Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кто такой лидер?

17.03.2022 1636 3411
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Кощеев Павел Алексеевич
Кощеев Павел Алексеевич, студент

Вятский колледж культуры

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект.

Ученые имеют разные мнения о характере лидерских качеств. Так, например, английский психолог Фрэнсис Гальтон был уверен, что лидерство имеет природный характер, а южноафриканский ученый Сессиль Родс распространял идею воспитанию лидера из любого ученика при должном обучении.

Человек – это биосоциальное существо, которое часто находится в окружении других индивидов на учебе и работе. В любой группе людей есть такой человек, к мнению которого прислушиваются и за которым идут. Не всегда этот человек может быть главенствующим должностным лицом, но он всегда является лидером группы. [6]

По мнению советского и российского психолога Р.С. Немова лидерство – особое положение внутри социальной группы, которое предполагает оказание влияния на других индивидов для последующего достижения целей. Лидеры всегда существовали как в животном мире, так и в человеческом социуме. Вопросами возникновения лидерства задавался уже Платон, в последующем другие исследователи неоднократно обращались к этой проблеме. [1]

Также Немов Р.С. считал, что лидером называет человека, признанного и поддерживаемого всеми членами команды. По его мнению, быть лидером – большая честь и, одновременно с этим, большая ответственность. [2]

По мнению Арсения Паламаря, лидеру всегда нужно самому принимать решения в команде, он как капитан в игре. Ему нужно вести за собой людей, чтобы люди всегда были на его стороне. Лидер может принять правильное решение, и его команда будет ему аплодировать, но может и выбрать не правильное решение, тогда каждый из участников команд будет думать, что всё могло быть иначе, если бы лидер не ошибся [3].

Лидерство – это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). [2]

Байдаков А. Н. в современной науке выделял два основных типа лидерства: формальное; неформальное.

Формальное лидерство – это воздействие индивида на других людей в силу официально занимаемой им руководящей должности. Такой человек обладает определенными преимуществами и обязанностями, исходя из его статуса и занимаемой должности. Тот, кто наделен статусом формального лидера, не всегда выполняет сами лидерские функции.

Формальный лидер по большей части направляет работу других и одновременно несет персональную ответственность за все полученные результаты. Хороший менеджер постоянно контролирует сроки и действия сотрудников, он может вносить порядок и последовательность в те виды работ, которые выполняются сотрудниками. Свое взаимодействие с подчиненными руководитель, т.е. лидер выстраивает на основе фактов и придерживаясь рамок по отношению к целям и задачам. Такое взаимодействие достаточно редко выходит на неформальный уровень, но и имеющиеся отношения вполне устраивают все стороны.

Официально назначенный руководитель обладает некоторыми преимуществами. Например, он чаще становится лидером именно потому, что уже имеет конкретные навыки и полномочия в этих процессах. Но следует помнить еще и о том, что даже официально назначенный руководитель не считается лидером, ведь его признанию предшествует масса процессов. Лидерство базируется чаще на неформальной основе, поскольку для того, чтобы человека признали главным, недостаточно просто установить его на эту должность. Быть лидером – значит уметь вести за собой людей. Настоящие лидеры покоряют аудиторию своей убедительностью и харизмой. Они оказывают определенное психологическое воздействие, им хочется верить, доверять свои жизни, свою работу. А еще лидер – объективен. Он дает оценку всему происходящему, опираясь на опыт и те показатели, которые демонстрирует непосредственно исполнитель. Конечно, есть место и межличностным отношениям, но в таком случае лидерство носит скорее неформальный характер. Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не особо интересуется дальнейшей карьерой. В первом случае руководитель, отождествляя себя с высшим руководством, а не с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором случае он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Таким образом, формальный лидер – это человек, полностью погруженный в работу и не стремящийся вступить в межличностные неформальные контакты с подчиненными. Руководители выстраивают свои отношения соответственно ролям, которые подчиненные играют в той цепочке событий, где есть определенная структура компании, цели и задачи предприятия, планы и сроки. Как правило, формальное лидерство имеет особое значение в крупных организациях и корпорациях, где необходимо регулярно поддерживать крепкие связи и контролировать все процессы между структурными подразделениями компании. Формальный лидер имеет особую поддержку. Она выражается в делегированных официальных полномочиях. Обычно лидер действует внутри отведенной ему функциональной области, поскольку он лучше всего понимает ее, полностью погружается в специфику процессов.

Неформальным лидером является человек, который не всегда занимает руководящую должность, но при этом его слова становятся очень весомыми для коллектива. У него нет полномочий для того, чтобы принимать какие-то важные решения, и он не имеет права управлять персоналом. Но его личность настолько сильная и яркая, что он внушает доверие сотрудникам, имея над ними определенный уровень власти.

Главное преимущество неформального лидера состоит в том, что он теснее и ближе общается с коллегами. Понимая, что им действительно нужно, какие проблемы есть в коллективе, он может быть влиятельнее, нежели формальный лидер. Все это именно из-за того, что у него имеется конкретный уровень эмпатии и понимания, а также участия непосредственно в выстраивании коллектива и в его жизни. Также неформальное лидерство примечательно еще и тем, что иногда коллектив находится под влиянием одного из коллег. При этом сотрудники сами этого до конца не понимают, нет осознания. Но они замечают, что есть человек, который может организовывать команду, грамотно распределять обязанности между сотрудниками и помогает им в решении задач. В случае затруднений к неформальному лидеру обращаются намного чаще, чем к формальному. Во-первых, этот человек практически всегда находится на своем рабочем месте, а значит, он быстрее даст обратную реакцию и связь. Во-вторых, намного проще обсуждать некоторые проблемы и вопросы с человеком, который находится примерно на том же уровне, что и все остальные сотрудники. Лидер может увлечь за собой других людей, привлечь их к выполнению какой-либо деятельности, внушить им идею и желание действовать в сложившихся условиях. У него есть талант организатора, внутреннее чутье. Как правило, такому не учат в вузах, эти качества развиваются внутри человека и лишь подкрепляются, когда тот набирается опыта. [8]

Лидерству можно научиться. Конечно, у хорошего лидера есть такое удивительное дополнительное качество, которое трудно просчитать, оно называется – харизма. Но есть очень много нехаризматичных лидеров, которые владеют лидерством как технологией, как способом поведения. К этому необходимо добавить уважение к другим людям и ответственность за будущее группы. Лидерские задатки – понятие очень абстрактное. В большинстве случаев лидерское поведение формируется в течение достаточно большого времени, происходит избавление от неуверенности и заниженной самооценки, лидерское поведение оттачивается, проходит проверку на адекватность в разных трупах.

Т. В. Вырупаева и И. Ю. Моськина считают, что существует 5 разновидностей неформальных лидеров:

  1. Организатор – занимается в основном организационными вопросами;
  2. Рубаха-парень – имеет хорошую фантазию и находит нестандартное решение проблем;
  3. Бунтарь – всегда знает, когда и как выразить свою мысль, которая может быть абсолютно противоположной той идее, которая высказывается формальным лидером;
  4. Дирижер – к нему обращается руководитель, если хочет выстраивать отношения с подчиненными;
  5. Серый кардинал – не претендует на главенство, но может оказывать влияние на коллектив. [7]

Д. Коттон выделил в социальной психологии несколько стилей лидерства, которые отличаются друг от друга инструментами, которые использует лидер. Так выделяют авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства.

Авторитарный стиль лидерства (лат. autoritas – влияние, власть) – это такой стиль лидерства, при котором человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Проблемы подчиненных или других людей его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.  

Демократический стиль лидерства (от греч. demos народ, kratos власть, правление) – это такой стиль лидерства, при котором начальникь (лидер) работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Попустительский стиль лидерства заключается в том, что лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса. [5]

Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу. Ни одна группа не может существовать без лидера. Экспериментальная практика выделила несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-дипломат, лидер-борец, лидер-творец, лидер-утешитель.

Лидер-организатор – это человек, который умеет собирать нужную команду, понимать ее нужды и воспринимать их как собственные. Действует активно, всегда сохраняя позитивный настрой и веру в успех. Он знает, как убедить каждого, как найти подход к тому или иному последователю, как указать на его промах, не обидев при этом человека. Под руководством такого лидера компания расцветает, а сотрудники работают эффективно и охотно.

Лидер-дипломат – это человек, который умеет договориться с каждым. Он идеально знает ситуацию, дотошно изучает каждую деталь и момент, поэтому обладает рычагами влияния на всех последователей. Его настоящие планы остаются не афишированными, в то время, когда у всех на слуху держатся и так известные вещи.

Лидер-борец – смелый, отчасти самонадеянный и сильный духом человек. У такого лидера обычно мало времени на тщательный анализ ситуаций и возможных последствий, поэтому он действует сразу, но борется за идею до конца. Это здорово мотивирует группу и учит отстаивать «свое» в любой ситуации.

Лидер-творец – это именно тот человек, который может придумать безумный на первый взгляд стартап, а через год подписывать договор о сотрудничестве с мировой компанией. Он смелый и чуткий, видит то, что большинство не замечает. Этими качествами лидер-творец и привлекает своих последователей. С ними же он работает на равных и постоянно призывает к командному обсуждению и решению задач.

Лидер-утешитель – такой человек обладает огромной харизмой. Когда он говорит, что все будет хорошо, ты действительно в это веришь. Такой лидер умеет поддержать в трудную минуту, помогает переживать неудачи и находить мотивацию на восстановление после них. Он уважителен и вежлив по отношению к людям. Бывает, что некоторые виды лидерства объединяются в одном человеке. В значительной мере все зависит именно от группы и ее потребностей.

По мнению кандидата философских наук Г. В. Бороздиной лидер должен обладать следующими качествами: эмоциональный интеллект, высокий уровень мотивации, уверенность в своих силах и интеллект, профессионализм и ответственность, рабочий авторитет и личная эффективность, навыки ведения переговоров, харизматичность и умение выстраивать коммуникации. [4]

Специалисты в большинстве случаев говорят, что такой человек: активный, инициативный в решении задач всей группы человек, который обладает трудолюбием и всегда готов решать трудные ситуации, имеет хорошую осознанность в ситуации, возможностях группы и поставленных условиях, умеет оказывать правильное влияние на соучастников группы, обладает авторитетом и уважением среди остальных, имеет социально адекватное и правильное поведение, соответствующее мировоззрению и ценностным ориентирам группы, умеет безопасно и креативно выходить за рамки различных норм и правил.

Лидер не нуждается во внешних стимулах, он инициативен, делает свое дело лучше остальных, а его энергии хватает на то, чтобы мотивировать других. Высокая самомотивация – признак лидерства.

Уверенность в своих силах и оптимизм – важнейшие качества лидера. Он не выставляет напоказ свои слабости, объективно оценивает реальность и уверен в себе. Сложности только подогревают его интерес к работе.

Лидер берет на себя ответственность за результат, не перекладывает ее на плечи подчиненных, всегда сам вовлечен в процесс и приходит сотрудникам на помощь, если возникают проблемы. Он рассматривает бизнес как систему и влияет на энергетику всей компании.

Лидер обладает непререкаемым рабочим авторитетом. В основе авторитета – моральные и профессиональные качества, его зарабатывают долгие годы. Эффективный руководитель соблюдает чистоплотность в бизнесе, он хороший специалист, дисциплинированный, справедливый по отношению к коллегам и уравновешенный в общении.

Лидер отличается эффективностью. Личная эффективность руководителя – основа производительности его подчиненных. Слагаемые успеха: тайм-менеджмент, умение планировать свою работу, знание предметной области, умение ставить задачи и контролировать работу сотрудников. 

Лидер умеет договариваться: с руководством, коллегами из других отделов, подчиненными, контрагентами. И для каждого «типа» оппонентов нужна разная стратегия ведения переговоров – у всех разные мотивы.

Харизматичность и умение выстраивать коммуникации – неотъемлемая часть для лидера. Харизматичные управленцы знают, как наладить общение с коллегами, и добиваются результата быстрее остальных, с меньшими трудозатратами.

Таким образом, лидер – это человек, который играет в группе ключевую роль, является для ее членов авторитетом и вектором движения, к его мнению прислушиваются и доверяют. Лидер обладает определенными качествами, чаще всего это: эмоциональный интеллект, высокий уровень мотивации, уверенность в своих силах, профессионализм и ответственность, рабочий авторитет и личная эффективность, навыки ведения переговоров, харизматичность и умение выстраивать коммуникации. Лидерские качества можно развивать. Лучше это делать с детства, тогда ребенку будет проще достичь успеха в жизни, так как он будет более коммуникабельным и уверенным в себе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кто такой лидер?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*