-экономических дисциплин.
2.Нашим будущим специалистам необходимо сформировать навыки творческой и исследовательской работы, чтобы выпускники готовы были к деятельности в условиях информационной насыщенности современного общества и непрерывного процесса изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реализовать эту возможность поможет организация самостоятельной работы.
3.Мы знаем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа является обязательной составляющей при образовательно-воспитательном процессе.
4.Убеждена в том, что полученные знания самостоятельно при правильной организации и контроле более ценные и действительно побуждают к учению, способствуют развитию мыслительной деятельности студентов и познавательной.
Не буду отдельно заострять ваше внимание информацией о том, насколько эффективна организация самостоятельной работы и не стану перечислять цели и задачи, т.к. это все известно каждому.
Отмечу лишь, что организация самостоятельной работы на уроках социально-экономического цикла побуждает задуматься над самыми разными вопросами (откуда я пришел в этот мир и что я в нем должен делать, чтобы оправдать свое назначение человека? Что такое любовь, смерть, творчество, вера…)
Самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплин социально-экономического цикла проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о философии как специфической области знания, истории, экономики и экономической теории;
- углубления и расширения знаний о дисциплинах социально-экономического цикла;
- формирования умений осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды, самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей и общества в целом, государств и политических режимов;
- задуматься над вопросами: откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? что такое любовь, смерть, творчество, вера?
- формирования умений использовать справочную и специальную литературу философской, исторической, экономической направленности, чтобы получить дополнительные знания о мире и человеческом обществе;
- развития познавательных способностей и активности творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, т.к. именно эти качества требуются современному специалисту, которые, может быть, будут востребованы на рынке труда;
- развития речевых навыков и умений;
- развития исследовательских умений.
Организуется самостоятельная работа не только на уроках, но и во внеурочное время, и все в совокупности работает на достижение выше перечисленных целей.
Самостоятельная внеаудиторная работа осуществляется индивидуально или группами студентов.
Для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплинам социально-экономического цикла предусмотрены задания:
- для овладения знаниями: чтение текста (дополнительной литературы); графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио – и видеозаписей, компьютерной техники, интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с дополнительной литературой; составление плана и тезисов ответа, тестовых заданий; составление схем; подготовка сообщений, политинформаций, докладов, презентаций, тематических кроссвордов и т.д.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы на уроках и во внеаудиторной деятельности студентов является:
- уровень усвоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания по той или иной дисциплине при разработке сообщений, докладов, презентаций, схем;
- умение самостоятельно оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств, политических режимов;
- способность задумываться над вопросами: обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с методическими требованиями.
Добиться успехов и достичь поставленных целей возможно только:
- когда желает этого студент;
- когда он способен и активен в обучении.
Мысль о том, что студент должен быть активен в обучении, известна в педагогике с древнейших времен. Еще Сократ (4-5 в.в. до н.э.) побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагоги часто возвращались и возвращаются сегодня к проблеме активности обучающихся.
Общепризнано, что философия является составляющей духовной культуры всего человечества. Это не только одна из древнейших, но и удивительно интересная и увлекательная область человеческого знания. Но, тем не менее, изначально студенты не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «Основы философии» - обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому мои задачи:
- продемонстрировать, что философия - наука мудрости;
- организовать работу так, чтобы студенты самостоятельно открыли для себя истину;
- способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины;
- способствовать формированию общих компетенций.
Пытаюсь сформировать интерес к преподаваемому предмету.
Примером может послужить вводное занятие на уроках философии. Посвящаю это занятие изучению афоризмов великих мыслителей разных эпох. У студентов очень разная реакция, но главное - нет равнодушия. Это уже хорошо. У некоторых студентов сразу появляются вопросы, так как не все понимают, о чем идет речь. Другая группа студентов сразу возмущается, потому что жили без этих афоризмов, и не болела у них голова.
Афоризмы сознательно чередую (понятные и известные - с неизвестными и непонятными).
Например:
На первом же занятии предлагаю подготовить кому-то из студентов сообщение о древнегреческом мыслителе Сократе к следующему уроку. Кроме этого, следует запомнить наизусть афоризмы (а мы успеваем записать и обсудить на паре 8-10!). Звучат афоризмы Аристотеля, Протагора, Сенеки, Стратона, Б.Рассела и др.
Таким образом, уже на первом занятии начинает работать одна из основных функций философии – познавательная, которая обеспечивает прирост нового знания. Работа с афоризмами помогает решить и еще одну проблему. Мне же нужно убедить студентов, что «философия это наука мудрости» (а это очень деликатный момент!)
Сразу же возникает подозрение, что философы считают себя умными, умнее других, а это вовсе не так. Философы очень скромны в своей оценке. Древние и современные философы, в том числе и великий Ломоносов, подразумевают под мудростью «не какое-то накопление знаний о предметах и вещах, а стремление к поиску знаний». М.В.Ломоносов термин «философия» переводил как «любомудрие». Это студентами воспринимается как уважаемая истина. Философия предполагает спор, где рождается истина, но это не тот случай, так как Ломоносов – авторитет, светило, гордость Отечества, с ним не поспоришь.
Для решения вышеперечисленных проблем и задач использую разные формы и методы обучения и постоянно стараюсь их совершенствовать, обновлять в направлении активизации познавательных возможностей и мыслительной деятельности студентов.
На практике это выглядит так:
1.Разработала «Комментарии и пояснения для выполнения индивидуального домашнего задания» (использую при изучении терминов «философствовать», «специфика философии», «функции философии», при изучении таких тем: «Философия, её предмет, круг проблем и роль в обществе», «Основной вопрос философии» и т.д. )
2.Люблю экспериментировать, когда изучаем тему «Понятие мировоззрения, его виды и роль в современном мире». Какую-то часть материала диктую, какую-то часть вывожу на экран, а какую-то часть материала проговариваю устно, а студенты с моих слов должны законспектировать. Домашнее задание – студенты должны привести примеры объективного и субъективного мировоззрения из истории развития человечества. Студентов такое домашнее задание очень напрягает и не всех радует.
3.Организую работу (времени мало, всего могу позволить выделить на это только 2 часа) по страницам журналов «Наука и жизнь», «Чудеса и приключения», «Вокруг света» по наиболее интересным рубрикам (таким, как «Загадки мироздания», «Вектор познания - древние артефакты», «Колесо фортуны», «Поперек науки», «Грани неведомого», «Загадки истории» и многим другим.
4.Готовят студенты презентации на самые разные темы, так как в философии нет ограничений. (можно о загадочном Эльбрусе, который не извергался вот уже 1000 лет; можно о чудесах света, которых сегодня не семь, а все 127; можно о моде на красавиц 18 века; а можно о теории Адлера, который с точки зрения наших студентов не прав и обидел людей…).
5.По другим учебным дисциплинам, которые веду, практикую «политинформации», доклады, сообщения, составление и разгадывание тематических кроссвордов, выполнение тестовых заданий и т.д.
6.В рамках недели дисциплин гуманитарного цикла проводим целый комплекс мероприятий, направленных на саморазвитие и самосовершенствование.
Все виды деятельности дают положительные результаты, но не все получается, и это нормальное явление. Мир не идеален.
Выше я уже отмечала тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «А способен ли каждый студент запомнить и усвоить весь этот объем?»
Есть некоторые проблемы, которые осложняют нашу работу.
Не секрет, что в наш колледж-интернат приходят разные студенты, далеко не «отличники» и «хорошисты», а это и есть большая и общая проблема.
Например:
-кому-то трудно выступать перед группой, так как он или она никогда этого не делал(а), (студентка А. пять раз поплачет, прежде и только потом выступит с политинформацией);
-кто-то все успевает и быстро делает;
-кто-то наоборот медлителен (в силу своего заболевания);
-кто-то ленив;
И нельзя не учитывать того, что:
-у большинства студентов потерян интерес к учебе (не верят, что будут работать и что кому-то в этой жизни нужны, они - инвалиды…);
-наблюдается познавательная пассивность;
-читают плохо, запоминают плохо, неграмотность «вопиющая»;
-внимание неустойчивое;
-кто-то не может, а кто-то не хочет;
-низок уровень самостоятельности мышления;
-недостаточно развиты творческие способности ;
-уровень культуры речи снижается, слов-паразитов много.
С этим я и стараюсь бороться, направляя опыт работы на преодоление этих трудностей и поиск новых путей повышения эффективности обучения.
В заключении хочу отметить:
Необходимо воспитать личность. Личность в моём понимании – человек, который не боится мыслить. И наша задача - сделать все возможное, для того чтобы развить студентов как личность, способную к самообразованию, несмотря на все трудности и проблемы, воспитать духовно-нравственную личность и патриотов России.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация самостоятельной работы на уроках социально-экономических дисциплин
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.