Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебная мотивация студентов

15.03.2022 1502 2531
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Никитина Дарья Дмитриевна
Никитина Дарья Дмитриевна, студент

Вятский колледж культуры

Формирование учебной мотивации обучающихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной [5].Мотив – это такой элемент эффективной деятельности, от которого зависит, насколько хорошо люди выполняют свою работу и добиваются поставленной цели.

Мотив (с лат. moveo – двигаю) – это такой материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен человеку или в виде переживаний, которые характеризуются положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, или отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив является одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, которую разработали ведущие советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. В рамках этой теории можно вывести наиболее простое определение мотива: «Мотив - это опредмеченная потребность». Не стоит путать мотив с потребностью и целью, потребность – это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, цель – результат сознательного целеполагания. (Например: жажда – это потребность, вода – это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется – это цель) [3].

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). идеологические мотивы - это желания и влечения человека, которые отражают его физиологические потребности. Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности.

Мотив побуждает человека к деятельности для удовлетворения потребностей (нужд в объектах, необходимых для его существования и развития), [1] совокупность мотивов – это мотивация.

В. Г. Крысько считал, что мотивация (от lat. movere) - это побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности [2].

Существуют несколько видов мотивации.

  • Внешняя мотивация (экстринсивная) - это мотивация, которая не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к человеку обстоятельствами (стремление получать высокие отметки, одобрение учителя, стремление избежать критики, низких оценок, мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми).

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

  • Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (интересен изучаемый предмет, стремление добиться особых успехов).

Внутренняя и внешняя мотивации делятся на положительную и отрицательную.

Положительная мотивация (мотивация «к», пряник) - мотивация, основанная на положительных стимулах (интересный метод преподавания, одобрение родителей).

Отрицательная мотивация (мотивация «от», кнут) – мотивация, основанная на отрицательных стимулах (месть, избегание неудачи). В случае действия такой мотивации человека побуждает к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности».

Формы негативной мотивации могут быть такими: вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм); лишение свободы.

Основным недостатком форм отрицательной мотивации является кратковременность их влияния. Такая мотивация побуждает к деятельности или сдерживает нежелательные поступки только на период их действия. Отрицательная мотивация влияет не человека пропорционально его уверенности в неизбежности наказания [3].

Различают устойчивую и неустойчивую мотивацию.

Устойчивая мотивация – это такая мотивация, которая основана на нуждах человека, она не требует подкрепления во внешних факторах (голод, холод, отдых).

Неустойчивая мотивация – не основанная на нуждах человека и требующая дополнительного подкрепления (желание выучить иностранный язык, получить высшее образование).

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Существует закон Йеркеса-Додсона, который открывает нам понятие оптимума мотивации. Ученые в 1908 году установили, что для того, чтобы животные научились проходить лабиринт, наиболее благоприятен средний уровень мотивации. Так как, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности [4].

В учебной деятельности мотивация также необходима, как и в любой другой деятельности.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Существует несколько видов учебной мотивации.

Познавательная мотивация – это интерес к новой информации и знаниям, которые отражают стремление студентов к самообразованию и направленность на самостоятельное совершенствование способа добывания знаний.

Социальная мотивация – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. К этим же мотивам относят и позиционные, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Престижная мотивация – это стремление учиться лучше одногруппников, присущее студентам с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями. Однако при такой мотивации возможен риск искажения нравственной направленности личности (пренебрежительное отношение к остальным студентам).

Компенсаторная мотивация – это мотивация, присущая плохо успевающим обучающимся, которая позволяет студенту утвердиться в какой-либо не учебной деятельности (спорт, музыка, рисование). В этом случае плохая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний студента.

Мотивация общения – проявление студентом интереса к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.

Мотивация социального одобрения – это мотивация, конечной целью которой является похвала со стороны родителей, преподавателей, других студентов.

Мотивация достижения успеха – это желание правильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного, желание доказать себе, что способен на многое. (Обучающиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе).

Мотивация избегания неудачи – это мотивация, при которой студенты пытаются избежать неудовлетворительной отметки и последствий, которые она может нести за собой – недовольства преподавателя, наказания. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Эта мотивация не приводит к успешным результатам. Студенты, обладающие такой мотивацией обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи – везением или легкостью задания.

Внеучебная мотивация – это такая мотивация, при которой студент часто охотно посещает образовательную организацию, но заинтересован он во внеучебной деятельности – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.

Как правило, учебная деятельность студента побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые переплетаются, дополняют друг друга.

Выделяют пять уровней учебной мотивации.

- высокий – это такой уровень мотивации, при котором у студентов положительное отношение к колледжу, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такие студенты легко усваивают материал, не требуют контроля, внимательно слушают преподавателя, проявляют интерес к самостоятельной работе, занимает благоприятное положение в группе;

- средний уровень мотивации заключает в себе положительное отношение к колледжу, такие студенты понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, но требуют контроля. Такие студенты дружат с большинством одногруппников;

- сниженный уровень мотивации – это внешняя учебная мотивация. Колледж привлекает таких студентов своей внеучебной деятельностью. Студенты достаточно благополучно чувствуют себя в колледже, однако чаще ходят в колледж, чтобы общаться с друзьями, с преподавателем. Познавательные мотивы у таких студентов сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает;

- низкий – это такой уровень мотивации, при которой дети безразлично или отрицательно относятся к колледжу. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

При негативном уровне мотивации студенты испытывают серьезные трудности в учебной деятельности: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателем. Студенты с таким уровнем мотивации могут воспринимать колледж враждебно, а нахождение в нем считать невыносимым. Они могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных студентов отмечаются нарушения нервно – психического характера.

Психологические наблюдения показывают, что при наличии высокого уровня учебной мотивации у обучающихся возрастает и успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, – так и способов, приёмов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание, возрастает работоспособность [6].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учебная мотивация студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*