Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся

18.02.2014 2517 6667
Левина Ольга Ивановна
Левина Ольга Ивановна, преподаватель

Акомёлкова Дарья Сергеевна
Акомёлкова Дарья Сергеевна, студент

Мезенский педагогический колледж

Предо мной как перед будущим учителем иностранного языка встают вопросы: Как увлечь учащихся изучением немецкого языка? Как сделать урок необычным, интересным? Как пробудить желание учащихся к выражению своих собственных идей, проявлению индивидуальных способностей? Ответ, на первый взгляд, очевиден: каждый урок должен пробуждать познавательный интерес обучающихся,  быть нестандартным, иметь элементы новизны и личностно-ориентированных заданий разного уровня, включать в себя коммуникационно-информационные, здоровьесберегающие технологии. Все эти составляющие современного урока помогают воплотить в жизнь нетрадиционные формы урока, современные методы обучения немецкому языку, одним из которых является проектная деятельность. Прежде всего следует выяснить следующие моменты:


1. Действительно ли метод проектов позволяет систематизировать знания и умения, раскрыть творческий потенциал обучающихся?

2. Каким образом проектная методика способствует  организации самостоятельной работы с учебным материалом, помогает находить, анализировать дополнительную информацию, разносторонне подходить к решению определенной задачи?

3. Насколько хорошо проектная деятельность (индивидуальная, парная, групповая) влияет на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компе­тенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)?

4. Как влияет использование проектной методики на уроке иностранного языка на развитие и воспитаниеспособности и готовности обучающихся к самостоятельному и непрерывному изучению немецкого языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, личностному самоопределению в отношении будущей профессии?

5. На каком уровне проектная методика помогает достичь усвоения языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение?

6. Позволяет ли проектная методика развивать устойчивый интерес к изучению иностранного языка, развивать познавательные, творческие  способности, критическое мышление обучающихся, их потребность в самообразовании и самореализации.

 

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником его считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал термина «проект».


Идеи проектного обучения появились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.


Метод проектов развивает познавательную, творческую активность, критическое мышление обучающихся, способствует формированию умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Суть понятия “проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов их решения.


В основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом  разнообразных и достаточных для решения данной проблемы знаний. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать со специальной  информацией, с аутентичным текстом, анализировать, делать обобщения, выводы. К творческим умениям относятся, прежде всего, умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия. Среди коммуникативных умений можно выделить умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение лаконично излагать свою мысль, умение находить компромисс с собеседником и т.п.

 

Методисты выделяют такие основные требования к проекту:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов.

 

В соответствие с этими требованиями можно выделить следующие этапы разработки проекта и его проведения:

1. Обсуждение ситуаций по выявлению одной или нескольких проблем по изучаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения обозначенных проблем («мозговой штурм»).

3. Обсуждение и обоснование методов исследования выдвинутых гипотез в микро-группах, информационных источников для проверки определённой гипотезы, оформление результатов.

4. Работа в группах (парах, индивидуально) с конкретными данными, подтверждающими или опровергающими выдвинутую гипотезу.

5. Защита проектов каждой из групп с последующим обсуждением и оценкой результатов  деятельности.

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

В методике обучения иностранным языкам выделяют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.


Исследовательские проектытребуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, несомненно, должно соответствовать уровню языковой подготовки обучающихся.


Так на 4-ом курсе мы занимаемся курсовым проектированием по предмету «Теория  и методика обучения иностранному языку в школе». Для меня представляла особый интерес тема «Использование игр и игровых приёмов при изучении грамматике немецкого языка». Я самостоятельно подбирала необходимую научную и методическую литературу, анализировала опыт работы учителей немецкого языка по данному направлению, разработала цепочку грамматических упражнений с применением игр для учащихся 2-ого класса и апробировала практическую часть своего методического проекта в школе № 7 г. Орла. Результаты исследования я представила в статье и в выступлении на II Всероссийской научно-практической конференции студентов среднего профессионального образования «Интеллектуальный потенциал 21 века – инновационной России» 17 мая 2013 г в г. Мценске.

 

В этом учебном году я выбрала для моего научного исследования тему «Использование на уроке иностранного языка  проектной методики». 21 октября 2013 года вместе с преподавателями кафедры иностранных языков и студентами 4 и 5 курсов я приняла участие в интегрированном сеансе видеоконференцсвязи по теме «Проектные методы в преподавании – основа формирования творческого мышления учащихся»в рамках работы инновационной площадки. На этом круглом столе были представлены различные учебные проекты, в реализации которых я принимала непосредственное участие.

Творческие проектыпредполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.


На кафедре иностранных языков нашего колледжа часто проводятся творческие проекты, в которых наши студенты, в том числе и я, принимаем активное участие. В прошлом году весь первый семестр на занятиях спецкурса «Газетная лексика» мы работали над проектом "Журнал в колледже". На уроках мы знакомились с русской и немецкой прессой, журналами "JUMA" и "Maulwurf". Так у нас появилась идея создания своего журнала на немецком языке "GOOD' OK" [Приложение 1]. Сначала мы наметили рубрики журнала, определили ответственных за подготовку материалов (я выполняла обязанности главного редактора), составили план работы корреспондентов. Главная статья журнала была посвящена истории нашего учебного заведения, поэтому несколько занятий мы провели в музее колледжа. Редколлегией журнала "GOOD' OK" был проведён конкурс "Лицо на обложку", в котором принимали участие студенты, преподаватели и выпускники отделения иностранных языков.

Большое место в журнале мы отвели изучению немецкого языка в колледже, тесным связям с выпускниками, которые часто являются нашими гостями на различных мероприятиях и конкурсах, творческим работам студентов отделения. Несколько страниц было посвящено нашему любимому городу Орлу, отзывам наших студентов о поездках в Германию и во Францию, традициям колледжа и отделения иностранных языков. Презентация журнала состоялась в день закрытия Недели кафедры иностранных языков 28 декабря 2012 года.

 

В рамках Недели кафедры мы участвуем в реализации разнообразных творческих проектов: конкурсы сочинений «Я рисую свои сны», «Объяснение в любви иностранному языку», «Моё любимое немецкое слово», «Зимние фантазии», конкурс литературного перевода и интерпретации немецких песен и стихотворений «Благодарность временам года», конкурс выразительного чтения и иллюстрации иноязычных стихотворений «Волшебная кисть», конкурс компьютерных презентаций «Всё это - Германия», конкурс сочинения и иллюстрации стихотворений на немецком языке «Германия для меня – это…» и другие [Приложение 2].

В ролево – игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево – игровая.


Уже в течение трёх лет мы участвуем в проекте «Рождественское ралли» для студентов-первокурсников, который проводится в декабре накануне празднования католического Рождества в Германии. Мы определяем количество станций, назначаем ответственных за каждую станцию, разрабатываем задания, подбираем раздаточный, наглядный аудио- и видеоматериал, оформляем  маршрутные листы для групп, празднично украшаем станции. Студенты делятся на группы с учётом их языковой подготовки и отправляются в увлекательное путешествие по станциям, на которых они выполняют страноведческие и многие другие интересные задания: отгадывают немецкие загадки, выразительно читают за диктором детские считалки и рифмовки, инсценируют народные сказки и шванки, поют рождественские песни, разучивают под музыку движения народных танцев, отгадывают с помощью мимики и жестов немецкие слова, подписывают рождественские открытки, готовят ёлочные украшения и наряжают ёлку, собирают карту Германии, соотносят названия федеральных земель и их столиц. В мае 2011 года во время визита французских школьников в наш колледж мы проводили «Майское ралли», которое вызвало бурю эмоций, так как живое общение на немецком  языке с  иностранцами было очень интересным и оставило у нас самые тёплые воспоминания, а кроме того, пробудило в нас огромное желание  изучать немецкий язык.


К ролево-игровым проектам можно отнести и читательскую конференцию «Мои любимые книжки Эриха Кестнера», посвящённую жизни и творчеству знаменитого писателя, публициста и антифашиста. Мы заново взглянули на его творчество, узнав подробнее о его деятельности, познакомились на уроках домашнего чтения не только с его прозаическими произведениями, но и с красивыми стихотворениями, такими как «Маленькое соло». Мы увидели прекрасный австрийский город Зальцбург глазами его героев и современных туристов, драматизировали отрывок из его сказки «Кот в сапогах», инсценировали диалог с библиотекарем, который рекомендовал нам различные книжки автора, озвучивали кадры мультфильма по его детской  книжке «Близнецы», придумывали рекламу современного фильма «Эмиль и сыщики», пытались представить и изобразить памятник писателю в его родном городе Дрездене. Подобные проекты затрагивают эмоциональную сферу обучающихся, развивают их творческую инициативу, самостоятельность, заставляют вдумчиво относиться к каждому слову, способствуют  осознанному изучению иностранного

языка.


Информационные проектынаправлены на сбор информации, о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска; презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью. Ежегодно мы участвуем в большом количестве разнообразных информационных проектов, особенно при изучении лингвострановедения. Так как 2013 год был объявлен годом Германии в России и России в Германии,  мы приняли участие в следующих проектах: «Знаменитые русские в Германии», «Немецкие учёные – лауреаты Нобелевской премии», «Семь необычных музеев Германии», «Нейшванштейн – жемчужина Баварии», «Города Германии и их достопримечательности», «Жизнь и творчество знаменитых немецких художников», «Сотрудничество Германии и России», «Оффенбах и Орёл - города–побратимы», «Семь чудес света Орловщины», «Знаменитые композиторы Германии», «Развитие туризма и спорта  в Германии», «Русские поэты на немецком языке» [Приложение 3].


Практико-ориентированные проектыотличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. В прошлом учебном году мы принимали активное участие в проекте "Литературно-исторический Орёл (к 450-летию г. Орла)". В результате проделанной нами работы были намечены туристические маршруты по нашему родному городу, подготовлены тексты экскурсий «Орёл литературный», «Храмы и церкви г. Орла», «Орёл – город первого салюта», «Город музеев и театров», «Современный и старый город Орёл». Мы разработали рекламные проспекты, написали статью в журнал "GOOD' OK". Я представила наш город на страницах календаря на 2013 год [Приложение 4]. Подобную работу мы проводили и в процессе подготовки к виртуальному путешествию «Мой Берлин», посвященному Дню объединения Германии и падению Берлинской стены.


В канун празднования Рождества мы организуем для первокурсников конкурсы на лучший эскиз новогодней открытки, на лучшую новогоднюю игрушку или ёлочное украшение, на лучший Рождественский сапожок.

Участие в разнообразных проектах даёт возможность обучающимся раскрыть свои способности, реализовать свои идеи и даёт богатый опыт в плане организации проектной деятельности на уроке иностранного языка. Во время прохождения различных видов практики в школах г. Орла и Орловского района я использовала проектную методику на своих уроках уже в качестве учителя немецкого языка. Так с учащимися 8-ого класса мы оформляли коллаж по теме «Германия – страна возможностей», а с семиклассниками писали фоторепортаж «Моя малая родина» и проводили конкурс рисунков «Мой милый край».

Как показывает практика и мой собственный опыт работы над проектами, использование на уроке иностранного языка проектной методики положительно влияет на мотивацию изучения иностранного языка и оказывает неоценимый вклад в формирование коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.

 

В результате методического исследования мы пришли к выводу, что использование проектной методики в процессе изучения иностранного языка имеет ряд значительных преимуществ:

- Она позволяет обучающимся применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходит за привычные рамки урока и требует много времени и самостоятельности, но такие усилия оправдывают себя, так как при этом повышается мотивация обучающихся, ведь занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на их практическое  использование, затрагивая и эмоциональную сферу обучающихся.

- Самостоятельно добывая необходимую информацию (в том числе лингвистическую) не только из учебников, но и из других источников, обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, что развивает их критическое мышление.

- В процессе работы над   проектом успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом и учителем, который становится равноправным партнером и консультантом.

- В проектной методике весь учебный процесс ориентирован на личность обучающегося, учитываются прежде всего его интересы, жизненный опыт и приоритеты, индивидуальные наклонности и способности.

- Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый обучающийся, работая индивидуально или в микро-группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

- Совместная работа в рамках проекта развивает у обучающихся стремление доводить дело до конца, умение задокументировать результаты своего труда, например: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- или видеозапись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

- Форму презентации и документации обучающиеся выбирают сами, что развивает их творческую активность и креативность.

Таким образом, применение метода проектов на уроке иностранного языка полностью оправдывает себя.

 

Приложения 1-4

 

Список использованной литературы:

1. Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2009, - №2    

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений./ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2006

3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5

4. Дьюи Дж. «Школа и общество»/ Дж. Дьюи// «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003 – № 4.

5. Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/animals.html/

6. Кохендерфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку// Иностранные языки в школе. - 2008. - №4

7. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.itlt/edu.nstu.ru/

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это?/ Н.Ю.Пахомова // Методист, 2004– № 4

10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.

11. Сатарова Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе»- /Е.Г. Сатарова// Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003.-№4

12. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. -  2008. - №1

13. Тамбулатова Т.К. Использование творческих заданий при обучении//Иностранные языки в школе. – 2008. -№8

14. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.

15. Шишова И.В. Проектная работа в обучении иностранному языку//Иностранные языки в школе. – 2008.-№1




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*