Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование личностных результатов при изучении дисциплины ОП.03 Основы патологии

14.03.2022 585 922
Бабина Ирина Петровна
Бабина Ирина Петровна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Внедрение программы воспитания  вносит изменения в цели  профессионального обучения, направленные на  личностное развитие обучающихся и их социализацию, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретение опыта поведения и применения сформированных общих  и  профессиональных компетенций.

Усилия педагогов должны быть направлены не только на  формирование  у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, но и на формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации  в условиях рыночной экономики, развитие интереса и любви к избранной профессии, воспитание чувства моральной ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности. 

Дисциплина  ОП.03 Основы патологии   специальности 34.02.01 Сестринское дело изучается  на первом курсе.  Преподаватель дисциплины  сталкивается с  тем, что часть обучающихся  имеет низкий уровень школьной подготовки, учебной и профессиональной мотивации, навыков самостоятельной работы.

В связи с этим остро встает вопрос о создании в ходе учебного процесса благоприятных условий для формирования у студентов навыков научной организации труда, повышения мотивации к обучению, формирования общих и профессиональных компетенций. Преподавателю необходимо переосмыслить цели, задачи и ожидаемые результаты своей воспитательной деятельности, проанализировав их актуальность и востребованность в соответствии с вызовами современности.

При разработке  технологической  карты теоретического занятия  формулируются следующие цели:

1)  Учебная  - изучить  общие  закономерности  развития патологии клеток, органов и систем в организме человека и структурно-функциональных закономерностей развития и течения  типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

2)  Воспитательная   -  воспитать ответственное отношение к профессиональной деятельности, через осознание  важности изучения закономерностей развития и течения  типовых патологических процессов и отдельных заболеваний для  осуществления  лечебных мероприятий и ухода за пациентом.

3) Развивающая  - развивать  у студентов логическое мышление, память, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, способность самостоятельно решать  поставленные задачи, эффективно взаимодействовать в коллективе и команде.

Личностные   результаты  реализации программы воспитания при изучении ОП.03 Основы патологии:

Личностные   результаты  реализации программы воспитания (дескрипторы)

Код

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Личностные результаты  реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 13

Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики и деонтологии

ЛР 15

Личностные результаты  реализации программы воспитания, определенные субъектами  образовательного процесса

Умеющий эффективно взаимодействовать в коллективе и команде, брать ответственность за результат выполнения заданий.

ЛР 20

Положительное отношение к профессии достигается путем разъяснения значимости избранной профессии. В мотивацию изучения тем можно включать значимые даты и дни, например,  «Всемирный день борьбы против рака»,  «Всемирный День сердца»,   «Всемирный  день  оказания  первой  медицинской   помощи», «Всемирный день безопасности пациентов», «День больного», «Всемирный день борьбы с туберкулезом»,  «Всемирный день здоровья»,

«Международный день медицинской сестры».

При проведении теоретических занятий  использование активных методов обучения, таких как,  проблемные лекции, лекции-беседы, лекции-конференции, позволяет привлечь студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывает личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, дает возможность применения студентами полученных знаний.

В начале проблемной лекции по теме «Воспаление» ставится проблема: «Какие мероприятия   могут предупредить  воспаление?»,  которую   в ходе изложения материала студентам необходимо решить.  В ходе лекции - беседы по теме «Опухоли» задаются вопросы, выясняется  уровень осведомленности студентов о причинах возникновения опухолей в  организме человека и мероприятиях по их профилактике. По теме «Патология дыхательной системы» проводится лекция-конференция, студенты выступают с   подготовленными сообщениями и презентациями, группа студентов-экспертов оценивает выступления. Таким образом, во  время проведения лекций студенты не только  усваивают теоретические знания, но и формируют познавательный интерес к содержанию дисциплины, развивают навыки межличностного и профессионального общения.

Использование инновационных образовательных технологий: развивающих игр, кейс – технологий,  позволяет  интегрировать теорию  с практикой  и  повысить  качество образования и воспитания. Для  формирования способности эффективно взаимодействовать с окружающими  используются  задания на грамотное произношение и употребление медицинских терминов, выступление с сообщением, защита презентации, игровые методики, позволяющие отработать навыки установления взаимоотношений, бесконфликтного поведения, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Например, на практических занятиях применяются блиц-игры «Викторина» («Вопрос – ответ»), «Домино», «Лото», позволяющие развивать умение обучающихся мыслить, проявлять остроту ума, тренировать память, расширять кругозор,  применять медицинские термины.

При проведении практических занятий по темам раздела «Частная  патология»  можно проводить деловые игры, так как студенты уже изучили типовые патологические процессы, умеют самостоятельно работать и могут справиться с ситуациями, моделирующими профессиональную деятельность. При проведении  деловой игры «Медсестра - пациент», студенты распределяются по парам, каждая пара получает ситуационную задачу, в которой «пациент» описывает признаки, а «медсестра»  должна определить заболевание или патологический процесс. Игра формирует  навыки общения с соблюдением врачебной тайны, принципов  медицинской этики и деонтологии, умения взаимодействовать в команде, брать ответственность  за результат  выполнения заданий.

Одной из целей рабочей программы воспитания является приобретение студентами опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыта проектной деятельности.  Разрабатываемые практико-ориентированные и исследовательские  проекты в рамках дисциплины и кружковой деятельности используются  при реализации  социального проекта  «Равный обучает равного» по направлению «Факторы риска, влияющие на здоровье». Студенты проводят беседы,  кураторские часы в  нашем техникуме и  других образовательных организациях г. Ачинска, а также  участвуют в  различных конкурсах.    

С целью повышения эффективности  организации самостоятельной работы,  формирования способности  к саморазвитию и   самообразованию, разработана рабочая тетрадь, содержащая задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.  Для подготовки к практическим  занятиям   указаны  учебные цели,  даны  контрольные вопросы по теме практического занятия. Задания по определению понятий позволяют лучше усвоить медицинскую терминологию. Решение тестов, ситуационных  задач, составление схем, заполнение таблиц,  развивают у студентов аналитическое и клиническое мышление, необходимое будущим  медицинским работникам.

Для оценки уровня сформированности общих  и профессиональных компетенций, личностных результатов обучающихся  разработан фонд оценочных средств. Основными формами и методами  контроля и оценки являются практические задания, кейсы, индивидуальные проекты, тестирование, участие в волонтерском движении, предметном кружке.

Критериями оценки личностных результатов обучающихся являются:

  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
  • ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;
  • участие в исследовательской и проектной работе;
  • участие в конкурсах, олимпиадах по дисциплине;
  • соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями;
  • демонстрация навыков межличностного делового общения.

Профессиональное   воспитание представляет собой целенаправленный процесс управления обстоятельствами социального и профессионального развития студентов в воспитательном пространстве медицинского техникума. Оно предполагает формирование профессиональной направленности, интереса и ответственного отношения к избранной профессии, понимания ее общественного и личностного смысла, сознательного и творческого отношения к делу, воспитание специфического профессионального поведения, отвечающего нормам и правилам профессиональной медицинской этики.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование личностных результатов при изучении дисциплины ОП.03 Основы патологии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*