Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Салонная музыка Франции XIX века

17.03.2022 675 1028
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Волкова Анна Сергеевна
Волкова Анна Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

Согласно истории, в 19 веке были довольно популярны салоны: места, где собирались знатные лица для обсуждения светских тем и просто приятного времяпрепровождения. В салонах устраивались выставки картин, музыкальные и чтецкие вечера.

Существовали дамские салоны: под музыку девушки вышивали, читали стихи и поэмы. Во всех этих салонах неотъемлемой частью была музыка: так она и получила свое название – салонная. 

Французский салон подчинялся определенным законам, хотя и не был формальной организацией. Многие из них были заложены еще в XVII веке. Главный закон: в салоне должна быть хозяйка, недаром самым первым признан салон маркизы де Рамбуйе [1].

Еще в XVII веке салон (чаще всего политический) приобретает еще одну обязательную функцию: он становится центром информации, поскольку газеты всегда запаздывали, и, кроме того, в стране, где отсутствовала свобода печати, это было единственное место, где говорили все, что думали, а с 1750-х годов даже слушали публичные выступления вождей оппозиции. Для того чтобы обеспечить эту информацию, хозяйки салонов стремились привлечь на свои вечера ее носителей: дипломатов, иностранных путешественников, а также военных, что было особо актуально, ведь в начале XIX века велась военная кампания Наполеона. Так как в то время был приподнят патриотический настрой, то люди были особо заинтересованы в ходе битв, происходящих в Европе [2].

В основном музыка в начале XIX века была также в патриотическом духе: в основном писали и исполняли марши и гимны. Такой патриотизм не вызывал восторга у всех: люди уставали от однообразия темпов и мелодий, поэтому им хотелось послушать что-то более простое и душевное. Именно в этот момент салоны брали на себя ещё одну важную роль – распространение так называемой «салонной музыки».

Стоит прояснить, что представляет из себя музыка салонов. Салонная музыка - произведения начинающих композиторов классического и романтического направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократичных салонов XIX века.

Музыка, которая игралась в салонах в первой половине данного века, была написана такими композиторами, как А. Хальм, А. Том, А. Бертини.

Характерные черты рассматриваемой музыки:

  • блестящая, элегантная фактура;
  • внешние виртуозные эффекты;
  • чувствительная мелодика;
  • приторно-благозвучная гармония.

Лирическая программность, свойственная салонной музыке, обращена к «общим местам» поэзии сентиментально-романтического направления.

В целом, салонная музыка отличается нетворческим отношением к профессиональной традиции, неподлинностью художественной выразительности, когда, по словам Р. Шумана, «всё только искусственно подогрето, только кокетливо, только выучено» [3].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Салонная музыка Франции XIX века




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*