Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Физическая культура в жизни студентов Оскольского политехнического колледжа

01.03.2022 242 367
Кузьминова Ирина Николаевна
Кузьминова Ирина Николаевна, преподаватель

Семенихин Артем Максимович
Семенихин Артем Максимович, студент

Оскольский политехнический колледж

В настоящее время увеличивается роль технических кадров, труд которых становится все более ответственным, напряженным и сложным по содержанию. Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности необходимо обладать целым рядом психофизических качеств: общей и силовой выносливостью, вестибулярной устойчивостью, сенсомоторной  координацией, вниманием, памятью, оперативным мышлением, нервно-эмоциональной устойчивостью и многими другими. С помощью соответствующим образом организованных занятий физической культурой и спортом можно в широком диапазоне и направленно  изменять целый ряд показателей физического развития, функционального состояния и психофизические возможности человеческого организма, обеспечивать психофизическую готовность к профессиональной деятельности. В определенной степени в процессе таких занятий можно способствовать повышению экономической эффективности современного производства и социального развития трудовых коллективов.

Целью изучения дисциплины «Физическая культура» студентами является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья и обеспечение психофизической готовности к будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели в учебном процессе по физической культуре предусматривается  решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ и спортивный стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях системами физических упражнений и видами спорта;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развития и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и другие.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Занятия физической культурой является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов, ухудшаются и возможности дыхательной системы, снижение вентиляционной способности лёгких. Существенно изменяются и обменные процессы: повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечнососудистые заболевание), ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. [5]

У студентов в начале учебного года учебная активность минимальна и в основном ограничивается аудиторными занятиями. Затем постепенно нагрузка возрастает за счет индивидуальной и самостоятельной работы, к концу семестра. Эти формы дополняются отработками, консультациями и др., и к самой сессии студент подходит если и не переутомленным, то в довольно близком к этому состоянии. В период сессии (особенно летней, когда количество зачетов и экзаменов больше) это состояние у большей части студентов все-таки наступает.[1]

Выполнение физических упражнений на занятиях  положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза(дегенерация суставных хрящей).[3]

Анализ физкультурных групп  студентов колледжа показывает, что уровень их здоровья падает с каждым годом. Полученные данные медицинского обследования студентов ОПК можно наглядно представить следующим образом: 2020 год – основная группа -56%, подготовительная-36%, специальная медицинская группа (СМГ)- 8%, в 2021 году - основная группа -46%, подготовительная-41 %, СМГ- 13%

Результаты данной статистики говорят о необходимости принять срочные меры по улучшению, сохранению физического и психического развития. Развивать стремление у студентов заниматься физической культурой, расширять возможности сферы досуга студентов как в урочное и внеурочное время, проводить спортивные мероприятия, в которых можно задействовать как можно большее число студентов ОПК, как основной, так и специальной медицинской группы.  

Все эти данные свидетельствуют о высоком влиянии занятий физической культурой на организм человека. Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью просто не существует.[5]

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью. Несмотря на важность укрепления здоровья и решение данной проблемы студенты нашего колледжа пропускают занятия по физической культуре.

В связи с чем, нами была поставлена цель исследования – выявить причины пропуска занятий по физической культуре студентами. Для реализации поставленной цели в задачи исследования входит изучение следующих вопросов:

  • отношение студентов к занятиям физической культурой;
  • изучение причин пропусков занятий по физической культуре;
  • разработка рекомендаций по повышению посещаемости занятий.

Объект исследования: занятия по физической культуре.

Предмет исследования: причины пропусков занятий по физической культуре студентами.

Для проведения исследования, мы подготовили вопросы, которые позволили нам определить:

  • Общие данные об участниках анкетирования;
  • Отношение студентов к занятиям по физической культуре (ФК);
  • Частота заболеваемости студентов;
  • Причины пропусков занятий по физической культуре студентами.

В тестировании приняли участие 95 студентов, в том числе - 55  юношей и   40 девушек, с 1-го по 3-ий курсы. Для выявления отношения студентов к занятиям физической культурой мы задали вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по ФК?», и получили следующие результаты: большинство из опрошенных 49% ответили положительно, далее33% составил вариант «Да, но могло бы быть и лучше», и 18% ответили отрицательно.

Возраст респондентов так же оказался достаточно значимым при рассмотрении представлений о причинах пропусков занятий студентами. Для участников исследования, обучающихся на 1-2 курсах вуза, наиболее характерно посещать  занятия, чем для студентов 3-го курса. Это свидетельствует о том, что студенты младших курсов в большинстве уделяют серьезного внимания своему здоровью. Студенты 3-го курса имеют уже более безответственный подход к занятиям.

Интересная зависимость была выявлена при анализе данных по группам студентов, имеющих различные уровни успеваемости. Так, по данным исследования можно говорить о том, что наиболее усердные студенты, имеющие, как правило, более высокие оценки, чаще занимаются физкультурой и спортом, чем студенты с «низкой успеваемостью». Студенты с высокой успеваемостью ответили следующим образом: «не пропускаю занятия» – 48%, студенты со средней успеваемостью –33% соответственно, с низкой успеваемостью  -19%

Так же нас интересовала частота заболеваемости наших студентов, так как это может быть напрямую связано с пропусками занятий, поэтому мы включили в анкету вопрос «Как часто Вы болеете?» и получили следующие результаты. «Не болею» –37% ответов, «Очень редко болею» –47%, «Часто болею» –16%.

В итоге мы выяснили, что такие факторы как уровень заболеваемости и отношение к занятиям ФК не являются основными причинами пропусков занятий по физической культуре. Поэтому в ходе предварительного опроса студентов нами был составлен список причин непосещения занятий по ФК. Ответы нами расположены в соответствии с уровнем влияния причин: от более до менее влияющих

  1. Вы почувствовали недомогание (заболели)-47%
  2. Вы проспали-43%
  3. Вы сдавали задолжности по учебе-39%
  4. У Вас неудобное расписание-17%
  5. Если у Вас появились срочные дела.
  6. У Вас возникла транспортная проблема.
  7. Если Вам нужно присмотреть за младшим братом (сестрой).
  8. У Вас большая общественная нагрузка.
  9. Вам не чего одеть на занятие.
  10. Ваш друг уходит с пары.

В заключение исследования можно сделать вывод, что существенных причин пропусков занятий по физической культуре у студентов нет, так как наиболее распространенные из них являются неуважительными и второстепенными. Так же мы считаем, что уместно будет выделить следующие рекомендации по повышению посещаемости занятий для самих студентов:

  • Научитесь планировать свою деятельность, распределять свое время.
  • Сдавайте вовремя задолженности по учебе, а лучше не накапливайте их.
  • Разнообразить внеаудиторную самостоятельную работу.
  • Повышайте свой уровень ответственности и самоорганизации.
  • Организуйте правильно свой активный отдых, что предусматривает чередование умственной и физической деятельности и полностью восстанавливает работоспособность человека.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и анализе источников о влиянии физических упражнений на здоровье человека. Практическая ценность работы заключается в выступлении с темой на классных часах и родительском собрании, а также в составлении памяток с комплексами физических упражнений, улучшающих здоровье человека.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Физическая культура в жизни студентов Оскольского политехнического колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*