Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение современных игровых технологий на уроках обществознания

11.02.2022 670 981
Ямлиханова Ольга Николаевна
Ямлиханова Ольга Николаевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Современная  педагогика предполагает широкое использование интерактивных методов преподавания. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. Одним из наиболее продуктивных процессов интерактивного общения Ученик-Ученик и Учитель-Ученик является деловая игра. Значение деловых игр трудно переоценить: в ходе игры учащиеся овладевают опытом, сходным с действительными условиями, игра позволяет самостоятельно решать проблемы, а не быть лишь наблюдателями.

В качестве примера мною был выбран опыт проведения деловой игры по дисциплине:"Обществознание" , раздел:"Экономика". На первом курсе по дисциплине обществознание  экономическому блоку отводится конец первого - начало второго семестра. Материал в учебнике изложен довольно плотно, практически не оставляя времени на интерактивные формы работы. Тем не менее, как показывает опыт, именно экономический блок обществознания,  вызывает у студентов наибольший познавательный и практический интерес. Поэтому в рамках изучения целого ряда тем мною был выбран формат  деловой игры под условным названием “Бизнес”. Данная игра может быть отнесена к типу имитационно-ролевых поскольку на разных своих этапах предполагает моделирование поведения различных экономических субъектов, принятие самостоятельных экономических решений и освоение ряда возможных экономических ролей. Под имитационным моделированием в педагогике понимается, как правило, живое изображение основных черт реальности.  Если рассматривать типологию деловых игр, этот вариант может быть отнесен к так называемым открытым играм, когда заранее известного ответа нет, правила варьируются на различных этпапах, участники работают над решением не жестко структурированных задач. С точки зрения учебных задач это безусловно обучающая игра.

Следует отметить,  что предлагаемая игра охватывает широкий круг тем и является  непрерывной игрой в процессе узучения блока: "Экономика". Данная игра не ограничивается только одной темой. В рамках изучения дисциплины " Обществознание" предполагается изучение значительного круга тем, связанных с  основами предпринимательской деятельности, спецификой рынка труда, рыночным отношениями и отношениями собственности, социальной политикой занятости и т. д.

Старт экономической игры может быть дан на различных темах экономического блока: “Рынок. Спрос и предлодение”, "Рынок труда и безработица”, “Конкуренция и ее виды", "Очновные источники финансирования бизнеса”, " Банковская система ", "Функции государства в экономике". В зависимости от задач урока алгоритм действий экономической игры может быть предложен как для моделирования экономической деятельности на уроке, так и в процессе подготовки домашнего задания. Для проведения некоторых этапов деловой игры может потребоваться целый урок, для других – часть урока. 

Деловая игра проходит в несколько этапов, условия каждого этапа и учебно-игровые задачи варьируются и дополняются с каждым этапом. Перед началом Игры всем участникам сообщаются вводные условия. Игра может продолжаться до конца изучения раздела "Экономика". Большинство учеников получает первое задание: создание бизнеса (единолично или в партнёрстве). Бизнес придумывают все желающие, остальным будут предлагаться иные игровые роли на последующих этапах Деловой Игры (ДИ). Учреждается – Банк (1 участник). Учитель объявляет себя экономическим игроком – Государство. Объявляется, что на следующих этапах Государству потребуются налоговая инспекция, министерство экономического развития, служба занятости и другие государственные службы. Стартовый собственный капитал для игроков-бизнесменов – 50 000 руб., капитал Банка – 5 000 000 руб, размер учётной ставки – 10 %. Участникам предлагается использование условно-безналичных расчётов в Игре.

Следует отметить, что проведение данной игры не требует сложного оборудования, на 1 этапе можно обойтись  минимумом: файлы, листы бумаги – для документов, могут быть образцы продукции, вывески-таблички и т.п., всё зависит от фантазии участников. Домашнее задание на этом этапе, по сути, и будет основным временем выполнения задания, поэтому данный этап назван подготовительным.

Прохождение этапов Игры также отражено презентации.

1 этап ДИ подготовительный. "Фирмы в экономике". На этом этапе необходимо:

  1. Выбрать сферу своего бизнеса (производство продукции, предоставление услуг, в том числе - торговля).
  2. Придумать название фирмы, её логотип.
  3. Определиться с бизнес-партнерами (один создаёшь бизнес или в партнёрстве).
  4. Определить собственные факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и те, что необходимо приобретать.

Контроль выполнения этих игровых заданий может осуществляться как фронтально – путем устного опроса, так и в виде индивидуальных консультаций.

2 этап ДИ. Издержки фирмы

  1. Определить перечень постоянных и переменных издержек вашей фирмы (в виде перечня или баланса)
  2. В случае необходимости – пригласить БУХГАЛТЕРА
  3. Определить необходимые налоги и платежи вашей фирмы (составить перечень).

Выполнение учебно-игровых заданий этого этапа возможно как на уроке в качестве закрепления изученного теоретического материала по данной теме, так и в виде домашнего задания. Варианты выполнения данных заданий предполагается как в математической форме, так и в виде описания. По желанию участников может появиться роль Бухгалтера – помощника в составлении баланса. При выполнении задания № 3 ученикам рекомендуется ориентироваться на действующее законодательство по налогам и сборам, с учётом региональных особенностей, что позволяет осуществить интеграцию с разделом "Основы права", а также обращение к ресурсам Интернета.

3 этап ДИ. Правовые основы предпринимательской деятельности.

Данный этап возможен как после изучения соответствующего теоретического материала, так и в виде предварительного мотивирующего задания. Собственно интерактивная деятельность участников ДИ на этом этапе осуществляется путём выполнения следующих заданий:

  1. Выбрать организационно-правовую форму своего бизнеса
  2. Подготовить документы для регистрации своей фирмы в Налоговой инспекции:

А) учредительный договор

Б) устав

В) заявление

  1. Зарегистрировать свою фирму
  2. Получить лицензию в Министерстве

Кроме игроков-фирм появляются игроки: Налоговая инспекция (1 человек), Министерство (условное) для выдачи лицензий (1 человек). В помощь игрокам также могут появиться Юридические бюро (создаются по желанию участников и также регистрируются как фирмы). Данный этап игры предполагает наличие четко фиксированного начала и окончания деятельности игроков-фирм, фактор времени играет важную роль, выигрывают те, кто успел зарегистрировать свою фирму, то есть, заранее выполнить задания подготовительного 1 этапа. Выигравшими считаются те, кто успел зарегистрировать свой бизнес.

4 этап ДИ. "Слагаемые успеха в бизнесе"

  1. На основе анализа собственных источников финансирования определить размер необходимого кредита в Банке.
  2. Подготовить бизнес-план на 1 год, в котором отразить:

А) собственные финансы

Б) предполагаемые расходы и доходы фирмы

В) перспективы фирмы в течение года

  1. Получить кредит в Банке, предъявив свидетельство о регистрации и бизнес-план

При недостатке времени на уроке возможно объединение 3 и 4 этапов ДИ, но тогда 1 и 2 задания на обоих этапах должны быть подготовлены участниками заранее. Величина учётной ставки сообщается Банку в качестве ориентира для условий кредита. Выигравшими на этом этапе считаются игроки-фирмы, получившие кредит в Банке.

5 этап ДИ. "Менеджмент и маркетинг"

  1. Предоставить графически структуру своей фирмы (отделы, подразделения и т.п.)
  2. На основе анализа условий своего региона (города, микрорайона) подготовить сегментацию ( деление потенциальных потребителей на условные группы, имеющие примерно одинаковые предпочтения) предполагаемого рынка продукции:

А) географическую

Б) демографическую

В) психологмческую

  1. На основе результатов сегментации подготовить рекламную акцию (продукцию) – уличная реклама, слоган, рекламный ролик и т.п.

Если 1 и 2 задания в этой теме вполне могут быть вынесены на домашнее задание, то 3 может стать базой для разного вида творчества учеников – от стихотворного до элементов театрализации или создания рекламного видеопродукта. Проверка этого задания также может быть различной – от предоставления на уроке в виде презентации до мини-ярмарки рекламных продуктов.

6 этап ДИ "Занятость и безработица"

Данный этап деловой игры подобен 3 и 4. Предлагаются дополнительные роли: Биржа труда, наёмные работники. Все, кто ещё не создал свою фирму, определяются как наёмные работники. Они выбирают себе профессии и должны трудоустроиться, работодателями становятся владельцы ранее созданных фирм. Учебно-игровые задачи этапа:

1.Фирмам подготовить перечень вакансий для Биржи труда;

  1. Свободным игрокам придумать себе профессии;
  2. Найти работу по специальности и заключить трудовой договор с работодателем;
  3. Незанятым обратиться на Биржу труда и зарегистрироваться как безработные;
  4. Бирже труда организовать переобучение исходя из перечня вакансий
  5. Бирже труда трудоустроить безработных

Этот этап вновь предполагает интерактивное общение участников ДИ, лимитирование игрового времени и обязательное предоставление отчета по этапу – заключённые трудовые контракты.

7 этап ДИ (заключительный).  "Человек в системе экономических отношени

Главной задачей этого этапа становится заключительная рефлексия.

  1. Все участники описывают своё экономическое поведение в деловой игре в виде мини-эссе (и/или устного выступления):

А) Ваша экономическая роль

Б) Цели в Игре

В) Самооценка успешности своей игровой деятельности с точки зрения рациональности.

Подведение итогов игры учителем. Критерии успешности:

А) Экономическая активность (количество пройденных этапов);

Б) Постановка и достижение целей;

В) Наличие и полнота пакета документов - отчёта о пройденных этапах.

Поскольку заключительный этап ДИ может совпадать с последними уроками блока “Экономика”, формы его проведения и оценивания учащихся могут варьироваться учителем в зависимости от количества отработанных на уроках этапов, до необходимости обобщающего повторения по теме, определяться потребностями контроля знаний учеников.

Таким образом, непрерывная деловая игра “Бизнес” позволяет учителю использовать разные формы игровой деятельности на уроке, применять интерактивные и активные формы работы, стимулировать  учебно-познавательный интерес учащихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером экономической подсистемы общественных отношений, отличается системным характером используемых знаний, предполагает включение рефлексивных процессов и осмысления полученных результатов всеми участниками деловой игры.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение современных игровых технологий на уроках обществознания

Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*