Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в системе непрерывного медицинского образования в СПб ГБПОУ "Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева"

22.02.2022 280 502
Якуничева Ольга Николаевна
Якуничева Ольга Николаевна, преподаватель

Медицинский колледж им.В.М.Бехтерева

Непрерывное медицинское образование (НМО) является новой формой повышения квалификации медицинских работников.

К основным принципам НМО можно отнести использование инновационных технологий (электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, симуляционное обучение), а также возможность выстраивания персональной траектории непрерывного обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов.

Непрерывное медицинское образование предполагает повышение квалификации специалистов в том числе без их отрыва от работы.

В СПб ГБПОУ «Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева» непрерывное медицинское образование реализуется отделом дополнительного профессионального образования с 2019 года. В настоящее время сотрудниками колледжа разработана 61 программа повышения квалификации среднего медицинского персонала объёмом от 18 до 144 часов с различными формами реализации (очная, очно-заочная, заочная). С учётом наработанного за период с 2019 года опыта в разработке программ НМО, можно говорить об основных тенденциях развития данной формы дополнительного профессионального образования.

Тенденция № 1 – выбор обучающимися программ повышения квалификации с дистанционными формами реализации.

Подавляющее большинство специалистов высоко ценит возможность обучаться «не выходя из дома», отдавая предпочтение асинхронной форме дистанционного обучения. Под асинхронной формой обучения понимается возможность доступа обучающегося к учебным материалам без ограничений, связанных с необходимостью находиться в определенном месте в определенное время. При таком формате обучения слушатель ограничен только сроками реализации цикла повышения квалификации.

Преимущества реализации дистанционной формы обучения для образовательной организации очевидны: нет потребности в свободных аудиториях, при планировании цикла не нужно подстраиваться под расписание преподавателя, что освобождает организацию от необходимости открывать циклы только при наборе определённого количества слушателей.

Кроме того, в нашем колледже существует опыт дистанционной асинхронной реализации программ с очно-заочной формой обучения. Это возможно при выборе слушателем программы, в которой очная часть представлена в форме прохождения стажировки на рабочем месте. Слушателю по электронной почте высылается задание на прохождение стажировки и форма отчёта о её прохождении (т.н. «лист стажировки»). Для подтверждения факта успешного прохождения стажировки слушатель высылает преподавателю скан или фото заполненного листа стажировки, заверенного подписью непосредственного руководителя и печатью медицинской организации.

Следует отметить, что дистанционная реализация программ повышения квалификации и особенно её асинхронная форма на данный момент является практически единственно возможным способом повышения квалификации специалистов, трудящихся в отдалённых и труднодоступных населённых пунктах.

Тенденция № 2 –  необходимость постоянной актуализации тематики и наполнения программ повышения квалификации.

В современных реалиях здравоохранения существуют такие направления деятельности, которые касаются любого медицинского работника вне зависимости от занимаемой им должности и выполняемых трудовых функций. Так, в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 Министерство здравоохранения Российской Федерации обязало всех медицинских работников пройти обучение по вопросам профилактики, выявления и лечения коронавирусной инфекции.

Возникла потребность экстренной разработки соответствующей программы повышения квалификации в соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 Приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Преподаватели нашего колледжа в минимальные сроки разработали необходимую программу, по которой только в 2020 году было проучено около 2200 слушателей – практикующих специалистов медицинских организаций Санкт-Петербурга и других регионов. В период с весны 2020 года по настоящее время куратор данной программы постоянно отслеживает изменения в официальных рекомендациях по профилактике и лечению COVID-19 и корректирует материалы курса в соответствии с этими изменениями.

Также недавно вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2021 г. N 1108н "Об утверждении порядка проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации". В соответствии с пунктом 16 данного приказа все медицинские работники со средним профессиональным образованием обязаны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов. Таким образом, возникла потребность в разработке программ повышения квалификации по профилактике ИСМП, что потребовало своеобразного «мозгового штурма» преподавательского состава колледжа, в результате которого был разработан обучающий материал по данной теме.

Такой опыт позволяет утверждать, что сотрудники образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы НМО, должны постоянно отслеживать тренды современного здравоохранения и предоставлять слушателям актуальную и полезную информацию, соответствующую их потребностям. Также представляется целесообразным разрабатывать как программы, удовлетворяющие потребностям широкого круга медицинских работников, так и программы, содержащие «узкопрофильную» информацию, повышающую профессиональный уровень специалистов, работающих в конкретных областях медицины.

Тенденция № 3 – выбор в пользу программ повышения квалификации объёмом 36 часов.

Центр развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова рекомендует долевое распределение различных компонентов непрерывного образования. Из общего рекомендуемого объёма в 50 ЗЕТ (зачётных единиц трудозатрат) в год на долю освоения образовательных программ в рамках «формального образования» рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объём образовательной активности (примерно 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами «самообразования» (интерактивные образовательные модули) и «неформального образования» (образовательные мероприятия). Большинство слушателей следуют этим рекомендациям и выбирают 36-ти часовые программы, предпочитая их 18-ти часовым. Следует ожидать, что программы объёмом 72 и 144 часа, имеющие спрос в настоящее время, через 2-3 года перестанут быть востребованными.

На данный момент в нашей образовательной организации реализуются 39 программ повышения квалификации объёмом 36 часов с различными формами обучения.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

  1. Непрерывное медицинское образование находится в фазе активного развития, всё чётче и чётче обозначаются наиболее востребованные формы реализации программ повышения квалификации.
  2. От образовательных организаций требуется постоянная актуализация программ дополнительного профессионального образования в части их тематики и наполнения, при разработке программ следует учитывать требования к специалистам предъявляемые здравоохранением «здесь и сейчас».
  3. Для повышения эффективности непрерывного образования, восполнения пробелов в полученных ранее компетенциях, приобретения новых знаний, умений и навыков наиболее целесообразным представляется ежегодное обучение специалистов на краткосрочных циклах повышения квалификации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в системе непрерывного медицинского образования в СПб ГБПОУ "Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*