Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Постановка хореографического номера с использованием особенностей видового разнообразия народного танца Бразилии

16.12.2021 860 1372
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Наймушина Анастасия Павловна
Наймушина Анастасия Павловна, студент

Вятский колледж культуры

Любые страны разных континентов мира имеют свой народный танец, свои особенности. Н. В. Гоголь в «Петербургских записках» дал характеристику народным танцам: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность» [5]. Народный танец в Бразилии имеет свои особенности, виды танца, манеру исполнения, нюансы национального костюма. Главным бразильским праздником является карнавал, который проходит ежегодно в феврале или марте, начинается за 40 дней до Пасхи и символизирует приближение Великого поста. Бразильский карнавал официально длится 5 дней, а 6-й день - главный парад чемпионов. Кроме парада карнавальные празднества включают состязания танцоров самбы, уличные шествия и гуляния. В нашей стране с танцем самба мы можем познакомиться лишь на соревнованиях по бальному танцу или на концертных выступлениях фитнес центров. При изучении теоретических источников выявлено: работ, посвященных бразильскому народному танцу и различным подходам к нему, на русском языке гораздо меньше. Манера исполнения национального танца не терпит фальши, для нее должны быть характерное проникновенное, выразительное и высокохудожественное исполнение. Уход от народных традиций и обычаев, особенностей и национальной манеры исполнения танцев, мешает зрительскому восприятию, обезличивает народное творчество. В настоящее время этот вопрос является актуальным, так как последние десятилетия стало очевидным, что значительная масса хореографов, работающих в любительских коллективах, в своих постановках многократно варьируют композиционные схемы и приёмы, заимствованные у ведущих мастеров, подменяя отсутствие оригинального постановочного замысла расхожими штампами, создают номера – близнецы. Самые лучшие традиции превращаются в штампы. Шаблон «поразил» танцы многих народов – русские, молдавские, испанские, бразильские и других народностей. Часто это происходит, потому что хореографы берут за основу своей постановки не подлинный народный образец, а один из более или менее удачных его сценических вариантов. Эффектные приёмы и находки тиражируются в постановке любого народного танца. В результате выхолащивается сама сущность национального танца.

Современное состояние хореографического искусства характеризуется, с одной стороны, возрастанием внимания к историческим корням национального танца в деятельности ведущих государственных художественных коллективов, в творчестве профессиональных фольклорных ансамблей, а с другой - известным застоем в репертуарной практике художественной самодеятельности.

В силу этого актуальной является задача выявления лексики национального фольклорного и народного танца, движений, шагов, жестов и поз исполнителей танцев, взаимосвязи лексики с иными компонентами танца, определение его национальных особенностей для постановки хореографического номера.

Республика Бразилия — это самое крупное государство на территории Южной Америки, она занимает пятое место в мире по своей величине. Культура стран Южной Америки связывает наследие европейцев, индейцев и африканцев. Южная Америка именуется Латинской, потому что большая часть ее стран говорят на одном из трех романских языков - испанском, португальском, французском. Эти языки непосредственно возникли от латинского языка Древнего Рима. [1]. Бразилия была «открыта» португальцами 22 апреля 1500 года, но колонизация страны и её «отвоевание» у индейцев, которые проживали на этих территориях, изначально началась примерно с 1531 года. Португальские завоеватели Бразилии привезли с собою из Конго и Анголы множество рабов, которые должны были - или защищаться или уходить вглубь страны. С началом ввоза рабов из Африки в этническом составе бразильского населения произошли большие перемены. С этого момента выходцы из Африки не только стали составной частью населения страны, но, имея свою культуру, свои обычаи, наряду с португальцами и индейцами, они оказали большое влияние на историю развития бразильского народного танца.

Существует большое количество типов бразильских фольклорных танцев. Бразильские фольклорные танцы — это великолепные формы выражения художественного творчества народа. В них переплелись текст, ритм, костюмы и хореография, которые отображают основные составные части бразильской культуры в их сложной взаимосвязи. Это напряженные постановки на тему о войне португальцев с индейцами, а также театральные постановки. Среди бразильцев масштабное распределение получили элементы индейской этнохореографии. В таком особенном танце, как сапатеадо (название танца произошло от португальского слова «сапату» - башмак), тесно переплелись португальские и индейские традиции. Исполнитель танца надевает башмаки на специальной деревянной подошве, с помощью которой отбивается ритм каблуками под звуки тамбурина. Медленный и плавный в начале, танец затем становится быстрым, ритмичным и исполняется до полного изнеможения танцоров.

Особую группу представляют ритуальные и «магические» танцы черных бразильцев. Магические действия применяют в разных случаях: при изготовлении лекарств, при «лечении» от сглаза, в случае любовных неудач, денежных трудностей. Например, праздник Матери Воды, зародился еще в колониальный период среди негров – рабов, и совершался в первые недели января, особым купанием в море - в случае денежных проблем, совершали культ терейрос, в его церемониях самым удивительным образом сочетаются религиозные обряды народов Африки и индейцев с простонародным католицизмом. Раньше терейро называли дворик перед фазендой, где полагалось танцевать рабам; впоследствии терейро стали называть любое помещение, где устраивались религиозные народные праздники негритянского происхождения. [3].

Очень распространены массовые танцы, исполняемые под музыкальное сопровождение виол, виола да гамба (смычковый музыкальный инструмент семейства виол) и дополняется это прихлопыванием в ладоши. Многие танцы бразильских негров присвоили название тех инструментов, под аккомпанемент которых исполняется тот или другой из них. Названия этих танцев имеют чаще всего чисто африканское происхождение. Некоторые бразильские пляски представляют собой короткие импровизированные сцены из быта народа. Например, «Пастушеские танцы», из которых можно назвать «Охотник», «Четыре стороны света». В бразильских танцах - представлениях танцоры исполняют сцены из жизни моряков. [4].

Танцы Бразилии – это множество различных направлений. При выделении характерных особенностей видов народного танца Бразилии выявлено, что каждый вид народного танца Бразилии имеет свои особенности.

Бразильская религия основана на африканских традициях. Церковь являлась тем местом для рабов, где они могли получить хоть какую - то возможность для краткого, но все же ухода от реальной, полной тяготы, страшной жизни. К ритуальным и магическим танцам можно отнести: Маракату, Кандомле, Макулеле.

Маракату — это церемониальный бразильский танец, который исполняется во время Карнавала и Рождества и имеет много театральных элементов. Кортеж, состоявший из исторических персонажей, сопровождает группа, которая играет на барабанах. Само название «маракату» означает «ударный инструмент», что только подтверждает его неистовый ритм с прыжками и кружениями.

Кандомле - старинный афро-бразильский народный танец, музыкальное сопровождение в двудольном размере, остросинкопированный, темп подвижный. Главным во время танца является поклонение Ориша или божествам, которые, контролируют силы природы. Танцоры кандомле, в основном женщины, во время ритуала бесконечно повторяют однообразные движения, в результате чего впадают в состояние транса.

Макулеле - парный танец с мачете (широкий нож). Как правило, выполняется под аккомпанемент барабана африканского происхождения атабаке. Танец исполняется босиком, движения танца выполняются на четыре такта, где на каждый первый или последний такт танцоры ударяют мачете, которые держат в правых руках. На протяжении остальных 3-х тактов удары наносятся мачете друг о друга в различных вариантах и могут дополняться акробатическими элементами различной сложности [6].

Фольклорный танец — это танец, рожденный традициями части страны или района. К нему относятся: Каримбо, Ламбада, Зук, Фохо, Лунду, Солтино, Матчиш, Капоэйра.

Каримбо — это чувственный танец, исполняется в паре, под барабаны, которые были выполнены из стволов деревьев. Каримбо считают очень чувственным танцем, в котором женщина пытается как бы охватить своего партнера по танцу юбкой. Иногда женщина бросает платок на пол, который должен подхватить ртом ее партнер. Танец характеризуется имитацией танцующими животных, таких как обезьяна или крокодил. Когда начинает играть музыка, мужчины направляются к женщинам и начинают бить в ладоши в качестве сигнала приглашения к танцу, после чего немедленно формируются пары, кружащиеся вокруг своей оси и одновременно образующие большой круг танцующих, движущийся против часовой стрелки. В манере исполнения прослеживается индейское влияние. Каримбо внес существенный вклад в развитие другой танцевальной формы - «Ламбада».

Ламбада — это парный танец. Идея танца - триумф молодости, красоты и чувственности. Ламбаду танцуют как на месте, так и в перемещении по танцевальной площадке. Движения ламбады имеют много общего с каримбо, самбо, форро.

Матчиш - бразильский городской парный танец (также многие называют его «машише») по существу представляет собой африконизированную польку, то есть афро-бразильский стиль польки, который привезли в Бразилию европейские иммигранты. Это весёлый фривольный танец типа французского канкана, который исполняется в паре, весело и непринужденно, с продвижением по кругу.

Капоэйра - наполовину танец, наполовину боевое искусство, поэтому он считается очень сложным. Первоначально он исполнялся африканскими рабами из Анголы. Название танца идет от слова «сарао», что в переводе означает болезненное значение «кастрируемый петух». Это название хорошо описывает танец, потому что он в большей степени напоминает борьбу между двумя петухами. Действительно, современная бразильская капоэйра очень близка боевому искусству: в центре круга танцующие пары поочередно устраивают танец-состязание. Капоэйра сочетает в себе элементы акробатики, игры и настоящих боевых приемов. Удары ногами, подсечки, акробатические трюки — все это используется во время боя. [2].

Массовый танец — это часть коллективной жизни людей, он делает жизнь человека веселой и радостной, они сохранили в себе индейские черты. Некоторые из массовых танцев исполняются под аккомпанемент традиционных негритянских инструментов, таких как атабаке (большой барабан) и аже (инструмент, сделанный из глины и по форме напоминающий большой сосуд). Также важен реко-реко - бразильский музыкальный инструмент в виде полого цилиндра. К массовым танцам относятся: Самба, Форро, Фрево, Сиранда, Батук, Эмболада.

Самба — это колоритная смесь из негритянских и европейских ритмов, зажигательный, темпераментный, и одновременно чувственный танец, гимн любви, молодости и красоте. Большая роль в самбе отводится ритму, причем «генерируют» этот ритм бедра танцовщиков. Ведь именно для самбы характерны пружинистые движения бедрами, которые называются «Samba Bounce». Этот порывистый танец в точности передает характер экспрессивного южного народа: то мягкого и мечтательного, то дерзкого и темпераментного [4].

Форро — это парный танец. Партнеры во время исполнения танца находятся близко друг к другу. Мужчина держит правой рукой девушку за талию, а левой за ее руку. Женщина левой рукой держит мужчину за шею, сохраняя с ним контакт. Ноги в танце расположены на некотором расстоянии.

В танце форро выделяют три основных ритма: медленный xote (шочи), оригинальный baião (байао) и быстрый arrasta-pé (арраста-пе).

Также есть много танцевальных стилей, которые меняются в зависимости от местности и могут быть известны под разными названиями в разных местах.

Квадрилья (Quadrilha) - ведущий выкрикивает определённые команды, которые участники танца должны выполнить, а также сам показывает своим примером, что требуется от участников.

Фрево был вдохновлен движениями капоэйры (бразильского боевого искусства) и имеет более 120 различных движений. В качестве примера обычных движений в этом танце можно привести прыжки, скоординированные быстрые движения ног, сгибания ног и кувыркание. Те, кто исполняет фрево, носят яркую одежду, и когда они танцуют, то используют маленькие зонтики [3].

Сиранда - групповой танец, в котором не существует предрассудков относительно пола, цвета кожи, возраста, общественного положения и финансового состояния точно так же, как не существует и ограничений по количеству участников. Она начинается с маленького хоровода, который увеличивается по мере того, как начинают танцевать новые участники, разрывающие хоровод и берущиеся за руки с теми, кто уже танцует.

Эмболада, танец, изображающий корову с шарами на рогах для безопасности. Это танец в круге с шагами, похожими на чарльстон. Сложный танец, образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио, которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро). Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции [5].

Приступая к работе над хореографическим произведением на основе народных танцев, постановщик должен познакомиться с историей народа, географическим положением, с музыкальным материалом и национальными особенностями страны.

При работе с теоретическим материалом по выделению особенностей видового разнообразия народного танца Бразилии, балетмейстер знакомится с видами (ритуальные, фольклорные и массовые) бразильских танцев и их характеристикой. Во всех видах бразильского танца используются общие движения: вращательные движения бедрами; мужчины танцуют на всей стопе, а женщины на носках; движения партнер начинает с правой ноги, а девушка - с левой, а заканчивают, наоборот, девушка - правой ногой, а партнер - левой. Танцующие совершают движения, слегка наклонившись вперед и следуя за движущимися вперед ногами, отчетливо задавая яркий и обольстительный ритм. Так же основу этих танцев составляют: базовый шаг – движение пары по одной линии; простой поворот – поворот партнерши при ведении партнера; bonus – раскрытие пары с последующим поворотом партнерши; lateral – шаги пары по траектории овала друг напротив друга; viradinha – выход в полукруг с последующим возвращением в базовый шаг; lunge – выход из движения lateral вбок с последующим поворотом партнерши. Эти движения нужно использовать в зависимости от того сценического варианта, который нужно взять.

При постановке хореографического номера с использованием особенностей фольклорных танцев Бразилии, балетмейстер должен обратить внимание на выбор темы и сохранение фольклорного первоисточника. Особенностью считается изображение животных. Музыкальное сопровождение этих танцев - барабан, аккордеон, а также игра на гитаре, фортепиано и ударных, бывает подыгрывание на кастаньетах. Композиционное построение в фольклорных танцах: в случаях парного танца исполнение начинается с образования двух цепочек мужчин и женщин, стоящих лицом по направлению к центру круга. Когда начинает играть музыка, мужчины направляются к женщинам и начинают бить в ладоши в качестве сигнала приглашения к танцу, после чего немедленно формируются пары, кружащиеся вокруг своей оси и одновременно образующие большой круг танцующих, движущийся против часовой стрелки. Фигуры можно танцевать в произвольной последовательности.

Для постановки хореографического номера с использованием особенностей ритуальных танцев Бразилии, балетмейстер должен знать, что эти танцы исполняют в карнавальных костюмах, где изображают короля, королеву, принцессу и послов. К лексике ритуальных танцев относят: прыжки и кружения, присутствуют акробатические элементы. Ритуальные танцы исполняются под аккомпанемент барабана.

Для постановки хореографического номера с использованием особенностей массовых танцев Бразилии, балетмейстер должен обратить внимание на содержание песни, под которую будет осуществлена постановка. Танцы исполняются под аккомпанемент барабана, пандейру, тантана. К лексике массовых танцев относятся движения: пружинистые движения бедрами; мягкие пластичные элементы сочетаются с резкими и прерывистыми; множество подбивок; в парных танцах мужчины держат девушку правой рукой за талию, а левой за ее руку. Девушка левой рукой держит партнера за шею; присутствует импровизация. Композиционное построение: хореография изображает то, что поется в музыке; танец начинается с маленького хоровода, который увеличивается по мере того, как начинают танцевать новые участники; линейное построение танцоров, которые делают небольшие продвижения, танцевальные стили меняются под разными названиями в разных местах.

Любые движения бразильского танца могут разрабатываться в более сложные комбинации. Все остальные, более сложные комбинации, строятся на их основе и с их помощью, так как используются в качестве связующих звеньев. Неповторимый стиль каждого танцора, исполняющего бразильский танец, может создаваться на основе особого и тщательного изучения.

При осуществлении постановки с использованием особенностей видового разнообразия народного танца Бразилии важно помнить, что манера исполнения бразильских танцев разделяется на мужской и женский стиль. Мужской стиль — это то, каким образом партнер обращается с партнершей, какие движения использует. Через партнершу он воплощает и себя (выстраивая архитектуру танца), и ее (давая возможность партнерше раскрыть свою женственность). Женский стиль подразумевает множество сольных направлений, очень важна пластика. Женский стиль отрабатывается отдельно, чтобы выработать технику. Без этого шансы на успех практически равны нулю. Одно и то же движение, выполненное разными девушками, будет смотреться абсолютно по-другому.

Осуществлена постановка хореографического номера «Попробуй поймай» с использованием особенностей видового разнообразия народного танца Бразилии. За основу идеи номера был взят один из разновидностей фольклорного бразильского танца – капоэйра.

Либретто к хореографическому номеру «Попробуй поймай». В бразильской деревушке был погожий солнечный денек. Мальчишки играют в свои детские игры, в этот раз они решили поиграть в прятки. Одному из них выпало водить. Мальчик закрыл глаза и стал считать: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать…». Друзья беззаботно играли и весело проводили время вместе. Но тут над ухом одного мальчика раздалось противное, назойливое жужжание мухи. Мальчик стал отгонять надоедливое насекомое. Другим мальчишкам стало интересно с кем их друг устраивает сражение. Друзья поспешили на помощь. Они восприняли муху своим соперником. Муха дразнила ребят, ловко увертываясь от хлопков ладошек. Было решено во что бы то не стало истребить муху! Быстрый прыжок, меткий хлопок – и вот она победа! Враг был повержен!

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Постановка хореографического номера с использованием особенностей видового разнообразия народного танца Бразилии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*