Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.
Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определённого результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.
Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся:
Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:
Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.
Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса:
первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.)
В наше время очень сложно поддерживать интерес студентов посредством проведения традиционных занятий, отсюда и необходимость применять и внедрять в учебный процесс более действенные технологии формирования профессиональной компетентности.
В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих специалистов бухгалтерского учета.
Это требует от преподавателя поиска новых подходов в обучении. Акцент в процессе обучения должен делаться не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающих условия для творческой активности студентов.
К наиболее активным методам обучения относятся деловые игры, которые позволяют имитировать производственные ситуации и служат накоплению профессиональных знаний.
Деловая игра представляет собой упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации в игровой форме.
Достоинства деловых игр представляют собой следующее:
- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;
- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;
- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;
- развитие взаимопонимания между участниками игры.
Деловые игры в области обучения бухгалтеров направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях. Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему специалисту, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях, и накапливать умения и навыки без ущерба для реального производства в будущем.
Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться студентом в действительности, что дешевле, быстрее и безболезненно реального опыта.
Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке при необходимости принимать эффективные решения с минимальными потерями. Учебные деловые игры обладают большими психолого-педагогическими возможностями. Они развивают самостоятельность студентов, их мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал.
В этом плане интересен пример деловой игры «Учет хозяйственных операций в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.
Учебная деловая игра являлась переходным этапом, соединяющим учебный процесс с реальной жизнью.
Деловая игра была компьютерная, привлекательная, заинтересовывающая игроков в получении наилучшего результата, в ней использовались различные формы данных, процесс игры был таким, что игрок, получая навыки, в дальнейшем сможет использовать этот опыт. Такую деловую компьютерную игру можно называть экономическим тренингом.
Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала.
Игра проводилась в группе на 3 курсе, специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям). Проведение деловой игры требовало от преподавателя умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций.
освоить приемы работы со справочниками, ввод операций и бухгалтерских проводок при помощи первичных документов, работу с журналом операций, изучить порядок ведения учета денежных средств, материалов, основных средств, готовой продукции, формировать бухгалтерскую отчетность, проводить оперативный анализ на основе приведенных данных; закрепить знания и практические навыки по учету хозяйственных операций в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».
Использовалась модель виртуального предприятия – учебной бухгалтерии как базы проведения занятий по профессиональным модулям с использованием программного продукта 1С: Бухгалтерия 8.
Игра являлась моделью взаимосвязанных проблемных ситуаций, для решения которых необходимо обладать комплексом знаний, умений и профессионально важных качеств. Это наиболее сложный тип имитационно-ролевой игры.
В учебной бухгалтерии моделировались производственные ситуации. Особое внимание уделялось оценке формируемых компетенций.
В ходе игры команды ООО «Сладкий рай» и Мебельная фабрика «Ренессанс» презентовали красочно свою продукцию, оформляли необходимые документы и отчеты в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».
В игре участвовали 2 команды ООО «Сладкий рай» и Мебельная фабрика «Ренессанс» (по 9 человек), в каждой фирме (команде) – главный бухгалтер, кассир, подотчетные лица и бухгалтера разных отделов.
Участники игры распределялись по ролям и соответственно им взаимодействовали друг с другом.
Деловую игру можно представить как последовательный ряд взаимосвязанных решений. Причем эффективность принятых решений зависело не только от самого игрока, но и от его партнеров, а также от сценария. В этих условиях происходит насыщенное усвоение сразу многих основных понятий профессионального модуля.
В игре участвовала также аудиторская фирма «Профаудит»: директор и ассистент - преподаватели, которые проверяли деятельность каждой фирмы.
Правила игры:
Критериями оценки формирования профессиональной компетентности бухгалтеров избраны :
- концептуальный критерий — специальные знания будущих специалистов;
- инструментальный критерий — способность овладеть основными общими и профессиональными компетенциями;
- личностно-профессиональный критерий — наличие профессионально важных качеств бухгалтера (ответственность, объективность, профессионализм, внимательность, осторожность).
Игра увлекала участников независимо от конкурентного содержания. Возникал игровой азарт, стремление победить, что заметно способствует более активной работе студентов: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств студентов в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Работая с компьютером, студенты глубже вникали в суть вопроса, у них появлялся интерес к предмету, они более активно работали с учебной и технической литературой.
Во время игры каждый студент вовлекался в различные виды деятельности: организационно-управленческую, аналитико-исследовательскую, социально-психологическую, коммерчески-экономическую, что позволяло методом наблюдения определить уровень сформированности профессиональных компетенций и выработать алгоритм устранения пробелов в овладении специальностью.
Обсуждая итоги на прессконференции, давалась возможность студентам самим выявить причины своего успеха или неудачи, что также способствует их более активной позиции в процессе обучения.
Методика деловой игры позволяла рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.
Состязания практической направленности служили исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций.
Для оценки результата деятельности команды и вклада каждого участника в конечный результат предлагалось в качестве рефлексии заполнение анкеты и выступление самих студентов.
Рефлексия вызвала неподдельный интерес у студентов. Даже не совсем успешные студенты имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.
Метод рефлексии обучает студентов правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих товарищей и работу преподавателя на уроке в целом.
Поскольку в современных социальных условиях молодому специалисту должны быть присущи творческий стиль мышления, инициативность и самостоятельность в принятии решений акцент в процессе обучения и в дальнейшем будет делаться не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающие условия для творческой активности студентов.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.