Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учёт типа темперамента при учебной мотивации студентов

11.03.2022 1293 2266
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Никитина Дарья Дмитриевна
Никитина Дарья Дмитриевна, студент

Вятский колледж культуры

Темперамент является свойством личности, в котором выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.  Необходимо учитывать особенности темперамента людей для более эффективного взаимодействия и уменьшения вероятности возникновения конфликтной ситуации.

В. Г. Крысько считал, что темперамент – это психическое свойство личности, которая характеризуется динамикой протекания психических процессов, выражающаяся не столько в их конечном результате, сколько в их течении [2].

Р. М. Грановская утверждала, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента – это важное условие, с которым необходимо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей [1].

Различные темпераменты обнаруживают себя во всем: в тоне голоса, жесте, манере говорить. Анализируя человека нельзя не считаться с его «биологическим фундаментом».

В зарубежной психологии особенности темперамента делят на две группы – экстраверсию и интроверсию. Экстравертом называют человека с повышенной социальной адаптивностью, события внешнего мира интересуют его больше, чем внутренний мир самого себя.  Интровертом называют человека, который наибольшее значение придает внутреннему миру. Такой человек малообщителен, склонен к повышенному самоанализу, испытывает затруднения при вхождении в новую социальную среду. Также можно выделить и амбиверта. Амбивертом называют человека, сочетающего в себе черты интроверта и экстраверта. Он может проявлять себя и очень общительным и очень тихим человеком [3].

Русский ученый И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения нервной системы, он установил, что из большого числа возможных сочетаний этих параметров в природе имеются четыре основных: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный (неподвижный); слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный. Каждому типу И. П. Павлов дал характеристику.

Сильный человек обладает высоким уровнем работоспособности при длительном и напряженном труде. Он может быстро восстанавливать силы. В сложной  ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия, не ранимый.

Уравновешенный человек ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Прогоняет посторонние мысли и желания. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.

Подвижный человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Подвижный человек способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.

При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) – в человеке оптимально сочетаются волевые и коммуникативные свойства. К такому типу относится сангвиник.

При втором типе (сильный, неуравновешенный, подвижный) – человек работоспособен, готов к быстрой реакции, но вспыльчив, не умеет терпеть, сдерживать свои желания, ждать. Для него характерна раздражительность и агрессивность. Этот тип соответствует холерическому темпераменту.

Человек с третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный) обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но включаться в новые ситуации ему трудно, в связи с тем, что он не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Такой человек прочно закрепляет усвоенные знания, не любит менять обстановку, распорядок жизни, друзей, работу. Таким является флегматик.

Для человека четвертого типа со слабым типом нервной системы характерна потребность в более длительном отдыхе, связанная с быстрой утомляемостью. Такой человек не умеет переносить длительных напряжений, теряется на публичных выступлениях, экзаменах, часто плачет. Однако в силу своей чувствительности, они часто имеют выраженные художественные способности. Такой тип соответствует меланхолическому темпераменту.

Продуктивность работы и мотивация к ней тесно связана с особенностями его темперамента. В нормальных условиях темперамент не определяет результативность деятельности, а в экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями.

Холерик мало размышляет и быстро действует. Он может быть очень энергичным и настойчивым. В обучении деятельность холерика необходимо как можно чаще контролировать, однако недопустимы резкость и несдержанность, они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. Отрицательную оценку следует применять в энергичной форме и столько раз, сколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. На него действует престижная мотивация, мотивация общения. Имеет место и внеучебная мотивация. 

Сангвиник увлекается всем, что ему приятно. Его склонности не постоянны, на них не стоит полагаться. Он любит строить проекты, но быстро их бросает. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. На сангвиников действует познавательная мотивация, мотивация достижения успеха.

Флегматик хладнокровен, чувства им овладевают медленно. Ему гораздо проще обдумать то, что он хочет начать делать, чем холерику. Его трудно вывести из себя, он очень терпелив, особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические позы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении флегматика действует мотивация социального одобрения.

Желания меланхолика носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений. Такие люди сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Их учебная мотивация связана с избеганием негативной оценки, социальным одобрением, также возможна и компенсаторная мотивация.

В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний, уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний. Для флегматиков и меланхоликов характерно предпочтение ситуаций, богатых стимулами требующих от них меньших физиологических затрат, т. е. более комфортных и по психологическим и по физиологическим критериям. Однако, стоит учитывать, что ни один из темпераментов не может быть представлен в «чистом виде». Люди чаще обладают смешанным темпераментом, но тот или иной может преобладать [2].

Таким образом, темперамент - это биологический фундамент личности, в котором выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. В зарубежной психологии выделяли экстравертов и интровертов, позднее стали выделять амбивертов. Экстраверту больше интересен внешний мир, интроверту – внутренний, а амбиверт сочетает в себе черты экстраверта и интроверта. Выделяют холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический типы темперамента, которые зависят от типа нервной системы. Мотивация для каждого типа темперамента различна, так на меланхоликов действует мотивация избежания негативной оценки, у холерика – престижная мотивация, у сангвиника – познавательная мотивация, у флегматика – мотивация социального одобрения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учёт типа темперамента при учебной мотивации студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*