Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Величайшая опасность для нашего будущего – безразличие

23.12.2021 591 844
Бураков Артем Александрович
Бураков Артем Александрович, преподаватель

Дрождинина Ирина Юрьевна
Дрождинина Ирина Юрьевна, студент

Вятский колледж культуры

Безразличие, пожалуй, самая большая трагедия нашей эпохи. Каждый день сотни людей проживает то или иное событие, которое, так или иначе, откладывается на его будущем. Но не все готовы к этим событиям. Порой нам нужна поддержка «извне»: от родителей, друзей, одноклассников, коллег по работе и т.д. Даже простое молчание порой может помочь, лишь бы только нас услышали. Но это не так просто. Одно дело – услышать и забыть, а услышать и понять – совсем другое. Для каждого из нас важно быть услышанным и понятым вне зависимости от сложности или простоты ситуации. Ведь мы не выбирали все те испытания, через которые нам предстоит пройти [1].

Семья - одна из основных ячеек нашего общества, внутри которой также важны поддержка и взаимопонимание. Конечно, без ссор иногда и не обойтись, но если совсем не поддерживать друг друга, то можно ли назвать это «настоящей семьёй»?

Люди порой думают, что хороша забота только о самом себе. Да, это действительно важно, но нужно знать меру, чтобы это не переросло в эгоизм. Ведь если каждый будет зациклен только на себе, то будет ли являться смыслом само «общество»?

К сожалению, герои рассказа «Семейный аккорд» наглядно показали нам пример того, как «нельзя»: игнорировать близких, зацикливаться только на себе и своих проблемах, забывать о том, что важно проводить время с семьёй и разговаривать.

Именно об этом говорит в своём рассказе «Семейный аккорд» Надежда Тэффи.

Надежда Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая – женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. Тэффи, биография которой полна интересных фактов, оставила большой след в культуре ХХ века.

Литературный дебют Надежды Лохвицкой состоялся в 1901 году, когда ее семья решила взять инициативу в свои руки и отнести одно из стихотворений начинающей писательницы в редакцию журнала «Север». Первый опыт оказался удачным, и спустя 3 года Лохвицкая опубликовала свое первое прозаическое произведение «День прошел».

Известность к Надежде Александровне пришла в 1910 году после выхода в свет ее первого сборника «Юмористические рассказы». К тому времени она взяла творческий псевдоним Н. А. Тэффи, и широкая публика узнала ее под этим именем. Ее творчество оказалось настолько популярным, что стали в продаже появились духи и шоколадные конфеты «Тэффи».

Надежда Лохвицкая стала признанным мастером миниатюрного рассказа, очень непростого литературного жанра. Из-за небольшого объема произведения автору приходится точно подбирать каждое слово, каждую фразу, делать акцент на самом главном.

В произведениях Тэффи этого периода исчез былой юмор и легкость. На смену им пришли более глубокие, психологические рассказы, в которых преобладали грустные мотивы. Это рассказы «Городок», «Ностальгия», «Так жили», «Кефер» и другие, где в центре повествования оказались изломанные судьбы русских эмигрантов.

При изучении краткой биографии Тэффи стоит отметить ее интерес к мемуарному жанру в 1930-х годах. Она принялась писать автобиографические рассказы («Первое посещение редакции», «Псевдоним», «Как я стала писательницей», «45 лет»), а также художественные очерки –литературные портреты выдающихся людей, с которыми ей довелось встречаться.

Скончалась Тэффи 6 октября 1952 года в Париже в возрасте 80 лет. Причиной смерти стал приступ стенокардии [2].

«Семейный аккорд» Надежды Тэффи – рассказ о равнодушии членов семьи друг к другу. Порой, эгоизм необходим, но нельзя доходить до крайней точки: говорить, но не слушать. Уверена, что и мы с вами сталкивались с таким – пытались донести что-то до близких людей, но им было всё равно. Ощущение, что ты разговариваешь сам с собой, что перед тобой не человек, а робот – «существо без души». Нам порой необходимо, чтобы нам дали совет, поддержали, выслушали, но не все могут это дать. На это бывают разные причины – кто-то не умеет выражать поддержку словесно, кто-то, как герои этого произведения – не замечают ничего кроме самого «я». С этой проблемой нужно бороться, нужно понимать, что мы не выбирали эти трудности, о которых нам нужно делиться друг с другом. Ведь личность человека процветает только в социуме, в обществе людей, а не «бездушных, эгоистичных существ». Автор призывает нас быть неравнодушными по отношению к своим близким людям – может им тоже нужно, чтобы их услышали.

Тема произведения рассказа Надежды Тэффи «Семейный аккорд» – дисгармония современных семейных отношений, узость интересов обывателей любого пола и возраста. Конечно, любой читатель понимает, что перед ним злая, утрированная сатира, гротеск. Однако, проблема схвачена верно: каждый зациклен на своём: мама на пасьянсе, отец на словах начальника, а дочь – на мнении окружающих о том, как и во что она одевается.

Идеей рассказа является старая русская пословица «Любишь кататься – люби и саночки возить». Почти каждый из нас любит говорить о чём-то, что его беспокоит, но не каждый готов слушать. Так не должно быть. Если так будет, то наступит хаос – каждый будет лишь говорить, но никто не возьмёт его слова во внимание. Представьте: Вы пришли в магазин, и просите хлеба, а продавец совершенно не замечает ваших слов, а жалуется Вам, к примеру, на низкую зарплату. Ничего из вашего «разговора» не выйдет. Вот и Надежда Тэффи раскрывает нам эту проблему в своём рассказе «Семейный аккорд».

Композиция рассказа:

- экспозиция: Иван Матвеевич, чиновник, получил по службе отпуск, и у него есть жена и довольно взрослая дочь, видимо, на выданье;

- завязка: безымянная чиновничья жена заказала в магазине новое пальто, и есть слабый намёк на то, что в этом самом пальто она собирается провожать мужа на вокзал;

- развитие действия: параллельная жизнь членов семьи, где каждый занят только собой;

- кульминация: пальто привезли вопреки тому, что пасьянс так и не сложился – хотя раскладывался он именно для того, чтобы погадать, привезут или не привезут пальто;

- развязка: Пальто-то привезли, но жена за ним не вышла;

- конфликт в рассказе Надежды Тэффи «Семейный аккорд» представлен в виде столкновения эгоистичных мировоззрений людей, живущих в одном доме. Никто не слушает друг друга, каждый думает и говорит о своём, ни у одного нет желания слушать другого. У каждого в рассказе есть своя «сверхзадача», но никто толком до неё и не доходит. А мог бы, причём уже давно – просто поговорив друг с другом или попросив помощи в принятии решения.

Рассказ наполнен яркими образами главных героев. Иван Матвеевич – нерешительный мужчина, долго принимающий решения, который весь рассказ думает о том, как же ему поступить: поехать ему в отпуск или нет (в итоге он так ничего и не решает в рамках рассказа): «…А он мне сам сказал: поезжайте, Иван Матвеич. Так и сказал. Я не глухой. А если он насчет моего отпуска…».

Его жена – более эгоистичная персона, зацикленная исключительно на своём пасьянсе (а не на пальто, как бы это парадоксально ни было). Хотя пальто к концу рассказа всё же привезли, она не откликнулась на слова своей дочери об этом, а всё так же продолжила раскладывать пасьянс, попросив её не отвлекать: «…Валет сюда… Подожди, не ори… Дама так… Должна же я докончить. Туз… Нужно же узнать, наверное, про пальто… Пусть подождет на кухне. Тройка… Опять не вышло. Разложу еще раз!» [2].

Их дочь – подросток-максималист, который боится осуждения сверстников и ради признания в их кругу давит на жалость, чтобы заполучить желаемое. Её сверстницы имеют то, чего нет у неё, и они, в свою очередь, над ней по этому поводу насмехаются: «…Довольно я и в прошлом году намучилась! Чуть руки на себя не наложила. Пошла раз гулять в Летний сад. Хожу тихо, никого не трогаю. Так нет ведь! Идут две какие-то, смотрят на меня, прошли мимо и нарочно громко: «Сидит, как дура, с кукушечьим пером!» Вечером маменька говорит: «Ешь простоквашу». Разве я могу? Когда у меня, может быть, все нервы сдвинулись!…» [2]. Ей же, как и любому подростку, становится некомфортно и она думает, что приобретя какую-то конкретную вещь, её больше не «осудят». Но этого мы, к сожалению, или к счастью, не узнаем, а сможем лишь додумать исход истории самостоятельно.

В процессе работы над рассказом «Семейный аккорд» Надежды Тэффи, выяснилось, что тема, которая затронута в ней, очень актуальна в наше время. Данный рассказ написан простым и понятным языком, поэтому подходит для прочтения и просмотра.

Выбор произведения остановился именно на рассказе «Семейный аккорд» по причине того, что он очень актуален в наши дни. Множество людей хотя бы раз в жизни сталкивались с подобной ситуацией.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Величайшая опасность для нашего будущего – безразличие




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*