Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТермин «компьютерная зависимость» определяется как патологическое влечение пользователя к проведению за компьютером неограниченного времени. Так же имеются родственные виды этой патологии: интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр и другие, которые так же негативно влияют на нормальную жизнедеятельность зависимого человека.
К. Янг (1998) выделила пять основных типов интернет-зависимости:
В рамках изучения компьютерной зависимости выделяют два основных направления, это – одержимое пристрастие к компьютерным играм и патологическая привязанность к деятельности с использованием сети интернет.
Интернет-зависимость (компьютерная зависимость) имеет следующие симптомы:
1) психологические симптомы: улучшение настроения или даже ощущение удовольствия за компьютером, невозможность волевым усилием прервать свое нахождение за компьютером, возрастание промежутка времени, проводимого за ПК (или иной компьютерной техникой), разрыв или даже потеря общения с семьей и друзьями, раздражение, беспокойство, депрессия, когда находится не перед монитором, обман близких людей и преподавателей с целью сокрытия своей истинной деятельности за компьютером, проблемы с учебой и в общении с семьёй.
2) физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени либо кластерные, боли в спине, нерегулярное питание, забывчивость в отношении приемов пищи, переход на продукцию фаст-фуда, снеки и т.п., пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.
Чувство предвкушения сеанса в сети, навязчивое стремление проверять электронную почту, увеличение расходов на интернет и времени, проводимого в нем являются первыми своеобразными индикаторами интернет-зависимости [3, с. 47].
К настоящему времени мы имеем высочайшее качество компьютерной графики. Сходство с реальными людьми стало 100-процентным, качество виртуальной реальности даже превышает качество реальных объектов, в результате получаемые пользователем эмоции по силе превосходят те эмоции, которые он может пережить при взаимодействии с реальностью.
Формирование компьютерной зависимости происходит постепенно, согласно следующим стадиям:
Экспериментальное изучение интернет и компьютерной зависимости у подростков до установления дистанционной формы обучения и после возвращения к очной форме обучения.
Для изучения характера и особенностей интернет и компьютерной зависимости были выбраны студенты Амурского медицинского колледжа, всего в экспериментальном исследовании принимали участие 108 человек, обучающиеся в настоящее время на третьем курсе очной дневной формы обучения, которые в период особенно активного распространения коронавирусной инфекции COVID-19 были временно переведены на дистанционное обучение в 2020 году. Для участия в исследовании в выборку были включены только те студенты, которые соответствовали трём условиям:
Для исследования были использованы следующие инструменты:
Internet Addiction Test (перевод и модификация В.А. Буровой) основан на том, что интернет-аддикция представляет собой феномен поведенческого пристрастия и эмоциональной зависимости от определённой формы поведения. С этой точки зрения, зависимость характеризуется тремя главными симптомами:
Данная методика предлагалась обучающимся, включённым в выборку, в конце сентября 2021 года, в начале их обучения на 3 курсе. Чтобы установить особенности пользования сетью интернет подростками до введения дистанционной формы обучения и после её отмены, необходимо сравнить и проанализировать данные, полученные в недавнем опросе по тесту интернет-зависимости с данными, полученными в выборке тех же студентов при ответе на тот же тест, но в сентябре 2019 года при зачислении их и начале обучения на 1 курсе Амурского медицинского колледжа.
Предположительно, количество интернет-зависимых обучающихся стало больше, а характер зависимости поменялся после того, как обучающиеся стали фактически больше находиться в режиме онлайн в связи с необходимостью осваивать учебные программы.
Для того чтобы оценить, изменился ли характер интернет- и компьютерной зависимости дополнительно к тесту участникам исследования предлагалась анкета, разработанная специально для них. Анкет самооценки пользования сетью интернет содержит 5 вопросов, касающихся отношения подростков к интернету:
Анализ полученных данных
На рисунке 1 представлены данные первого этапа исследования – тестирования по методике К. Янг, из которых следует, что объективно наблюдается уменьшение количества обучающихся, не имеющих признаков компьютерной и интернет – зависимости, а количество зависимых подростков стало больше ровно вдвое.
На втором этапе исследования обучающиеся, у которых были выявлены признаки зависимостного поведения в обращении с компьютерами и нахождением в сети интернет, были приглашены для дополнительного исследования. Им предлагалась анкета самооценки пользования сетью интернет. Целью данного анкетирования было проследить объективные изменения в характере пользования подростками виртуальным пространством, а также компьютерами и иными гаджетами.
На рисунке 2 представлены итоги анкетирования обучающихся, у которых по результатам первого этапа исследования выявлены признаки начинающейся и сформировавшейся компьютерной и интернет – зависимости.
Данные, полученные во втором этапе исследования, могут указывать на то, что подростки, являющиеся активными пользователями компьютерной техникой, смартфонами и интернетом увлечены виртуальным пространством, но качественно эта увлечённость отличается от той увлечённости, которая была у них 2 года назад, при поступлении на первый курс. Объясняется это явление несколькими причинами:
Эти и некоторые другие факторы оказывают прямое и косвенное влияние на активность подростков и молодёжи в виртуальном пространстве, но для установления взаимосвязи этих явлений и формирования зависимого поведения требуются дополнительные социально-психологические исследования.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Анализ компьютерной и интернет-зависимости у студентов Амурского медицинского колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.