Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование метода case-study (кейс-стади) на занятиях педагогического цикла "Педагогическая деятельность"

15.12.2021 402 573
Матвиец Ирина Валериевна
Матвиец Ирина Валериевна, преподаватель

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

В последнее время работодатели требуют не  только документы о среднем профессиональном образовании и портфолио о  достижениях выпускников, а подтверждение наличия определенных компетенций.

В связи с этим становится актуальным применение практико-ориентированного образования в системе среднего профессионального обучения.

Современным преподавателям необходимо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: тренингами, проектированием, деловыми играми, кейсами. Именно эти технологии развивают общекультурные и профессиональные компетенции студента, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки готовности будущих специалистов для реализации в профессиональном сообществе.

Традиционных форм и методов обучения уже недостаточно для формирования и развития профессиональных компетенций, необходимы внедрение интерактивных образовательных технологий и перестройка образовательного процесса.

Классическая традиционная классно-урочная система обучения в силу многообразия современных педагогических технологий иногда рассматривается как малоподходящая для ориентации на практическую деятельность, получаемую профессию.

Для системы среднего профессионального образования я рассматриваю понятие «практико-ориентированное профессиональное обучение» — процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, опытом деятельности, способностями, ориентированными на их практическое применение в профессиональной деятельности. Практико-ориентированное профессиональное обучение является элементом профессионального образования, практико-ориентированного профессионального образования.

Вместе с тем, по моему мнению, в практико-ориентированном обучении важную роль играет содержание учебного материала, наличие в нем практико-ориентированных заданий, позволяющих организовать деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, опытом деятельности, способностями, ориентированными на их практическое применение в профессиональной деятельности. Поэтому следует создавать условия по освоению профессиональных и общих компетенций на учебных занятиях с применением интерактивных методов обучения- кейс-технологии.

Метод case-study (кейс-стади)– это метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы. При абсолютном согласии с этой характеристикой метода, в большей степени привлекает его интегративный характер и, одновременно, особая концентрация в нем технологии «создания успеха» для каждого на фоне творческой конкуренции в процессе работы над кейсом. [2;5]

Кейс-стади – метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении заявленной проблемы.

В методологическом плане кейс-стади является сложной системой, в которую интегрированы более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы и т. д. [2;11]

Я осуществляю профессиональную деятельность в государственном профессиональном образовательном учреждении Республики Коми «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева» (ГПОУ РК «Колледж культуры»)  в качестве преподавателя профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».

Результатом освоения профессионального модуля ПМ.02 Педагогическая  деятельностьявляется овладение обучающимися видом профессиональной деятельности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам: Хореографическое творчество, Театральное творчество, Этнохудожественное творчество), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для успешного овладения профессиональными и общими компетенциями на практических занятиях раздела «Основы педагогики» я использую кейс-стади при изучении таких тем как «Средства и методы  педагогического воздействия на личность», «Основные признаки коллектива», «Педагогическое руководство процессом формирования коллектива», «Социально-психологический климат коллектива», «Механизм воспитательного воздействия коллектива на личность», «Развитие самоуправления в коллективе», «Семейная педагогика, проблемы взаимоотношений поколений»,  «Типичные варианты отношений».

Следует отметить, что кейс-стади в качестве интерактивных методов обучения используется в контроле и оценке результатов комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций обучающихся при проведении промежуточной аттестации в форме экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 Педагогическая  деятельность МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин, разделу Основы педагогики.

Далее приведен фрагмент контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 Педагогическая  деятельность МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин, разделу Основы педагогики при проведении практического занятия по теме «Семейная педагогика, проблемы взаимоотношений поколений».

Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Помощь в решении кейсов могут оказать вопросы, представленные в конце каждого из них.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование метода case-study (кейс-стади) на занятиях педагогического цикла "Педагогическая деятельность"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*