Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие "О современном танце, как об одном из направлений в хореографии" в помощь обучающимся при подготовке по разделу "Композиция и постановка танца"

18.02.2022 572 927
Ротарь Татьяна Владимировна
Ротарь Татьяна Владимировна, преподаватель

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

Хореографическое искусство несет в себе эстетическое воспитание, оно решает те же задачи в воспитании, что и музыка. Танец дает возможность физического развития и самовыражения через пластику тела. Хореография воспитывает уверенность, дисциплинированность, трудолюбие, учит понимать и чувствовать свое тело.

Наблюдая за различными направлениями современного танца: джаз, модерн, contemporary, афро – джаз, флеш и т.д. понимаешь, что все они помогают хореографу сделать современный танец более богатым и ярким. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Цель современного танца — это помочь через танец выразить чувства, настроение и мысли человека. Хореографы находятся в постоянном поиске, изобретают все новые и новые хореографические средства выражения (движения), и поэтому часто смешивают различные техники, стили и направления. В данный момент современный танец получает все большую популярность и очень быстро меняется.

Первые формы хореографического модерна появились еще в конце 19-го в начале 20 веков в Европе и Америке. У истоков этого направления стояли: французский педагог и теоретик Француа Дельсарт и швейцарский педагог Эмиль Жак – Далькроз. Основателем школы танца модерн стала американская танцовщица – Айседора Дункан. Ею был разработан свободный, импровизационный танец. Стиль модерн имеет философский подход к движениям и отказ от канонов классического танца. Взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы танца, а также поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения. Существовало множество школ модерна, все они отличались между собой, но объединяло их то, что они отказывались от традиционных балетных форм, разрушали эталон классического танца и в то же время именно классический танец являлся и сейчас является основой для модерна.

Все чаще хореографы пользуются направлением contemporary. Главным в этом направлении является связь внутреннего эмоционального состояния танцора с самой формой танца. Идет использование внутренних ресурсов самого исполнителя с помощью различных техник, т. к. танцевальная и контактная импровизация, релиз - этому стилю характерна ассоциативность. Зритель должен сам понять «о чем» или «про что» номер, или не понять совсем.

Джаз танец имеет свои течения, которые отличаются между собой танцевальными приемами и манерой исполнения. Джаз танец подразделяется: на степ, фанк, бродвейский джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл, соул, флеш-джаз. Все они завораживают зрителя сложностью танцевальных трюков, виртуозностью, четкостью и большим количеством танцевальных приемов. Названия танцев совпадают с распространенными стилями современной популярной музыки: буги-вуги, брейк, рэп, хаус и т.д.  Разберем некоторые направления джаза более обстоятельно.

Афро-джаз это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие в том, что джаз предков нес в себе большую смысловую - шаманскую нагрузку, и был менее виртуозен в отличие от нынешнего исполнения   афро-джаза.

Флеш – самое виртуозное и яркое направление на сегодняшний день. Флеш – это «вспышка» - говорит о том, что это   ослепительное. Глядя на танцующих этим стилем, удивляешься их выносливости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности смены танцевальных «па», сложности танцевальных трюков. Тело танцовщика подчинено одной задаче – оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флеш схож с бальным танцем, особенно с «латиной», но наиболее виртуозен и разнообразен в танцевальных приемах и комбинациях.

Стрит — это следующее направление. Это уличный джаз в его первоначальном виде. Он меньше всего претерпел изменений. Это все молодежные направления: брейк, рэп, хаус-твист, чарльстон, шейк, буги-вуги. Это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Танцам этого направления не нужна классическая подготовка.

Соул — это самое молодое направление на сегодняшний день. Отличается большим количеством разнообразных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движения исполняются с максимальным растягиванием их во времени. При исполнении танцующий должен показать минимум напряжения и видимость отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем «Флеш», и при наличии хорошей классической подготовки исполнителей дает красивую и гармоничную хореографию. Модерн, джаз, contemporary и их особенности делают современный танец богатым и ярким направлением в хореографии.

Среди представителей современного танца можно назвать:

Марту Грэм (1894- 1991г.г., США) 

Она является основоположницей танцевального стиля модерн. Ею была разработана техника стиля модерн: «соntraction – release» (контракция движения – сжатие, и на выходе из движения – релакция –растягивание); сжатие, округление движения к центру и высвобождение движения из центра на вдохе; танец увеличивал амплитуду.

Джордж Баланчин (1904-1938г.г., Россия-США) Основоположник неоклассического балета, создал в США профессиональную труппу «NewYorkCityBallet». В своих постановках он использовал классические позы, но бедро, колено и стопа завернуты вовнутрь. Классические движения, но бедра выходят вперед, а в классическом танце бедра всегда подтянуты, использует не классические переходы между позами, колено и стопа завернуты вовнутрь.

Мерс Каннингем (1919 -2009г.г. США)

Он сотрудничал с Джарджем Кейджем, Робертом Раушенбергом,Энди Уорхолом и мн.др. авангардистами. Его причисляют к создателям танца постмодерна. Он использовал классические позы, но с невыворотными ногами, корпус округлялся, шло (contraction) сжатие, и опять шел угол на 90 градусов, затем смена плоскости, руки использовались необычные, но не классические, положение танцовщика не зависело от того, где находился зритель. От танцовщиков он добивался изменений их «естественных» способов двигаться.

Пина Бауш (1940-2000г.г., Германия)  

Она является представителем направления «Танцтеатр», ею в Вуппертале создан Танцтеатр «Тины Бауш». Она создала новый театральный язык, изучая движения человеческих эмоций, эмоции самого движения, все это становилось своеобразным проводником между зрителями и актерами. Для ее хореографии характерны: движения по спирали за руками, изменения скорости, grand plié (глубокое), при этом совершенно свободный корпус, широкая II поз.ног,  расслабленные мышцы, естественное положение стоп. Движения начинаются от дыхания, и опять же заканчиваются спиралью копруса.

Матэ эк (1945г., Швеция) 

Сотрудничал с ведущими танцовщиками мира Михаилом Барышниковым, Сильви Гиллем и мн.др. Для его хореографии характерно движение за руками по прямой в повороте, прыжке и т.д. Классический прыжок grand jete en tournant и продолжение вращения всем телом за руками по кругу вокруг себя. Стопы натянуты на себя, колени согнуты, движения немножко выглядели нелепо, но при этом была великолепная игра мимикой.  Мировое признание Эку принесло авторское прочтение балетов классического наследия: «Жизель» (1982г.), «Лебединое озеро» (1987г) и «Спящая красавица».

Охад Нахарин (1952г., Израиль)

Он создатель современного танца на основе импровизации гага. С 1990 года руководит труппой «Bаtsсheva». Для его творчества характерна импровизация, когда задаются определенные ощущения, перемещение воображаемого предмета, например куба, обруча и т.д., манипуляция воображаемым предметом (мячом), используется «Shake» (тряска), как бы импульс из нутри с расслабленными мышцами, движение от костей.

Среди представителей русской школы танца можно назвать:

Михаил Фокин (1880-1942г.г., Россия)

М.Фокин совершил прорыв в понимании драматургии танца, взяв за основу учение Ж.Ж.Новерра. Он соединил в своих произведениях танец, музыку и изобразительное искусство, основываясь на эстетике художников Бенуа, Рериха и др. Тяжеловесным балетам 19 века он противопоставил одноактные импрессионистические балеты. Он пытался на балетной сцене показать реалистические образы. Благодаря балетам М.Фокина был раскрыт талант Вацлава Нежинского, который своим творчеством и фокинской хореографией изменил отношение к мужскому танцу в балете, т. к. до этого балет считался женским ремеслом. Творчество М.Фокина дало мощный толчок к развитию хореографического искусства в России и Европе, проложив путь от академического классического танца к свободному танцу.

Леонид Вениаминович Якобсон (1904-1975г.г., Россия)

Выдающийся артист балета и балетмейстер. Им в балете «Шурале» на муз. В.Ярулина был создан образ главной птицы-девушки (Сюимбике). Глядя на птицу все время было ощущение полета, даже в статике. Стиль классического танца «без равновесия» был подхвачен советскими хореографами и получил название «неоклассицизма». Л.Якобсоном была создана труппа «Хореографические миниатюры» (сейчас это театр балета им.Л.Якобсона), где он с 1969 года был её балетмейстером и художественным руководителем. Миниатюры, созданные Л.Якобсоном: «Охотник и птица», «Слепая», «Гусар и девушка», «Случай», «Свадебный картеж», «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол», «Минотавр и нимфа» и мн. др. были необычными, интересными, волновали зрителя. Это балетмейстер, который начал в постановках использовать язык модерна.

Борис Яковлевич Эйфман (1946 – по настоящее время, Россия)

Борис Эйфман в 1977 году создал собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, позже в 1990-е годы он был переименован в Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, которым он руководит и по сей день. В конце 1970 –х годов им были поставлены спектакли   на муз. Р.Щедрина, «Только любовь», «Под покровом ночи» на муз. Б.Бартока, «Прерванная песня» (посвященная чилийскому певцу Виктору Хара на муз. И.Калныньша, «Двухголосье» на муз. ранних композиций группы Pink Floyd, «Вечное движение» муз. А.Хачатуряна. Его постановки с комбинациями академической и безпуантовой хореографией, модерном с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было воспринято как новаторство. Репертуар театра отличался как жанровым разнообразием, так поиском новых выразительных средств хореографии.

Евгений Алексеевич Панфилов (1955-2002г.г., Россия)

Егением Паниловым создано несколько трупп: театр «Импульс», «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых», dance – company «Бойцовский клуб» с различной танцевальной эстетикой, объединенных авторским стилем хореографа. Им поставлено более 85 неоклассических балетов и 150 балетных миниатюр («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» муз. А.Рыбникова, «Икар» муз. С.Слонимского, «Бег» муз.А.Шнитке, БлокАда муз.Д.Шостаковича и другие)

Современная хореография развивалась благодаря многим известным хореографам – основоположникам разных методик и техник преподавания – Марты Грэм, Мерсу Канингему, Пине Бауш, и другим. Затем появилось постмодерн течение – неоклассический танец, который развивался благодаря – Джорджу Баланчину, Ролану Пети, Морису Бежару и многим другим хореографам. Неоклассическая хореография в России появилась намного позже, но благодаря постмодерн течению – неоклассическому танцу развитию, которому способствовали Л.Якобсон, Б.Эйфман, Е.Панфилов и целая плеяда молодых балетмейстеров сегодняшнего периода: С.Гайдукова, П.Глухов, А.Кайдановский, Т.Чижова и другие.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическое пособие "О современном танце, как об одном из направлений в хореографии" в помощь обучающимся при подготовке по разделу "Композиция и постановка танца"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*