Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игровые технологии в профессиональной деятельности педагога

16.12.2021 1280 2789
Малахова Марина Михайловна
Малахова Марина Михайловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

По определению Большой психологической энциклопедии «игра это форма деятельности в условиях ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Ира позволяет нам формировать компетентности обучающихся, то есть, является важным фактором в освоении профессий и специальностей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Игровые технологии направлены на получение учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических заданий, задач в создающихся для этого игровых ситуациях.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.

Большинству игр характерны три главные черты :

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
  3. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
  2. Принцип развития игровой динамики;
  3. Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств студентов);
  4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт студентов;
  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным.

 

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

- Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения.

- Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

- Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

- Обязательная констатация результата игры.

- Компетентное жюри.

- Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на:

  • физические,
  • интеллектуальные,
  • трудовые,
  • социальные,
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Игровые технологии в профессиональной деятельности педагога




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*