Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование кластера как средства повышения качества обучения

01.03.2022 1079 1698
Баташова Наталья Анатольевна
Баташова Наталья Анатольевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Современная система образования ориентирована на формирование у студентов самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие.

Кластер — один из его методов (приемов).

Кластерная модель  широко используется в таких областях как химия, биология, физика, социология, астрономия, информатика.

Понятие «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь.

Таким образом, кластер можно считать системой, но системой особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к последствиям, также как в виноградной грозди - съеденная ягода не нарушает общей целостности.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластерную модель можно использовать на занятиях при:

  1. объяснении нового материала
  2. закрепления изученной темы
  3. во время самостоятельной работы с учебными пособиями
  4. для проверки домашнего задания
  5. при проведении исследовательских, практических занятий

Применение кластера возможно  на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях (вызова, осмысления, рефлексии).

Использование кластера на занятиях направлено на понимание об определенной теме, позволяет графически изобразить изучаемый материал в зависимости от поставленной цели, способствует самостоятельному поиску знаний во время работы.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого студента при выполнении индивидуального задания.

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.

 В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.

Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода «кластер»

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.

Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема.

Опыт применения приема кластеров на занятиях по ботанике со студентами специальности «Фармации».

При изучении темы «Строение растительной клетки» я использовала кластер во время исследовательской, практической работы.

Ключевым словом общего  кластера по теме является «Клетка» (см. Приложение А).

Группа студентов  делится на четыре-пять малых групп. Количество групп соответствует заданиям исследовательской работы по приготовлению временных препаратов, микроскопированию, оформлению научного рисунка, и каждая группа составляет мини-кластер со своим ключевым словом.

Группа1. Органоиды  растительной клетки. Приготовить временный микропрепарат эпидермы с выпуклой стороны чешуи репчатого лука (Allium сера L.).

  • Провести микроскопию готового микропрепарата
  • Выполнить научный рисунок

Заполнить кластер элементами, которые были обнаружены при микроскопии объекта, определить их функции (Приложение Б)

Группа 2. Типы пластид. Хлоропласты

  • Приготовить временный микропрепарат хлоропласты в клетках листа элодеи (Elodea sp.).
  • Провести микроскопию готового микропрепарата
  • Выполнить научный рисунок
  • Заполнить кластер элементами, которые были обнаружены при микроскопии объекта, определить их функции (Приложение В)

Группа 3. Типы пластид. Хромопласты

  • Приготовить временный микропрепарат «Хромопласты в клетках мякоти плодов рябины (Sorbus oucuparia L.)»
  • Провести микроскопию готового микропрепарата
  • Выполнить научный рисунок
  • Заполнить кластер элементами, которые были обнаружены при микроскопии объекта, определить их функции (Приложение Г).

Группа 4. Включения растительных клеток      

  • Приготовить временный микропрепарат «Крахмальные зерна (амилопласты) в клетках клубня картофеля (Solanum tuberosum L.)»
  • Провести микроскопию готового микропрепарата
  • Выполнить научный рисунок
  • Заполнить кластер элементами, которые были обнаружены при микроскопии объекта, определить их функции (Приложение Д).

В процессе диалога со студентами, я как преподаватель направляю, помогаю систематизировать эту информацию. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

По итогам работы группы составляется устный отчет, оформляется общая графическая схема на доске с ключевым понятием «Клетка».

В итоге получается кластер, который графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы (Приложение Е)

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • студенты активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на занятиях студентам? 

Прием кластера развивает системное мышление, учит студентов систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию студентов, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование кластера как средства повышения качества обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*