Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ жизни каждого народа есть события, память о которых хранят благодарные потомки. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц в истории нашей Родины. В жестоких, кровопролитных сражениях, навсегда вошедших в историю военного искусства, русская армия и народ отстояли свое Отечество. Война 1812 года возвеличила русский народ, вызвала порыв справедливой гордости и уверенности в себе, потрясла сердца.
Рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, танцоров и музыкантов к героическим страницам русской истории.
Уже через четыре дня после Бородинского сражения был дан первый патриотический балет «Всеобщее ополчение или Любовь к отечеству» поставленный первым русским хореографом И.И. Вальберхом. Особенность этих балетов заключалась в их синтетичности: русский танец, песня и драматический диалог составляли в них единое целое. Это снижало танцевальную сущность спектакля, зато воздействие его на зрителя возрастало. Современник свидетельствовал, что «...одно мановение знамени с надписью «За отечество» доводило зрителей до исступления. Некоторые... бежали прямо записываться в ряды ополчения» писал Пушкин. А будущая прима русского балета, а пока ещё юная Авдотья Истомина участвовавшая в этих спектаклях, впоследствии вспоминала, как прямо после спектаклей зрители записывались в ополчение и уходили на фронт, это производило сильное впечатление, и впервые юная актриса поняла, какую большую роль может играть театр в жизни всего общества, какое влияние он может оказывать на людей. Вплоть до осени 1814 года одна постановка сменяла другую: «Праздник в лагере», «Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству», «Казак в Лондоне» и другие. В тяжёлые для нашей родины годы войны на русский сцене утверждается новый жанр и самобытный тип национального спектакля – народно-патриотический дивертисмент. Эти балеты прославляли победы русских войск в 1812–1814 годах, поднимали боевой дух солдат, оставляли надежду в сердцах россиян. Именно в годы борьбы с наполеоновским нашествием они обретают высокое патриотическое звучание. Несложный и популярный драматический сюжет, понятный всему зрительному залу, объединял разнообразные номера – вокальные и танцевальные. Солдатские песни, старинные хороводы, цыганские пляски – все лучшие образцы народного искусства, перенесенные на сцену, находили горячий отклик в сердцах русских людей. Театральный критик Р.Зотов писал: «Зала всегда была наполнена, как скоро афиша объявляла спектакль патриотический, и восторг зрителей при каждом слове, имеющим какую – нибудь аналогию, доходил до исступления». Большой популярностью пользовались поставленные в 1812 году дивертисменты С.И. Давыдова «Торжество победы» и Т.В. Жуковского «Казак и прусский волонтёр в Германии». Не сходил в послевоенные годы со сцены водевиль С.Н. Титова «Крестьяне, или Встреча незваных». Все эти спектакли способствовали патриотическому подъёму русского общества [2].
В 1815 году в Москве состоялась премьера народно-патриотического дивертисмента «Семик, или Гулянье в Марьиной роще». Музыку написал композитор С. Давыдов, танцы в спектаклях поставил известный московский танцовщик и балетмейстер И. Аблец. О том, как выглядел новый спектакль, можно составить представление, познакомившись с воспоминаниями одного из современников – известного хореографа А. Глушковского. «В «Семике» участвовали лучшие певцы и певицы того времени – писал он. – Для них был нарочно сочинен Давыдовым хор русских солдат, в честь русского воинства, который был отлично слажен. Ко всему этому употреблен был в этом же дивертисменте известный песенник Лебедев, который явился хороводом - запевалой перед кружком песенников с разными русскими простонародными инструментами: с ложками, гремушками дудками и прочее. Этот хор так мастерски выполнял свое дело, что даже у старичков косточки зашевелились. Прибавьте к этому превосходный кордебалет, который действовал ровно, точно и вы составите себе приблизительное понятие о том, какое впечатление должен был произвести этот народный балет «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» - самый известный из дивертисментов тех лет [1].
Именем он своим обязан старинному празднику. В семик (так назывался четверг на седьмой неделе поста) с раннего утра во дворах, на улицах, в домах, выставлялись березки в память родных и погибших. После поминания девушки и парни обычно отправлялись в рощу «заломить» традиционное «семицкое» дерево. Украсив его лентами и бубенцами, они с песнями и плясками возвращались домой, приветствуя наступающую весну. Праздник отмечали в России широко и торжественно. В спектакле И. Аблеца этот обычай поминовения близких перекликался с недавними событиями Отечественной войны, рассказ о которых звучал в солдатских песнях. Исполняемые во время представления, они как бы определяли эмоциональную тональность «Семика» и встречали восторженный прием у зрителей. Сцену украшали декорации, воссоздающие пейзаж Марьиной рощи хорошо известного москвичам места народных гуляний. Песни, пляски сменяли друг друга. Иван Аблец, выдающийся пропагандист русской пляски, не только сам выступал в «Семике» как исполнитель, но и привлек к работе над спектаклем великолепных артисток, знающих, и любящих русский танец: Иванову - Глушковскую, Махаеву, Окуневу [3].
С первых дней своей сценической жизни «Семик» имел поистине выдающийся успех, было даже специальное распоряжении «давать этот дивертисмент не в счет абонемента, так как его публика не могла насмотреться». В течение месяца после премьеры спектакль прошел пятнадцать раз! О полюбившемся москвичам «Семике» узнали в столице. И вскоре представление удивило свет рампы в Петербурге. «Перенос» с помощью Глушковского осуществил Огюст Пуаро. Военная тема передавалась солдатским маршем, показывались русские, украинские, казацкие пляски, исполнялись различные дуэты, хоры, хороводы. Причем номера эти постоянно менялись.
Русские балетные деятели заметно творчески выросли и доказали, что они способны выполнять любые поставленные перед ними сценические задачи. Они добились признания своих постановок у зрителя и в итоге упорной борьбы покончили с иностранным засилием в балетном театре. Интерес к балету стремительно рос и распространялся по всей России. Патриотический подъем, вызванный войной с Наполеоном, повлек за собой демократизацию балетного репертуара. Театр перестал ориентироваться исключительно на придворные вкусы, и лучшие его постановки приобрели полную национальную самостоятельность, отражая прогрессивные устремления русской общественной мысли. Не менее важным было и то, что русская пляска окончательно утвердилась на балетной сцене и превратилась в сценический танец. Особенности его артисты балета незаметно переносили и в танец серьезный (который мы теперь называем классическим), постепенно создавая русскую школу классического танца [2].
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Народно-патриотические дивертисменты в годы Отечественной войны 1812 года
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.