Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая работа преподавателя СПО

18.01.2022 44419 58182
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Успех обучения студентов обеспечивается не только усилиями отдельных преподавателей, а системой продуманной и хорошо поставленной методической работы всех членов педагогического коллектива.

Главная цель методической работы - повышение эффективности и качества педагогического процесса, рост профессионального мастерства преподавателей.

Основными задачами методической работы каждого преподавателя являются:

  • повышение теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий;
  • использование в образовательном процессе наиболее эффективных методов, рациональных приёмов и средств обучения;
  • интенсификация образовательного процесса за счёт использования различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;
  • повышение специальной квалификации преподавателей и их методического мастерства;
  • разработка учебно-методических материалов к различным видам занятий;
  • совершенствование системы проверки и оценки знаний, навыков и умений обучаемых;
  • совершенствование аудиторной и самостоятельной работы учеников;
  • обобщение и распространение опыта работы преподавателей

По содержанию решаемых задач  методическая работа подразделяется на учебно-методическую и научно-методическую.

Учебно-методическая работа охватывает: вопросы разработки рабочих программ, тематических планов, учебно-методических материалов для различных видов занятий, методических пособий,  вопросы совершенствования методического мастерства преподавателей и обобщение и распространение ее опыта в учебном заведении в целом.

Научно-методическая работа охватывает, в первую очередь, разработку основных организационно-методических документов, определяющих деятельность учебного заведения. К ним относятся: учебный план и учебные программы дисциплин.

Основными формами методической работы в целом по колледжу являются:

  • заседания методического совета учебной организации;
  • лекции и доклады по методике обучения и воспитания;
  • научно-методические конференции и семинары;
  • взаимные посещения занятий преподавателями по однопрофильным дисциплинам;
  • написание методических пособий, разработок.

 

В колледже  в качестве документов, планирующих методическую работу, являются:

  • учебные планы;
  • учебные программы по дисциплинам и модулям;
  • тематические планы учебных дисциплин и модулей.

Особую и самую важную часть методической работы преподавателя составляет его подготовка к учебным занятиям. Это обусловлено тем, что здесь реализуются социальные (морально-психологические)  и педагогические требования( организационные, дидактические, воспитательные).

Правильной является такая подготовка к занятию, когда преподаватель видит в ней необходимые условия для своего творчества.

Только определённая система в подготовке к занятиям может обеспечить высокий уровень как отдельных занятий, так и всего комплекса их в течение учебного года, избавив преподавателя от перегрузки при ежедневной подготовке к каждому занятию.

В систему подготовки преподавателя к занятиям входят:

  • общая методическая подготовка;
  • подготовка к учебному году;
  • подготовка к учебной теме (системе занятий);
  • подготовка к отдельным занятиям.

Все звенья этой системы тесно связаны между собой. Её элементы имеются в работе каждого преподавателя, но содержание и соотношение их у разных преподавателей не одинаковое.

Обычно в практике многих преподавателей центр тяжести их работы падает на подготовку к отдельным занятиям, а подготовке к учебному году и к учебной теме уделяется недостаточное внимание.

 Практика показывает, что более рациональной является такая система подготовки, при которой центр тяжести переносится на подготовку к учебному году и к системе занятий. При такой организации труда преподаватель яснее видит перспективу своей работы с обучаемыми, у него освобождается время перед самим занятием для творческого решения важных, текущих вопросов организации педагогического процесса. Чем основательнее и глубже преподаватель провёл подготовку к учебному году и к системе занятий, тем меньше он затрачивает сил и времени на непосредственную подготовку к отдельным занятиям.

1.Общая методическая подготовка преподавателя предполагает совершенствование его теоретического и методического уровня. Преподаватель собирает необходимый материал, работает с интернетом. Чтобы собранные материалы не превратились в бессмысленное накопительство, нужно знать, что собирать и зачем. (иллюстрации, фотографии, цифровой материал, материал, ситуации,  задачи и др);

Создаются дидактические материалы (наглядные пособия, схемы, таблицы), а также учебно-методические материалы к занятиям, опорные конспекты, задания для индивидуальной работы с обучаемыми.

Таким образом, собирается то, что поможет преподавателю как можно лучше раскрыть и довести до сознания обучаемых содержание предмета, сделать его преподавание живым и интересным.

Такая «методическая лаборатория» нужна каждому преподавателю. Она является теоретической основной для повышения качества образовательного процесса, намного облегчает подготовку преподавателя к занятиям, является основной научного обобщения его опыта.

2.Подготовка преподавателя к учебному году

Ведется в двух направлениях:

- изучение условий, в которых ему предстоит преподавать (состояние знаний, особенности обучаемых, наличие оборудования, необходимого для прохождения программного материала)

- личная подготовка к преподаванию курса (совершенствование знаний по своему предмету, по педагогике и психологии; знакомство с достижениями опыта других преподавателей).

 

3.Подготовка к учебной теме (системе занятий) включает следующие вопросы:

- установление связи данной темы с предыдущими и последующими темами курса;

- формулирование общих учебных и воспитательных целей и задач темы;

- отбор материала, подлежащего изучению;

- определение возможностей восприятия всего материала темы обучающимися  и   планирование системы занятий.

 

 Мастерство преподавателя на данном этапе работы проявляется в том, чтобы выбрать такой вариант, который наиболее точно соответствует данным педагогическим условиям.

Как подготовить обучаемых к восприятию новой темы: определяется, что и на каком занятии дать новое, а что целесообразно повторить для усвоения последующего нового материала; уточняется место, где и как будет проводиться проверка знаний и навыков обучаемых; осуществляется к учебной теме подбор дидактических материалов (таблиц, плакатов, презентаций, слайдов, видеофрагментов и т.д.).

4.Подготовка преподавателя к отдельному занятию 

 Подготовиться к занятию - значит заранее решить, как обеспечить усвоение учебного материала всеми обучаемыми в течение отведенного времени.

При подготовке к занятию преподаватель решает, как связать данное занятие с предыдущими, как реализовать дидактические цели занятия (мобилизуя их внимание на отбор нужного материала); определяет ход занятия (его этапы), уточняет содержание материала (обязательный, который обучаемые должны усвоить на уровне воспроизведения, и информативный, его усвоение достаточно на уровне знакомства), определяет методику проведения занятия с учетом подготовленности и активности обучаемых, устанавливает порядок использования технических средств и дидактических материалов; определяет объем задания на самостоятельную работу и пути проверки выполнения заданий (активность обучаемых при выполнении заданий на самоподготовке повышается, если в задания  включаются элементы  творчества).

Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога.

Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он  должен принять, что :

  • постоянно будут изменяться основные профессиональные образовательные программы, учебные планы,
  • он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов,
  • он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться,
  • он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.

Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития.

Мы понимаем, что на уроках необходимо создать условия максимально приближенные к трудовой деятельности, окунуть студентов в атмосферу предприятия, заставить их мыслить и действовать самостоятельно, принимать решения, брать на себя ответственность.

Напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность методической работы нельзя. Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата  можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы.

Но сами по себе идеальные  цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов: собственная инерция, разочарование из-за прежних неудач, отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей, недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему, состояние здоровья, нехватка времени, ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов: методическая работа в колледже, обучение на курсах, пример и влияние коллег, пример и влияние руководителей, организация труда в колледже, внимание к этой проблеме руководителей, доверие, самообразование, интерес к работе, возрастающая ответственность, возможность получения признания в коллективе

Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база).

В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если:

  • цели и задачи методической службы будут ясными и привлекательными;
  • деятельность методической службы построена на диагностической основе;
  • основные решения принимаются коллегиально;
  • методическая служба гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается ;
  • поддерживается мотивация кадров;
  • обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения;
  • постоянно повышается уровень готовности коллектива к методической деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая работа преподавателя СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*