Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбразование — это неотъемлемое право каждого человека. Обеспечить высокое качество обучения во всём мире, независимо от социальных условий жизни и уровня развития людей — это одна из стратегических целей мирового общества. Однако, недавно эта цель оказалась под угрозой в связи с началом пандемии COVID-19, которая затронула большинство стран мира и практически все сферы общественной жизни, в том числе и систему образования.
К существующим сложностям недостаточного финансирования образовательных организаций и обеспечения равного доступа к обучению всех категорий граждан добавились новые. Среди основных проблем образования в условиях пандемии можно назвать:
- невозможность организовать полноценное дистанционное обучение;
- недостаточная техническая подготовленность педагогического состава;
- сложности с техническим обеспечением обучающихся;
- недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения;
- снижение общего экономического уровня людей;
- отток учеников и студентов из учреждений образования и другие.
Влияние пандемии на образование оказалось колоссальным. Оно затронуло все ступени обучения. В системе среднего профессионального образования тоже произошли изменения, в основном они связаны с практической деятельностью. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Получить качественные профессиональные навыки в дистанционном формате получается не всегда. И в данной ситуации можно говорить о кризисе, который может привести к определённым негативным последствиям. Наша с вами задача разобраться, каким же образом можно выйти из него, да ещё и с пользой для себя и студентов. Ведь кризис по своей сути – это время новых возможностей и источник развития личности и общества в целом. Мы можем:
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на первый план выходят вопросы самоорганизации. Самоорганизация человека - процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Для этого нужна сильная самомотивация - это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.
Для преподавателя эти вопросы стали основополагающими в разрезе пандемии. Как будет выглядеть мир будущего? Что мы должны уметь, чтобы в нем жить? Чему мы должны учить взрослых и детей, чтобы они могли это делать? Как мы должны их этому учить?
Рассмотрим те сферы, на которые стоит обратить внимание:
Рассмотрим основные тренды, разработанные и внедряемые на государственном уровне:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Коронавирус меняет и людей, и мир. На наших глазах происходят фундаментальные социальные трансформации, немыслимое становится обыденным.
Например, совершенно по-новому звучит вопрос о цифровизации государства и общества. До недавнего времени цифровизация считалась исключительно удобным инструментом. Истинность такого подхода не подвергалась сомнению. Удобно оплатить штраф на расстоянии, не стоять в очереди за справкой, купить билеты на культурное мероприятие или транспорт. Теперь и в образовании стал применяться онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих образовательных учреждений. ВУЗы оказались более готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним профессиональным образовательным учреждениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.
Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди них можно назвать следующие активности:
- использовать онлайн-формат в образовании;
- вводить в образовательный процесс элементы дистанционного обучения на постоянной основе;
- применять альтернативные методы образования;
- повышать уровень технической подготовки педагогов;
- применять методы непрерывной оценки уровня образования.
Особое внимание хочется уделить Федеральному проекту «Социальная активность», который направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. Во время пандемии COVID-19 проходит акция #МыВместе, в рамках которой на помощь государственным учреждениям здравоохранения уже привлечено 250 000 волонтеров, среди которых, в первую очередь, студенты медицинских колледжей и ВУЗов. Наш колледж занимается волонтерской деятельностью около 15 лет, и в этот непростой период пандемии волонтерское движение колледжа значительно окрепло и расширилось.
Перечисленные тренды тесно связаны с воспитательной деятельностью, т.е. мероприятия, проводимые в колледже формируют у студентов в том числе и навыки будущего – это такие навыки, которые позволяют людям быть конкурентоспособными в будущей социально-экономической и технологической реальности. Условно их можно разделить на три аспекта: как студенты применяют эти навыки в ежедневной жизни (общая грамотность: языковая, числовая, научная, информационная, финансовая, гражданская и культурная); как студенты выполняют комплексные задачи (компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) и как студенты воспринимают меняющуюся среду (личные качества: любопытство, инициативность, упорство, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомленность).
Таким образом, для эффективного движения вперед нужно ответить на два основных вопроса «Чему учить?» и «Как учить?»
Один из инструментов образования, который преподаватель использует в своей профессиональной деятельности для для организации системы воспитания студентов колледжа — это рабочая программа воспитания. Её цель – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных специалистов среднего звена на практике. Рабочая программа воспитания ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре Рабочей программы воспитания в соответствии с ФГОС СПО находится личностное развитие обучающихся через студенческое самоуправление и экологическое, гражданско-патриотическое, профессионально-ориентирующее, спортивное и здоровьесберегающее, культурно-творческое воспитание, бизнес-ориентирующее воспитание. Формирование личностных качеств будущего медицинского работника происходит через освоение общих компетенций.
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к основному вектору изменений, который поможет модернизировать систему обучения и воспитания: смещение акцентов с внешних по отношению к обучающимся смыслов образовательного процесса на внутренние для обеспечения собственной самореализации и карьеры и развития мотивации обучения в течение всей жизни. Благодаря этому возможно выстроить социокультурную воспитательную среду образовательной организации, ключевыми моментами в которой будут современная инфраструктура, обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, обеспечение активной роли обучающихся, создание современной информационно-методической базы для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов молодежи, в т.ч. в сфере добровольчества, создание открытой системы критериев и показателей, обеспечивающей анализ эффективности созданной социокультурной воспитательной среды и оценку достижений студентов в освоении общих компетенций (личностных результатов).
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Основные стратегии развития обучения и воспитания в профессиональном образовании
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.