Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика конфликтов в студенческой среде

07.02.2022 2239 3525
Парамонова Виктория Сергеевна
Парамонова Виктория Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Техникум – это учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы общего среднего профессионального образования. Также стоит отметить, что основную роль в развитии личностных качеств  играет академическая группа.

Основной задачей техникума является формирование всесторонне развитого человека с лидерскими качествами, способного работать в коллективе. По этой причине важным аспектом является профилактика конфликтов. Тем самым актуализируется поиск психолого-педагогических средств профилактики конфликтного поведения молодых людей в студенческой группе.

Очень важно в работе классного руководителя уделять внимание профилактике конфликтов, выявляя у студентов склонности к конфликтам и проводя соответствующую коррекционную работу, формируя у студентов эффективные методы разрешения межличностных конфликтов в условиях техникума.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения. Она может быть вызвана противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели.

Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов. Не стоит забывать и о том, что в педагогическом процессе конфликт выполняет воспитательную функцию. Л.Д. Наумова подчеркивает, что реализация воспитательной функции в педагогической деятельности «предполагает наращивание нравственного опыта, образцов продуктивного поведения в конфликте, преодоление появления у обучающихся негативных личностных свойств и качеств и т.д.» (3: 65). Следовательно, можно говорить о позитивной функции конфликта. Многие стараются избегать конфликтов, потому что, как правило, они приводят к негативным последствиям. Однако в последнее время отношение людей к конфликту меняется, так как он имеет положительные последствия для развития человека.

В техникуме можно выделить такие типы конфликтов как «студент - студент»,  «студент - администрация», «студент - преподаватель» и «студент - родитель»,  «родитель - администрация».

Профилактика конфликтов должна включать в себя обучение студентов навыкам решения конфликтов, е позволяя перерасти в агрессивное поведение.

В профилактике конфликта большую роль играют социально-психологические тренинги, в том числе тренинги на темы формирования толерантности, сотрудничества в группе, преодоления конфликтных ситуаций. Кроме того, такие методы, как ролевые и деловые игры, психологические упражнения, беседы помогут предотвратить конфликтные ситуации.

Специфика конфликтов между студентами среднего профессионального образования определяется возрастной психологией; межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения.

Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника, поскольку оно является критерием коммуникабельности.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно его разрешить.

Мы живем в обществе, для которого конфликты – повседневная реальность. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще,  что бесконфликтное состояние невозможно. Поэтому каждому современному молодому человеку необходимо научиться разбираться в природе конфликтов,  определять их положительные и отрицательные стороны, а главное – научиться предупреждать конфликты.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами студенты и мы, классные руководители, преподаватели.

Работу можно проводить по нескольким направлениям:

- создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию   предконфликтных ситуаций (доброжелательное отношение со стороны преподавателей и студентов, личный пример педагогов и родителей);

- оптимизация организационно-управленческих условий работы образовательного учреждения (не скупиться на похвалы, одобрение, поощрения);

- устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов (создать действующий орган при образовательном учреждении,  куда за поддержкой и советом могут обращаться студенты, их родители и педагоги);

- блокирование личностных причин возникновения конфликтов (проведение тренингов, классных часов, методических объединений педагогов).

Конфликт в учебном заведении – явление многоплановое. При общении с участниками студенческой жизни классному руководителю приходится быть еще и психологом.

Внутри каждой студенческой группы время от времени возникают конфликты различного масштаба и характера. По мнению Л.Я. Рубина, А.С. Власенко студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и свободное от учебы время (1).

Возрастные границы студенчества весьма размыты и в целом укладываются в период от 16 до  21 года, что совпадает с периодом юности (2: 87). Данный возраст имеет свои особенности, которые оказывают влияние на поведение, в том числе и на возникновение конфликтности. Именно в этот период закладывается собственное представление о мире, моральные качества и ценности.

Новый образ жизни часто приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Студенты оказываются в новых местах и общаются с новыми людьми. При первых контактах со всей учебной группой молодые люди рассматривают возможности утвердиться в группе. В это время на их мотивацию влияют черты характера, темперамент, уровень воспитанности, социальное положение, а также возможное намерение занять доминирующую позицию в группе (4). Эти факторы отрицательно влияют на формирование микроклимата в студенческой группе.

В разногласиях  между студентами классный руководитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между студентами порой необходимо.

Причинами конфликтов между студентами могут быть:

- борьба за авторитет;

- соперничество;

- обман, сплетни;

- оскорбления;

- обиды;

- враждебность к любимым студентам педагогов;

- личная неприязнь к студенту;

- борьба за девушку (парня);

- симпатия без взаимности.

Очень часто обучающиеся могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны классного руководителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме, обойтись без давления на обучающегося, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше обучающемуся самому найти алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта студента социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации важен диалог педагога (классного руководителя) со студентом. Можно сказать, что в его жизни будет еще много подобных разногласий. Важно решать их правильно, без взаимных упреков и оскорблений, делать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика конфликтов в студенческой среде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*