Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие эстетического вкуса младших школьников посредством занятий в хореографическом коллективе

28.12.2021 503 873
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Федотова Вероника Евгеньевна
Федотова Вероника Евгеньевна, студент

Вятский колледж культуры

Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов. Увидев хотя бы раз в живую выступления профессиональных танцоров, их яркие костюмы, пыл в их глазах, дети увлекаются и стремятся увидеть выступления еще много-много раз. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, как музыка, танец дает возможность еще и физического развития, становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения [8].

Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, в то же время формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера, а также воспитывали эстетический вкус. Занятия по танцу способствуют эстетическому воспитанию детей, проявляют положительное влияние на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность обширного исполнения воспитательных задач [5, с. 181].

Эстетический вкус можно анализировать как целостную характеристику личности, ибо многие явления окружающей жизни человек воспринимает и оценивает с эстетической точки зрения, а потом уже с точки зрения нравственной и правовой. От того, какой является эта эстетическая оценка, зависит разумная реакция на окружающее и поведенческие установки человека [9, с. 114].

Под понятием «эстетический вкус» определяются образы предметов и явлений, возникающие на основе ассоциаций, которые, объединяя эстетические потребности, эстетическое восприятие, эстетическое чувство, играют важную роль в формировании эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической культуры личности в целом. Эстетика является определенным этапом познания действительности. Сущность понятия «эстетический вкус» заключается в способности полноценно воспринимать и правильно понимать «прекрасное» и «красивое» в искусстве и в окружающем мире [4, с. 65].

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит с помощью игровой деятельности. У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Еще одна психическая функция – внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное.

Эстетическое воспитание младших школьников посредством искусства всегда считалось актуальным вопросом. Оно способствует развитию идеалов, эстетически развивает, делает человека искренне внимательным к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; создает нацеленность интересов; развивает умение творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и высоконравственные требования; будит потенциальные способности каждого человека, о которых он зачастую и не подозревает.

На занятиях хореографией, благодаря своей универсальности, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность [2, с. 7].

Свою главную задачу преподаватели хореографического искусства должны видеть в том, чтобы формировать, возвышать духовные потребности детей, активно влиять на идейный и моральный облик личности ребенка. Учитывая воспитательную функцию искусства хореографии, суммируя значение танцевального искусства, прослеживая исторический путь развития танцевального искусства, можно прогнозировать его неоценимую роль в эстетическом воспитании детей [7].

Педагог, организующий творческую, эмоционально-положительную атмосферу в классе, приносит удовольствие ученикам своими занятиями. Эстетическое воспитание обращено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам эстетической деятельности [6].

Таким образом, через ознакомление с хореографическим искусством и творчеством у детей формируется понимание прекрасного, лучше усваиваются эталоны красоты. Хореографическое искусство во всем своем многообразии обладает большим воспитательном потенциалом и помогает приобщать детей к культуре своего народа.

Для того чтобы влияние на ребёнка средствами искусства было комплексным, у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны уяснить те простые правила, которые нужны на уроках хореографии: музыка – хозяйка на уроках, без нее не может быть танца. На занятиях под музыку должны проводиться ритмические игры, упражнения.  Никогда не нужно идти вперёд в начале обучения. С начальных же шагов следует приучать учащихся относиться к урокам хореографии серьезно, сознательно воспринимать полный материал. И видно, что дети, которые приходят порой с разной физической и хореографической подготовкой к концу года выравниваются. Совместно с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется эстетический вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару [1, с. 243].

К рекомендациям по развитию эстетического вкуса посредством хореографии можно отнести такие традиционные методы, как построение и разучивание танцевальных комбинаций, усвоение истории становления и воспитания искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Если всё это попробовать соотнести, то каждый метод будет иметь определённый компонент (часть):

- визуальная часть (наглядное представление материала самим педагогом, ознакомление с новыми танцевальными движениями, разбор совершенных образцов танцевальной культуры);

-теоретический компонент (разъяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

-практический компонент (разучивание и отработка элементов какой-либо части танца; закрепление путем неоднократного повторения; тренаж мышечной памяти, на практических занятиях применение видеосъемки, для работы на следующем этапе);

- рефлексивная часть (полагает обращение к видеозаписи практических занятий для разбора и соотнесения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается указание на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций) [3, с. 93].

Таким образом, под эстетическим воспитанием средствами хореографии, следует понимать процесс формирования, и развития наиболее специфических для хореографической деятельности компонентов. Это развитие эстетического вкуса в грациозной передаче своим телом движений; умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце; грамотно, аккуратно и грациозно исполнять хореографические композиции, умение импровизировать на музыку и желание сочинять; умение строить эстетические отношения с партнерами в танце.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие эстетического вкуса младших школьников посредством занятий в хореографическом коллективе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*