Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках производственного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и нарушением интеллекта

09.03.2022 556 824
Черноусова Вера Григорьевна
Черноусова Вера Григорьевна, мастер производственного обучения

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

Современный мир сложен и многообразен. Развитие общества, его изменения, причем быстрые и стремительные ставит перед педагогами много задач, от решения которых зависит будущее.  Педагог — это профессионал, цель которого обучить, подготовить, адаптировать к жизни будущего члена общества.

Включение в активную учебную и социальную жизнь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) одна из основных целей социальной политики государства.  В связи с увеличением количества детей с ОВЗ возникает необходимость разработки адаптированных программ обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Обучение лиц с ОВЗ сопряжено с рядом трудностей, причем как для обучающегося, так и для педагога. Здесь и тяжесть восприятия, и трудности в понимании, и затруднение восприятия в следствии нарушения слуха, зрения или интеллекта. От педагога требуется повышенное внимание, терпение и конечно правильно подобранные технологии при обучении. Ведь в данном случае необходимо не только обучить, но и максимально адаптировать ученика к реалиям жизни, дать ему профессиональную, а главное моральную готовность к самостоятельной производственной деятельности.

Главной задачей мастера производственного обучения, работающего с обучающимися с ОВЗ, не просто научить, а «научить учиться». Мастер в процессе обучения ориентирует  обучающихся на конкретную профессию, формирует у них общие и профессиональные компетенции, показывает наиболее удобный путь получения знаний, умений и навыков, учит самостоятельно находить и анализировать информацию, грамотно  ее использовать и оформлять.

Использование  информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на уроках производственного обучения рассматривается не как цель, а как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

Цели использования в обучении ИКТ:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества».

Задачи ИКТ в работе с лицами с ОВЗ:

  • развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;
  • знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • индивидуализация обучения;
  • использование компьютера как средства познания.

Одним из главных преимуществ использования ИКТ в образовании обучающихся с ОВЗ являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:

  • владеть основами работы на компьютере;
  • иметь навык работы с мультимедийными программами;
  • владеть основами работы в Интернет.

Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим.

Моя практика работы с детьми с ОВЗ, особенно с детьми с нарушением интеллекта показывает, что этим студентам сложно сосредоточиться, сложно воспринять устную информацию. У них рассеянное внимание, часто плохое зрение и слух. Эти обучающиеся быстро устают, что может сказаться и на технике безопасности при выполнении работ.  Поэтому моя задача — создать максимально комфортные условия, развить интерес к уроку и по возможности организовать урок с максимальной простотой подачи материала.

Для подготовки к урокам и, непосредственно на уроках применяю информационно-коммуникационные технологии, с помощью которых создается мультимедийный учебный материал: презентации, дидактические материалы к урокам, тесты для проверки знаний, технологические карты. Для обучающихся с нарушением интеллекта, у которых более развито образное восприятие действительности наиболее приемлемы на уроке производственного обучения электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией, аудио и видеоинформацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации приёмов работы, отдельных технологических операций).

Чаще всего, на уроках учебной практики я использую мультимедийные презентации. Мною созданы презентации по различным темам программы обучения по профессии «Швея». А это, значит, что на своем уроке я могу не только рассказать, но и визуально продемонстрировать с трансляцией на большом экране выполнение практических операции. При помощи презентации имею возможность сосредоточить внимание на главном, выделить ключевые аспекты. Продемонстрировать несколько раз, остановиться на непонятном и сложном.

Многие швейные операции довольно трудоемки, выполнение которых сопряжено с трудностями. Чтобы выполнить операцию четко, правильно и аккуратно необходим навык. Обучающимся с ОВЗ особенно с нарушением интеллекта часто бывает сложно освоить данный навык. Следовательно, просмотр несколько раз визуальной информации, разбор по этапам сложной операции с повторным просмотром и разбором, помогает освоить и научиться.

Таким образом, использование презентаций на занятиях  дают возможность:

  • четко выделить структуру материала, который изучается;
  • создать наилучшие условия для произвольного запоминания;
  • показать связь теории с практикой;
  • наиболее полно раскрыть суть и закономерность процессов, которые изучаются.

Преимущества мультимедийных презентаций:

  • сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможность использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать возможности использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы и т.д);
  • активизация внимания всей группы;
  • обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы обучающихся;
  • экономия учебного времени;
  • формирование компьютерной мультимедийной компетентности как педагога, так и обучающегося.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ при работе с обучающимися с ОВЗ позволяет активизировать компенсаторные механизмы.  Максимально сохраняет виды восприятия, которые у многих из них развиты слабо по разным причинам и особенностям из организма. Активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность. Корректирует их логическое мышление. Помогает в освоение профессиональных операций и, как следствие, более продуктивном освоении необходимых навыков в их профессиональной самореализации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках производственного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и нарушением интеллекта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*