Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основные стратегии развития обучения и воспитания в профессиональном образовании

16.03.2022 448 696
Паршутина Марина Алексеевна
Паршутина Марина Алексеевна, социальный педагог

Тульский областной медицинский колледж

Образование — это неотъемлемое право каждого человека. Обеспечить высокое качество обучения во всём мире, независимо от социальных условий жизни и уровня развития людей — это одна из стратегических целей мирового общества. Однако, недавно эта цель оказалась под угрозой в связи с началом пандемии COVID-19, которая затронула большинство стран мира и практически все сферы общественной жизни, в том числе и систему образования.

К существующим сложностям недостаточного финансирования образовательных организаций и обеспечения равного доступа к обучению всех категорий граждан добавились новые. Среди основных проблем образования в условиях пандемии можно назвать:

- невозможность организовать полноценное дистанционное обучение;

- недостаточная техническая подготовленность педагогического состава;

- сложности с техническим обеспечением обучающихся;

- недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения;

- снижение общего экономического уровня людей;

- отток учеников и студентов из учреждений образования и другие.

Влияние пандемии на образование оказалось колоссальным. Оно затронуло все ступени обучения. В системе среднего профессионального образования тоже произошли изменения, в основном они связаны с практической деятельностью. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Получить качественные профессиональные навыки в дистанционном формате получается не всегда. И в данной ситуации можно говорить о кризисе, который может привести к определённым негативным последствиям. Наша с вами задача разобраться, каким же образом можно выйти из него, да ещё и с пользой для себя и студентов. Ведь кризис по своей сути – это время новых возможностей и источник развития личности и общества в целом. Мы можем:

  • пересмотреть свои цели;
  • разработать новые проекты;
  • повысить свою квалификацию;
  • заняться делами, которые всегда откладывали;
  • избавиться от ненужного балласта дел;
  • задействовать неиспользованные ресурсы;
  • структурировать свою работу.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на первый план выходят вопросы самоорганизации. Самоорганизация человека - процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Для этого нужна сильная самомотивация - это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.

Для преподавателя эти вопросы стали основополагающими в разрезе пандемии. Как будет выглядеть мир будущего? Что мы должны уметь, чтобы в нем жить? Чему мы должны учить взрослых и детей, чтобы они могли это делать? Как мы должны их этому учить?

Рассмотрим те сферы, на которые стоит обратить внимание:

  • технологии (переход на дистанционное обучение нам показал, чем активнее мы будем внедрять электронные формы обучения и сочетать их с офлайн-форматом, тем проще наладить взаимодействие);
  • здоровье (случившаяся пандемия ещё раз подтверждает, что о здоровье нужно заботиться и не пренебрегать им);
  • экология (тот тренд, который становится с каждым днем всё актуальнее);
  • общество (по-другому, открытый новый мир, не нужно его бояться, нужно его изучать и понимать);
  • время (ресурс, которого никогда не хватает ни преподавателям, ни студентам; нужно учиться распределять его правильно).

Рассмотрим основные тренды, разработанные и внедряемые на государственном уровне:

  1. Национальный проект «Образование», при реализации которого решаются две основные задачи:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Коронавирус меняет и людей, и мир. На наших глазах происходят фундаментальные социальные трансформации, немыслимое становится обыденным.

Например, совершенно по-новому звучит вопрос о цифровизации государства и общества. До недавнего времени цифровизация считалась исключительно удобным инструментом. Истинность такого подхода не подвергалась сомнению. Удобно оплатить штраф на расстоянии, не стоять в очереди за справкой, купить билеты на культурное мероприятие или транспорт. Теперь и в образовании стал применяться онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих образовательных учреждений. ВУЗы оказались более готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним профессиональным образовательным учреждениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.

Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди них можно назвать следующие активности:

- использовать онлайн-формат в образовании;

- вводить в образовательный процесс элементы дистанционного обучения на постоянной основе;

- применять альтернативные методы образования;

- повышать уровень технической подготовки педагогов;

- применять методы непрерывной оценки уровня образования.

  1. Национальный проект «Демография» касается практически всех граждан России, включает в себя поддержку семей с детьми, направлен на активное долголетие и здоровый образ жизни. Необходимо внедрять в процесс обучения основы семейных ценностей, воспитывать правильное отношение к семье в целом.
  2. Национальный проект «Экология» нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок в границах городов; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; повышение качества питьевой воды для населения; экологическое оздоровление водных объектов; сохранение биологического разнообразия. Правильное обращение с медицинскими отходами, профилактическая работа с населением — задачи будущих специалистов в системе здравоохранения.
  3. Цель национального проекта «Культура» - увеличить к 2024 году число граждан, вовлеченных в культуру путем создания современной инфраструктуры культуры, внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности. Особое внимание стоит уделить музейной педагогике, направленной на сохранении традиций образовательного учреждения и профессии.

Особое внимание хочется уделить Федеральному проекту «Социальная активность», который направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. Во время пандемии COVID-19 проходит акция #МыВместе, в рамках которой на помощь государственным учреждениям здравоохранения уже привлечено 250 000 волонтеров, среди которых, в первую очередь, студенты медицинских колледжей и ВУЗов. Наш колледж занимается волонтерской деятельностью около 15 лет, и в этот непростой период пандемии волонтерское движение колледжа значительно окрепло и расширилось.

Перечисленные тренды тесно связаны с воспитательной деятельностью, т.е. мероприятия, проводимые в колледже формируют у студентов в том числе и навыки будущего – это такие навыки, которые позволяют людям быть конкурентоспособными в будущей социально-экономической и технологической реальности. Условно их можно разделить на три аспекта: как студенты применяют эти навыки в ежедневной жизни (общая грамотность: языковая, числовая, научная, информационная, финансовая, гражданская и культурная); как студенты выполняют комплексные задачи (компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) и как студенты воспринимают меняющуюся среду (личные качества: любопытство, инициативность, упорство, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомленность).

Таким образом, для эффективного движения вперед нужно ответить на два основных вопроса «Чему учить?» и «Как учить?»

  • Мы не можем научить людей креативности, предоставляя им стандартные задачи.
  • Мы не можем научить людей сотрудничеству и совместной работе, обращаясь к каждому из них индивидуально или ставя их в условия конкуренции друг с другом.
  • Мы не можем научить людей эмпатии и эмоциональному интеллекту, избавляясь от эмоций в образовательном процессе.
  • Мы не можем научить людей развивать медиа-грамотность или информационную гигиену, не допуская использование информационных технологий в учебных аудиториях.
  • Мы не можем научить людей осознанности, если сами в полной мере не осознаем специфику, целеполагание и методику своей деятельности.

Один из инструментов образования, который преподаватель использует в своей профессиональной деятельности для для организации системы воспитания студентов колледжа — это рабочая программа воспитания. Её цель – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных специалистов среднего звена на практике. Рабочая программа воспитания ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

В центре Рабочей программы воспитания в соответствии с ФГОС СПО находится личностное развитие обучающихся через студенческое самоуправление и экологическое, гражданско-патриотическое, профессионально-ориентирующее, спортивное и здоровьесберегающее, культурно-творческое воспитание, бизнес-ориентирующее воспитание. Формирование личностных качеств будущего медицинского работника происходит через освоение общих компетенций.

В заключение хотелось бы еще раз вернуться к основному вектору изменений, который поможет модернизировать систему обучения и воспитания: смещение акцентов с внешних по отношению к обучающимся смыслов образовательного процесса на внутренние для обеспечения собственной самореализации и карьеры и развития мотивации обучения в течение всей жизни. Благодаря этому возможно выстроить социокультурную воспитательную среду образовательной организации, ключевыми моментами в которой будут современная инфраструктура, обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, обеспечение активной роли обучающихся, создание современной информационно-методической базы для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов молодежи, в т.ч. в сфере добровольчества, создание открытой системы критериев и показателей, обеспечивающей анализ эффективности созданной социокультурной воспитательной среды и оценку достижений студентов в освоении общих компетенций (личностных результатов).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Основные стратегии развития обучения и воспитания в профессиональном образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*