Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-ориентированное обучение через дифференцированный подход на занятиях по химии

31.01.2022 395 627
Хожаева Татьяна Анатольевна
Хожаева Татьяна Анатольевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Основоположники личностно-ориентированного обучения. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.  В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. 

Педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

  1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

На своих занятиях новая тема частично или полностью (в зависимости от темы) строиться на диалоге с учащимися. Например, в химии элементов, сначала изучаются тема «Классификация неорганических веществ», где студенты изучают общие свойства оксидов, кислот, оснований, солей. При изучении соединений элементов первой группы главной подгруппы студенты составляют соответствующие им оксиды и, опираясь на ранее полученные знания, составляют уравнения характерные для основных оксидов. Также самостоятельно могут указать свойства соответствующих гидроксидов и составить уравнения химических реакций. Преподаватель только дополняет ответы, вместе со студентами разбирают специфическими свойствами данных веществ. И так при изучении каждой группы элементов.

  1. Деятельность педагога.Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

         Преподаватель должен поддерживать любой успех учащегося. Если студент не освоил материал на высшем уровне, то ему не нужно сразу давать сложные задания, можно дать самые простые задания по теме и похвалить, а дальше студент должен сам стремиться повысить свой уровень. Это отражается в дифференцированных заданиях. По теме «Теория электролитической диссоциации», где учащиеся осваивать умения написания ионных уравнений реакций, на первом уровне студенту можно дать уравнение, которое не содержит коэффициентов: А 3 + КСl = К 3 + А

На втором уровне уже посложнее уравнения, которые содержат коэффициенты: ВаСl2 + К24 = ВаSО4 + 2КСl

На третьем уровне более сложное: 2Аl(ОН)3 + 3Н2= Аl2(SО4)3 + 6Н2О

По теме «Окислительно-восстановительные реакции» задание – расставить коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

Первый уровень, небольшие уравнения реакции соединения или замещения: Са + О2 = СаО или М  + НСl = М 2 + Н2

Второй уровень: Са + Н 3 = Са( 3)2 + 43 + Н2О

Третий уровень: КМnО4 + КВr + Н24 = МnSО4 + Вr2 +  К24 + Н2О

Четвертый уровень, продукты реакции нужно дописать самостоятельно:

КМnО4 + Nа23 + Н24 = … + Nа24 +  К24 + …

  1. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Занятие строиться таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно могли выполнить большую часть материала, опираясь на свои знания. Задания проблемного характера всегда должны присутствовать на уроке. Например, учащиеся ранее изучили, что высшая валентность элемента равна номеру группы. При изучении темы «Галогены» и «Халькогены»: исходя из строения атома фтора (кислорода) объясните, почему фтор (кислород) не имеют высшей валентности, а проявляет только низшую валентность равную единице (двум). Тема «Элемнты 5А группы. Азот»: почему высшая валентность азота равна 4 (хотя элемент находиться в 5 группе), а высшая степень окисления азота равна +5? Объясните с точки зрения строения атома.

  1. Отношения  «педагог— ученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Хорошо зарекомендовала себя работа в небольших группах или парах. Студент, который не может раскрыться перед всей аудиторией, хорошо может работать в малых группах. В группах учащиеся задают вопросы, уточняют детали процессов

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Педагог не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое важное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Личностно-ориентированное обучение через дифференцированный подход на занятиях по химии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*