Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подготовки к участию в региональном чемпионате по стандартам WorldSkills по компетенции "Сварочные технологии"

30.12.2021 231 368
Бугров Дмитрий Сергеевич, мастер производственного обучения

Гришина Людмила Николаевна, методист

Ростовский-на-Дону автодорожный колледж

Сегодня, Чемпионатное движение WorldSkills становится неотъемлемой частью образовательного процесса организаций среднего профессионального образования. Актуальность участия обучающихся организаций среднего профессионального образования в Чемпионатном движении WorldSkills  по различным компетенциям неоспорима. Она определяется национальной политикой государства в области образования и регламентируется обширной нормативно-правовой базой.

Региональный чемпионат по стандартам WorldSkills по компетенции «Сварочные технологии», проводимый на базе Регионального координационного центра движения «Ворлдскиллс Россия» Ростовской области ежегодно собирает к состязанию  лучших представителей студенческой «элиты», которая на передовом оборудовании демонстрирует свой высокий уровень мастерства, исключительную квалификацию, а также отстаивает честь представляемой образовательной организации.

Стоит заметить, что приоритетные мероприятия такого уровня требуют тщательной, методической, систематической подготовки и значительных моральных затрат.

Данная статья раскрывает некоторые особенности подготовки к участию в региональном чемпионате WorldSkills по компетенции «Сварочные технологии»: наличие «человеческого ресурса»; подбор кандидатуры участника среди студентов;  подбор кандидатуры мастера производственного обучения, компатриота, наличие структуры подготовки.

Несмотря на то, что обязательной составной подготовки выступает финансовое обеспечение на приобретение высококачественного оборудования и расходных материалов, первостепенное слагаемое, по нашему мнению, является наличие «человеческого ресурса». Это так называемый безупречный симбиоз студента, имеющего определенные личностные характеристики и профессиональные навыки, минимально приобретённые на учебной практике, а также мастера производственного обучения, готового взрастить специалиста наивысшего уровня, опираясь на свой обширный профессиональный опыт.

Второе слагаемое – грамотный подбор кандидатуры среди студентов. Данная особенность подготовки подразумевает два уровня. На первом, поверхностном,  прослеживается следующий очевидный алгоритм:

  • анализ кандидатов из числа обучающихся, исходя из их навыков продемонстрированных на предыдущей учебной практике;
  • опрос классных руководителей;
  • опрос заведующих отделений;

Однако подготовка на основании столь простого и логичного алгоритма подбора кандидата в участники чемпионата WorldSkills оказалась неэффективной. В связи с этим, на втором, углубленном уровне подбора кандидатуры среди студентов для участия в чемпионате WorldSkills по компетенции «Сварочные технологии» прослеживается следующий алгоритм:

  • анализ кандидатов из числа обучающихся за год до проведения чемпионата;
  • учет фактического навыка студента в сварке, приобретённого на учебной практике, а не «формального отличника» – базис для дальнейшего развития;
  • учет личностных и физических характеристик кандидата – наличие физической подготовки, а наличие соревновательного опыта (возможно спортивного) и исключительная стрессоустойчивость. Данные характеристики обеспечивают некоторую фору при подготовке, поскольку работа сварщика связана с долгим нахождением в неудобных статичных позах.

Третье слагаемое – грамотный подбор кандидатуры мастера производственного обучения, компатриота.

К сожалению, возможны номинальные случаи выбора кандидатуры из мастеров производственного обучения в качестве эксперта компатриота для подготовки студента к участию в чемпионате. Однако, если подойти грамотно к выбору кандидатуры мастера производственного обучения для поставленной задачи то, все таки, можно выделить некоторые значимые характеристики портрета успешного и эффективного эксперта компатриота:  

  • понимание возрастно-психологических особенностей студентов;
  • понимание «образовательных особенностей» обучающихся поколения Z, а в дальнейшем поколения Альфа;
  • изучение «трендов» молодежи, которые будут способствовать налаживанию межличностного взаимодействия, «командного климата»;
  • обширный опыт в сварочном производстве различными сварочными процессами;
  • готовность организовать процесс подготовки увлекательно для студента, замотивировать его на результат;
  • исключительная стрессоустойчивость.

Четвертое слагаемое  – наличие структуры подготовки, которая подразумевает:

  1. Системность. Необходимо разработать график подготовки, выбрать определенные дни, необходимое количество времени и не допускать пропусков занятий. Практика показывает, что не всегда целесообразно проводить занятия ежедневно, поскольку это может повлечь за собой повышенную утомляемость, организм, а в частности органы дыхания и зрения должны отдыхать, в противном случае может возникнуть падение мотивации обучающегося.
  2. Теоретическую часть. Представляющая собой изучение и разъяснение основных положений проведения регионального чемпионата по компетенции «Сварочные технологии», правил его проведения, основной терминологии, ролей, кодекса этики, технического задания, правил техники безопасности, критериев оценок, а также формирование осознания у студента важности участия в мероприятии такого высокого уровня и приоритета.
  3. Практическую часть. Наиболее объемная часть подготовки, где особенно важное значение имеет производственный опыт мастера – эксперта компатриота. Недостаточно иметь просто многолетний опыт в сварке. Он должен быть обширным и многогранным: навыки в ручной дуговой, аргонодуговой сварке черных и цветных металлов, полуавтоматической сварки порошковой проволокой, а также проволокой сплошного сечения. Не лишним окажется изучение и анализ зарубежного опыта в сварке; опыта отечественных коллег, имеющих колоссальные успехи в качестве исполнения сварочных швов, разными сварочными процессами; тонкостей новых, в некоторой степени самобытных технологий, предоставленных специалистами в интернете и социальных сетях (YouTube-каналы, Tik-Tok, Instagram). Таким образом, для того чтобы мастер смог передать тонкости исполнения того или иного соединения мало просто скинуть ссылку на видео обучающему, или отправить его в информационные просторы библиотек, мастеру необходимо понять как выполняется соединение, отработать его самостоятельно неоднократно и только после этого давать исчерпывающие комментарии студенту и поэтапно контролировать его качество исполнения.
  4. Благоприятную атмосферу в команде. Нет смысла «узурпировать» студента, «давить» повышенными требованиями. Важно сформировать общую мотивацию на успех, заинтересованность в получении качественного результата, взрастить дух соревнования. Эффективными механизмами выступают: грамотный подбор различных форм организации занятий по подготовке; использование современных педагогических технологий; применение элементов «геймификации»; организация работы на время; соревнование между студентом и мастером производственного обучения, по критериям технического задания. Помимо этого, важно предоставлять возможность студенту проявить инициативу в выборе особенностей пути достижения результата в том или ином задании (например: непривычный хват горелки, не противоречащий технике безопасности, но удобный для обучающегося).

Итак, качественная подготовка к участию в региональном чемпионате по стандартам WorldSkills по компетенции «Сварочные технологии» это процесс, включающий ряд особенностей: наличие «человеческого ресурса»; подбор кандидатуры участника среди студентов;  подбор кандидатуры мастера производственного обучения, компатриота, наличие структуры подготовки. Учет этих особенностей, по нашему мнению способен привести участника и эксперта компатриота к обоюдному успеху и качественному результату – получение призового места на чемпионате.  

Представленное видение подготовки нельзя считать панацеей и истиной в первой инстанции, также будет не корректно примерять его к подготовке по другим компетенциям чемпионатного движения, поскольку каждая из компетенций предполагает технические особенности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности подготовки к участию в региональном чемпионате по стандартам WorldSkills по компетенции "Сварочные технологии"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*