Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные технологии обучения иностранному языку студентов медицинского колледжа

28.02.2022 616 953
Ремигина Екатерина Александровна
Ремигина Екатерина Александровна, преподаватель

Новочеркасский медицинский колледж

В последние годы в нашей стране все чаще поднимается вопрос о применении современных образовательных технологий в учебном процессе. В данной статье проанализированы некоторые современные технологии обучения иностранному языку, способствующие повышению качества лингвистического образования. В условиях модернизации системы образования и формирования новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) первостепенное значение приобретают компетенции и квалификации выпускников учебных заведений. Наиболее важными из них, определяющими конкурентоспособность специалиста на международном рынке труда в глобальной экономике, становятся межкультурные коммуникативные компетенции. Поэтому повышение значимости иностранного языка, его востребованность оказывают влияние на содержание, задачи и динамику обучения.

В колледже курс иностранного языка в основном носит профессионально-ориенти­рованный характер. В целом достижение образовательной цели осуществляется в аспек­те гуманитаризации технического образования, что означает расширение кругозора сту­дента, повышение уровня его общей культуры и образованности, а также совершенство­вание культуры мышления, общения и речи. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах комму­никации (использование новых информационных технологий) требуют повышения ком­муникативной компетенции студентов, совершенствования их языковой подготовки. Поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства не только общения, но и достижения высоких результатов в профессиональной сфере, поскольку знание иностранного языка дает доступ к информа­ции, а значит, способствует повышению своего социального статуса, продвижению по карьерной лестнице.

В ФГОС ПО нового поколения в обязательной части общего гуманитарного и со­циально-экономического цикла (ОПОП СПО) базовой подготовки предусматривается изу­чение дисциплины "Иностранный язык" со следующими требованиями: общение (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; пере­вод (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; самостоя­тельное совершенствование устной и письменной речи, пополнение словарного запаса; знание лексического и грамматического минимума, необходимого для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. Среди множества методов обучения иностранным языкам в настоящее время самым продуктивным, на наш взгляд, является коммуникативный. Среди ученых-методистов, считающих данный метод наиболее приемлемым для обучения говорению, необходимо отметить Е.И. Пассова, Н.И. Бонк (1,2).

Наиболее разрабатываемым в современной дидактике способом активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда учащийся самостоятельно планирует, создает, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности.  

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основными целями проектной методики являются: 

- самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

-  реализация на практике приобретѐнных компетенций, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподносить исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

-  демонстрация уровня культуры, образованности, социальной зрелости.

 В процессе обучения используются следующие виды проектов:

1) ролевые игры, инсценировки (телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.);

2) исследовательские формы (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.);

3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.);

4) мультимедийные презентации.

При подготовке проекта учащиеся обычно используют такие источники информации как книги, периодическая печать, Интернет, консультации преподавателя и другие. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, формирует устойчивый интерес к изучению языка, вызывает потребность в самообразовании. В конечном итоге формируется коммуникативная компетенция, т.е., определенный уровень языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение и совершенствовать свои профессиональные навыки.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности; из авторитетного источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Как показал анализ современной методической литературы, метод проектов в современном образовательном учреждении является одним из самых эффективных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самым творческим видом деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретаемые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая их. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать учащемуся яркое представление о мире, в котором он живѐт, о взаимосвязи явлений и предметов, многообразии материальной и художественной зарубежной культуры. В современном понимании учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические компетенции:

1) умение ставить проблемы;

2) умение планировать;

3) способность к самоанализу и рефлексии

4) умение презентации;

5) навыки исследовательской работы.

 Наравне с групповыми проектами необходимо применять индивидуальные задания, особенно при подготовке итоговых занятий – это уникальная возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку. Такие занятия снимают перенапряжение и утомляемость учащихся, резко повышают познавательный интерес, развивают у них воображение, мышление, речь, память и могут быть проведены практически по любой теме в рамках программного материала. С помощью проектной методики решаются следующие задачи: расширяется кругозор учащихся; закрепляется лексико-грамматический материал; удовлетворяется профессиональный интерес при помощи иноязычного материала и общения, преподаватель создает методическую базу по различным темам с презентациями и видеопроектами.   Таким образом, метод проектов позволяет реализовать не только образовательные, но и социокультурные, воспитательные задачи.    Данная методика дает возможность глубже изучить тему, развить творческие способности учащихся, учит общению, умению пользоваться грамматическими структурами, вести беседы на иностранном языке. Кроме того, проектная технология эффективна и увлекательна для преподавателя, так как помогает ему раскрыться как творческая личность, участвовать в исследовательской работе наравне со своими учащимися.

 Вторым важным эффективным элементом современных технологий обучения, контроля и управления учебным процессом являются информационно- коммуникационные технологии, включая Интернет, так как это – важнейший параметр современной социокультурной системы. Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса. Именно поэтому в основе системного подхода к реформированию методов обучения иностранному языку с использованием новых информационных технологий лежит концепция информационно-обучающей среды, которая рассматривается в тесной связи с системой развивающего обучения (3).

   Информационно-обучающая среда представляет собой совокупность условий, которые не только позволяют формировать и развивать языковые компетенции, но и способствуют развитию личности учащегося. Учебная ситуация проектируется в такой среде как динамический, опосредованный компьютерными технологиями, процесс объективно-субъективного взаимодействия всех участников учебного процесса. Обучаемый по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению иностранного языка превращается из пассивного объекта воздействия преподавателя в полноправного соучастника учебного процесса. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения началось не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых.

Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть: переписка с жителями стран изучаемых языков посредством электронной почты; участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода; создание и размещение в сети сайтов и презентаций.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью.  Не все учащиеся готовы к такому открытому взаимодействию, но педагогически целесообразная организация познавательной деятельности в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому учащемуся. Интернет представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду.  формируя способность к межкультурному взаимодействию. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно: совершенствовать навыки чтения; пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка; совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания, обсуждая материалы сети; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого.

Интернет предоставляет исключительные возможности в процессе обучения иностранному языку для овладения средствами общения в письменной форме, обеспечивая возможность реализации коммуникативного подхода к обучению письменным видам речевой деятельности. В целях обучения иностранному языку используется как свободное общение в сети, так и общение в режиме электронной почты.

Информационно-коммуникационная педагогическая деятельность способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся (поиск и отбор релевантной информации, ее анализ, обобщение и классификация). Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения Интернет-ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры.

Таким образом, инновационные технологии, рассмотренные в данной статье, существенно обогащают процесс преподавания иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные технологии обучения иностранному языку студентов медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*