Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение реализации программы наставничества по форме "педагог-студент"

18.02.2022 185 245
Диба Ольга Сергеевна
Диба Ольга Сергеевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Наставничество – универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации, технология интенсивного развития личности как наставляемого, так и наставника, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, методкомпетенций и ценностей, построения индивидуальность плана взаимодействия наставника и наставляемого, ориентированного на конкретный результат.

Наставник способен стать для наставляемого человеком, оказываемым комплексную поддержку на пути социализации, взросления, в поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии скрытого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.        Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, конструктивного партнерства, диалога и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников, а также построения траектории взаимодействия в рамках программы наставничества, нацеленной на получение конкретного результата.

Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию и усвоению новых компетенций, органичному становлению полноценной личности наставляемого и реализации психолого-педагогических умений наставляемого.

В ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» с 2020 года внедрена и успешно реализуется целевая модель наставничества по формам «педагог-педагог», «педагог-студент», «студент-студент», «работодатель-студент».

Целью внедрения целевой модели наставничестваявляется максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников и молодых специалистов колледжа.

Из опыта работы по сопровождению реализации данной формы наставничества можно выделить успешные виды взаимодействия педагогов, такие как:

  • Наставничество при подготовке к  участию в колледжных научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Юность. Наука, Культура».
  • Наставничество при подготовке к участию в научно-практических, предметных конференциях, олимпиадах городского, краевого, всероссийского уровня с получением по итогам участия призового места или сертификата участия, что считается хорошим показателем результативности программы наставничества.
  • Наставничество при подготовке обучающихся в участии в чемпионатном движении WorldSkillsRussia. Данный вид взаимодействия, как показал опыт реализации в нашем колледже,– один из самых трудных и ответственных, поскольку не каждый педагог обладает опытом участия в оценке и проведении демонстрационного экзамена, регионального этапа или самого чемпионата по стандартам WorldSkills по соответствующей компетенции. Подобный вид наставничества требует от педагога готовности выходить за рамки своих должностных, профессиональных обязанностей, поскольку сопровождение осуществляется от разработки индивидуального плана работы с наставляемым до нахождения с обучающимся на соревновательной чемпионатной площадке, как правило, с выездом за пределы Ставропольского края. Наставник в данном случае будет сочетать в себе такие роли, как педагог, психолог, воспитатель, друг. На протяжении последних трех лет этот вид наставничества успешно развивается в нашем колледже, отмечается значительный рост вовлеченности преподавателей и студентов, а результатом плодотворной работы служат призовые места, полученные студентами, и показатели в общероссийском рейтинге. В 2021 году в рейтинге медального зачета Ставропольский край занял 31 место, в рейтинге по 700-бальной шкале – 24 место. Стратегия развития наставничества в рамках реализации подготовки к чемпионатному движению должна включить в себя механизм мотивации педагогов к наставнической деятельности, присвоения педагогу статуса «педагог-наставник», материальное вознаграждение; усовершенствование системы мотивации и программы подготовки обучающихся к различным этапам чемпионатов; создание условий для реализации наставничества; подключение к участию работодателей.
  • Наставничество при подготовке и адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в участии чемпионатного движения «Абилимпикс». Цель данной формы наставничества– вовлечение студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в чемпионатное движение, не просто подготовка к выполнению чемпионатного задания, а преодоление совместно с обучающимся психологических барьеров в учебе и адаптации в коллективе, поднятие уровня самооценки такого студента за счет разворота вектора профессиональной направленности в область, раннее ему не известную. Примером может служить участие студента, обучающегося по специальности «бухгалтерский учет», его подготовка и выступление на чемпионате «Абилимпикс» в компетенции «Швея», на которой он проявил себя в другой, ранее до чемпионата ему неизвестной профессиональной области. Данная форма наставничества требует высокой психологической готовности педагога-наставника, желания оказывать постоянную психологическую поддержку студенту с ОВЗ, учитывая его индивидуальные психофизические, эмоциональные и нозологические особенности. Работа по подготовке студента к участию в «Абилимпикс» строится на принципе продвижения благополучия и безопасности обучающегося (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства, интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого).

Универсальность технологии наставничества формы «педагог-студент» позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого студента колледжа и, в частности, для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым приходится преодолевать психологические барьеры в учебе и адаптации в коллективе. Перед кураторами программы наставничества стоит задача по поднятию престижа педагога в роли участника программы и созданию комфортных психологических, образовательных, материальных условий.

Для сопровождения реализации программы наставничества по форме «педагог-студент» информационно-методическим центром разработаны  все необходимые нормативно обеспечивающие документы.         Методическое сопровождение обеспечивается через информирование и размещение на сайте  колледжа в разделе Наставничество нормативных документов о деятельности ГБПОУ СРМК по реализации  наставничества. В данном разделе размещена информация для педагогических работников, студентов и их родителей, выпускников колледжа, работодателей, полезные ссылки, информационные ресурсы, которые помогут расширить свое представление о проблеме наставничества и приобрести необходимые знания и опыт. Так же все желающие могут ознакомиться с публикациями (статьями) о результатах деятельности по внедрению целевой модели наставничества в колледже. На сайте  колледжа регулярно освещается спектр проведенных мероприятий, а именно педсоветы, семинары, совещания, проводимые в рамках реализации целевой модели  наставничества. В рамках работы  школы молодого педагога «Диалог» так же идет реализация методологии наставничества как напрямую по форме «педагог-педагог» так и «педагог-студент».

Информационно-методическим центром колледжа осуществляется методическая работа по вовлечению педагогов колледжа в работу вебинаров, семинаров, участие в работе круглых столов, курирование прохождения педагогами курсов повышения квалификации.

Ежегодно между ГБПОУ СРМК и ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования» заключается договор на абонентское информационно-методическое обслуживание в рамках которого нам предоставляется информация по актуальным вопросам профессионального образования, производится рассылка:

-информационной базы нормативных правовых документов;

-обзоров методических материалов;

-получение консультационных услуг по вопросам организации образовательного процесса;

-участие в информационных (однодневных) семинарах или групповые консультации в форме вебинаров;

-обеспечение дистанционного участия в проведении методических советов, совещаний и других мероприятий по тематике информационных семинаров.

Наставничество по форме «педагог-студент» успешно внедрено в учебно-образовательный процесс колледжа, отмечается интерес к данной форме наставничества как у педагогов колледжа так и у студентов. Опыт внедрения программы за два года дал хорошие результаты, динамику и перспективу совершенствования целевой модели наставничества.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическое сопровождение реализации программы наставничества по форме "педагог-студент"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*