Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Настоящая инвалидность - это инвалидность души. Остальное поправимо!

18.01.2022 304 469
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

В современных условиях специа­лист должен обладать современным экономическим мышлением, уметь управлять и организовывать произ­водственную деятельность, исполь­зовать информационные технологии. Высокие требования предъявляются и к личности студен­та-инвалида. Он должен быть актив­ным, инициативным, самостоятель­ным, творчески подходить к реше­нию проблем.

Требования, предъявляемые к качеству подготовки и воспитания специалистов-инвалидов, находятся как бы в противоречии с привычны­ми формами и методами их подго­товки. Одной из главных задач ос­тается повышение качества препо­давания, его идейно-теоретическо­го уровня и соответствие нуждам производства.

В Михайловском экономическом колледже-интернате сложился ста­бильный, творчески работающий коллектив преподавателей. Цель его работы - приблизить учебный процесс   к производственной сфе­ре.

Учебная деятельность часто бы­вает далека от реальной жизни. Это обуславливает формализм знаний, трудность их применения на деле. Ведь усвоение знаний учащимися и их применение - это два разных типа деятельности. О том, что переход от первого ко второму представляет огромные трудности, свидетельству­ет длительный процесс адаптации выпускника-инвалида на производ­стве.

Задачи сближения со специфи­кой будущей профессиональной де­ятельности, т.е. активизация позна­вательной деятельности учащихся решаются преподавателями нашего колледжа путем использования в учебном процессе деловых игр и производственных ситуаций. Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Намечается новый подход в системе реабилитации, на развитие у него созна­тельного и ответственного отноше­ния к своему будущему.  В последние годы большое вни­мание уделяется активным методам обучения, стимулирующим познава­тельную деятельность студентов. Это, в конечном счете, приводит не только к лучшему усвоению учебно­го материала, но и формированию умений применять полученные зна­ния для решения конкретных прак­тических задач.

Следуя одной из основных целей реабилитации инвалидов, наш кол­лектив ведет большую воспитатель­ную работу по разным направлени­ям. Так, преподаватели работают над созданием творческой атмос­феры на уроке и во внеурочное вре­мя. Большой воспитательный эф­фект дают практические конфе­ренции по итогам производствен­ной практики. Воспита­тели решают проблемы социальной реабилитации инвалидов через их участие в общественной жизни колледжа. Преподаватели лечебной физкультуры строят свои занятия таким образом, что лечебная физ­культура является основной состав­ляющей медицинской реабилитации  инвалидов.

Традиционно в образовательном процессе главное место отводится становлению профессиональных качеств. Современное понимание подготовки специалиста бухгалтерского учета строится на основе профкомпетентности – комплексного понятия, включающего знания (общие, предметные и специальные), умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности (основанные на знаниях, умениях и опыте индивидуума) и, наконец, творческую самореализацию личности в профессии.

Мы полагаем, что одним из ориентиров, помогающих выработать новые критерии адекватной оценки качества специалиста, может служить такое качество как профессиональная коммуникабельность. Поэтому одной из задач учебного заведения становится формирование у будущих специалистов навыков общения.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая форма внеучебной деятельности, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, перешагивают речевой барьер при выходе на аудиторию, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важна изначально особая атмосфера доверия, которая постепенно поможет снять боязнь аудитории и собственной речи.

В этом случае в единстве осуществляется деятельность – взаимодействие – общение – контакт. При этом студенты должны суметь самостоятельно организовать свою совместную деятельность, распределить между собой определенные обязанности, соблюдая необходимые правила общения внутри группы.

Участие во внеклассной деятельности  отделения «Экономика и бухгалтерский учет» помогает студентам приобрести такие профессионально-коммуникативные способности как:

- способность сотрудничества и взаимодействия,

- психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

- умение работать в составе малой группы;

- умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

- способность эффективно разрешать конфликты и предотвращать их;

- способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;

- умение эффективно обучаться в своей профессиональной области;

- умение владеть свободной и спонтанной речью.

Задача колледжа - стать школой общественного становления студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов. Хорошо организованная работа способствует разнообразной, яркой, насыщенной событиями студенческой жизни. Мероприятия, предлагаемые студентам, становятся не навязыванием чего-то ненужного сверху, а плодом работы самих студентов, поэтому они интересны. Каждый год ребята участвуют в организации традиционных мероприятий таких, как «Посвящение в бухгалтеры», «Презентация специальности «Экономика и бухгалтерский учет»,  «КВН-конкурс веселых нагрузок для бухгалтера». Организуют помощь в профориентационной работе, работе студенческих конференций. Студенты участвуют в жизни не только учебного заведения, но и области. В течение нескольких   лет студенты нашего колледжа  занимают призовые места на областных студенческих олимпиадах по специальности, показывают свои отличные теоретические знания, а так же компьютерную грамотность.

Конкурс веселых и находчивых — замечательная игра, которая пользуется высокой популярностью в Михайловском экономическом колледже-интернате. То, что популярно на большой сцене и доступно, быстро подхватывает самодеятельность. Темой игры может быть любая учебная дисциплина и абсолютно все, что только может прийти в голову. Главное, чтобы это было смешно, остроумно и актуально. Игры обычно проводятся между  группами  отделения « Экономика и бухгалтерский учет».  Игра хороша тем, что дает простор творчеству, развивает актерские способности, поднимает настроение. Ведь каждый раз, выходя на сцену, игрок старается выступить как можно лучше, поскольку понимает, что от того, как он скажет, как посмотрит и что сделает, зависит настроение тех, кто пришел его поддержать.

Ежегодно в Михайловском экономическом  колледже-интернате  проводится «Бухгалтерский КВН» - конкурс веселых нагрузок для бухгалтера.  В этот день всегда масса искрометных  шуток,  новых квнэновских звезд,  и  все зрители получают удовольствие от увиденного.

В нем принимают обычно участие три команды. Оценивает выступление студентов жюри, которое искренне  болеет за все команды, и которым предстоит нелегкая работа выбрать лучшую из команд.

В программе мероприятия проводятся  такие, например,  конкурсы как:

«Визитная карточка» - под девизом: «Профессия наша всех лучше и краше!». Командам нужно рассказать о себе, представить свой девиз и продемонстрировать соответствие своей визитки названию команды и профессии «бухгалтер»;  конкурсы « Разминка», «Бухгалтерский баскетбол» ;  «Студент в шоке»;  «Знатоки афоризмов и пословиц», в котором   необходимо вспомнить  русские  выражения, ставшие уже крылатыми, благодаря советским и русским кинофильмам и мультфильмам, а также вспомнить пословицы, в текстах которых есть названия различных денежных единиц. В программе также решение сказочных задач и конкурс - домашнее задание –  « Учет без комплексов!»  или « От сессии к сессии бухгалтер живет весело!», где перед командами ставится задача   осветить студенческую жизнь, взглянуть на преподавателя глазами студента, и на свою будущую профессию глазами практически состоявшегося специалиста.

Выступление команд заканчивается  финальной песней. Справедливое жюри выносит свое решение. Побеждает команда, которая была  более смешней, находчивей, набравшая наибольшее количество баллов-умников  по итогам всей игры. Затем   идут поздравления победителям, награждение самых успешных бухгалтеров,  а также вручение командам символических   лицензий,  устанавливающих право представителей  команды  на участие во всех учетно-экономических мероприятиях (олимпиады, конкурсы, турниры, игры) при соблюдении всех правил игры.

Студенты во время проведения игры   доказывают  себе и доказывают  всем, что для молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, главное богатство – это знания!

Хочется верить, что, побывав однажды в лабиринтах проблем, задач, решений, сомнений и удач, они захотят хотя бы иногда возвращаться к ним, чтобы снова и снова узнавать нечто неизвестное.

Студенчество готово взять на себя решение многих задач по организации и проведении мероприятий по приоритетным направлениям студенческой жизни, а задача взрослых – помочь им в совершенствовании механизмов студенческого самоуправления.

Погружение ребят в решение коллективно-творческих дел характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносят свои плоды в последующей деятельности тех студентов, которые принимали активное участие во внеклассной работе отделения. Творческая атмосфера  приводит ребят:

- к пониманию значения активного, здорового образа жизни и благоприятной атмосферы вокруг;

- осознания себя значимой частицей мироздания, способной к активным действиям;

- совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;

- закреплению компетенций группового и межличностного общения.

Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным, получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.

Таковы, на наш взгляд, наиболее эффективные формы организации работы на отделении « Экономика и бухгалтерский учет», предполагающие единство компетентностного подхода и активной коммуникативной среды, обеспечивающих в целом структурирование и обогащение профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера.

Практика показывает, что студенты, принимавшие активное участие во внеклассной деятельности  отделения  во время обучения в нашем колледже, приобрели качества квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В итоге, реализуются интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.

Не секрет, что у некоторых сту­дентов-инвалидов присутствует чувство неполноценности в отно­шении своего места в жизни. По­этому в этих случаях проявляется стремление к негативному самоут­верждению, приводящему к конф­ликту с окружающими или отсут­ствию какого-либо самоутвержде­ния. Такая особенность формиро­вания личности учитывается в тех­нологиях, т.е.

активное обучение предусматривает деятельность пре­подавателя и студента-инвалида как партнеров. Причем эффективность результата и, главным образом, формирование активности, само­стоятельности, познавательных ин­тересов зависит от атмосферы от­ношений, которые складываются между преподавателем и учебной группой.

Психологическим стержнем пе­дагогического сотрудничества яв­ляется единство товарищеского уважения и товарищеской требова­тельности к учащемуся как к лич­ности.

Интересная жизнь студентов-инвалидов в нашем кол­ледже-интернате способствует пре­одолению чувств ущербности, мни­мой ненужности в обществе. Ибо жизнь снова и снова доказывает, что настоящая инвалидность - это ин­валидность души. Остальное попра­вимо!

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Настоящая инвалидность - это инвалидность души. Остальное поправимо!




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*