Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Постановка хореографического номера с использованием выразительных средств круговых танцев болгарского народа

15.12.2021 868 1477
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Ваганова Линара Фирдусовна
Ваганова Линара Фирдусовна, студент

Вятский колледж культуры

Народный танец - своеобразный классический портрет народа, немая поэзия, зримая песня его жизни. В нем отражена творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, глубина и свежесть чувств, самобытность народа, образность и яркость, рисующая историю событий, доносившихся до нас через характерные движения, манеру исполнения танца, особенности хореографии, а также через костюм. Народный танец является формой народного творчества, сложившегося на базе народных танцевальных традиций, характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью форм. И.А. Моисеев считал, что народный танец нуждается в тщательном изучении: - «Мы не должны коллекционировать танцы и накалывать их, как бабочек, на булавку. Это говорит о том, что, опираясь на народный опыт, мы должны стараться расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче будет, выражает себя. Подход к народному танцу должен быть, как к материалу для творчества, изучая народный танец, танцы народов мира, мы сможем постичь колорит и особенности любой национальности: широту души русского танца, удаль украинского, азарт молдавского танца и многих других уголков стран мира» [2].

С древних времён танец являлся естественной частью религиозных церемоний и основной формой общения человека с высшими силами и божеством, а также способствовал единению людей. Таким танцем для народа служил именно круговой танец, через который человеку открывалось целостное и глобальное понимание окружающей действительности. Круг воспринимался как организующая, упорядочивающая сила, как энергетический знак, объединяющий духовный посыл людей. Круговой танец существовал в культуре болгарского народа, отражал их устойчивые традиции, жизненный опыт народа, фольклор.

Существует много различных коллективов, ансамблей, в репертуаре которых есть очень множество разнообразных танцев разных народов, но всегда ли исполнители достоверно точно передают особую манеру танцев, знают ли они всю историю происхождения танца той или иной народности? К сожалению, далеко не всегда. В настоящее время можно увидеть коллективы, которые имеют в своем репертуаре народные танцы, которые можно назвать, «безликими», проблемой таких коллективов является не знание обычаев, традиций, образа жизни, выразительных средств, особенностей хореографической лексики, манеры исполнения. Любой народный танец имеет свои какие-либо отличительные черты, особенности, которые необходимо учитывать при постановке танца.

В своей диссертации главный балетмейстер «Московского государственного академического театра танца «Гжель», заведующая кафедрой «Педагогика балета» Института танца Государственной академии славянской культуры, заслуженный работник культуры РФ Слыханова В. И. отметила, что «Этнокультурный облик народов мира характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Танец сегодня чаще всего показывается односторонне, теряется многообразие выразительных средств. Танцевальная культура на глазах превращается в тренировочные экзерсисы. Важный, но не единственный критерий определения фольклорности произведения - это традиционность» [5].

Сакральные круговые танцы являлись особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. Танцевали, исполняя обряды жизни от рождения и до смерти; через танец настраивались на новые ритмы и циклы, выражали свои эмоции и чувства. Благодаря этим танцам они передавали своё понимание следующему поколению, символом их объединения и целостности являлся - круг, который всегда олицетворял порядок, открывал многообразие культуры народа и отражал их силу и общность [3]. Со временем сакральные круговые танцы потеряли своё религиозное значение. Каждый народ сформировал свой круговой танец, который исполнялся по своим законам, обычаям и традициям. Самобытная культура добавила в музыку и танцы каждого края своё неповторимое очарование. Но при всём многообразии особенностей, народы разных стран объединяет структура танцевального круга [4].

В круговых ритуалах и церемониях особое значение имело в какую сторону вращаться. В представлении узбекских и киргизских тюрков круговое вращение служит отстранению злых духов, приносящих людям болезни. А по поверьям калмыкских тюрков, движение справа налево может принести несчастье. Движение налево, выражает воображаемую дверь – старый год, являющийся движением против солнца и его похороны. Движение по солнцу через второй огонь является символом перехода от старого года к новому году. Это будто обновление жизни, оживление природы после долгой зимы, рождение нового года и нового солнца. Движение влево в танцах, несомненно, связано с движением солнца с востока и на запад [1]. Следует отметить, что часовая стрелка и круговое вращение против часовой стрелки, отмечаются не только в ритуалах, церемониях и мировых религиях, но также и в современных круговых танцах. Например, в танцевальной культуре хорватского, цыганского, бретонского, каталонского, бразильского, румынского, шведского, венгерского, латышского, греческого, осетинского, аргентинского, черкесского, ирландского, английского, корейского, японского, русского народов можно увидеть круговые танцы, исполняемые против часовой стрелки. Сербы, итальянцы, норвежцы, венгры, евреи двигаются против часовой стрелки. В хореографии современных кольцеобразных танцев наряду с кругом существуют двойной, тройной круг, спираль, полукруг, змееобразное движение, восьмерки и квадратные фигур. Образовавшиеся от целого круга эти фигуры являются чертами высокого энергетического оборота в круге, которые проявляются в современном искусстве кругового танца [4].

Регулировал целостность круга - ритм. Все процессы в живой природе являются ритмическими. Одним из самых главных факторов, обуславливающих существование круговых танцев, которые возникли до религий, являются звуки криков древних людей и образующие групповую организацию этих звуков живые ритмы. Ранние круговые обряды и церемонии сопровождались щелканём, топотом ног, хлопаньем в ладони. Из этого можно сделать такое заключение, что человек являлся «живым ударным инструментом» во время исполнения обрядов и церемоний. По мере развития человеческой речи звуки выкрикиваний превратились в слоги, постепенно в слова и пения, то есть в песни. И во время исполнения современных круговых танцев, люди своими движениями рук и ног создают ритм. Такие танцы исполняются не только хлопаньем в ладони, топотом ног, но также и сопровождением различных ударных инструментов, и человеческим голосом [2].

На современном этапе развития мы можем видеть, что у многих народов мира присутствуют круговые танцы. Например, у славян- это хороводы, которые исполнялись по праздникам, встречам времен года и свадьбам [1]. В Сербии и Хорватии распространённым круговым танцем является «коло», что в переводе и обозначает круг. В Молдавии, Румынии, Израиле, Болгарии - это «хора», она являлась очень популярным танцем в сельской местности, особенно на свадебных торжествах и других празднествах [4]. У народов Бурятии, Байкала и Алтая ни один праздник не обходится без любимого, древнейшего по своему происхождению кругового танца «ёхор». Сегодня этот танец не имеет уже религиозного значения, но его по-прежнему танцуют на крупных праздниках [2]. Например, во славу царя зверей – льва, народ Кавказа танцует круговой танец «Асланбий». Он вызывает восхищение людей как символ высоких качеств: смелости, ловкости, силы, достоинства. У греков с древних времён танцевали танец «Сиртаки», который на сегодняшний день является одним из популярных танцев в Греции. А также не менее популярным является танец «Хасапико», который использовался для воинских церемоний для выработки бесшумного шага у будущих воинов.

Танцевальное искусство выработало в течение веков свои выразительные средства танца. Рисунок, в котором каждый народ раскрывает свой характер, быт, обычаи и нравы. Лексика, которая передаёт эмоциональное состояние, личностные качества, отношение к окружающим, и даже рассказывает нам о деятельности и труде каждого народа. Музыкальное сопровождение, которое способно активизировать фантазию, «подсказывать» использование тех или иных выразительных движений, влиять на качество исполнения. Сюжет, где мы можем проследить круг жизненных явлений, последовательность развивающихся событий, а также черты характера, поведение, переживания действующих лиц. Костюм, который способен обогатить выразительность жестов и движений танцора, помочь исполнителю ярче раскрыть образ, а также усилить эмоциональное воздействие постановки на зрителя.

Болгарский народ очень гордится своими плясками. Танец в Болгарии - самый распространенный вид народного творчества. В обрядовых, карнавальных, календарно-праздничных и трудовых танцах выражены темперамент, характер, быт и изобретательность болгарского народа [1]. Развитие кругового танца в Болгарии началось пятьсот лет назад, когда болгарский народ был под турецким игом. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению людей, вероятно, поэтому в болгарской народной хореографии преобладает массовая форма и круговое построение [2].

Рассмотрим выразительные средства круговых танцев болгарского народа. Образные истоки танца и его языка коренятся в одном из выразительных средств хореографии - в лексике танца. Стоит отметить, что болгарские танцы не сложны по композиционно-пространственному рисунку, но у них удивительно красивы, разнообразны и технически сложны движения ног. В болгарских танцах присутствуют широкие шаги, подскоки, различные виды переступаний, «ножницы», переменные ходы, удары об пол пяткой и стопой, круговые движения ног по полу и по воздуху, перескоки, высокие броски ногой, выставление ног на пятку [2]. Однако, несмотря на основные движения, которые встречаются в каждом болгарском круговом танце, у каждой области имеются свои отличительные особенности. Особенно славятся своим разнообразием танцы Северной, Шопской, Фракийской и Добруджанской области. Например, если в Добруджанской области народ занимается земледелием и скотоводством, то характерными движениями для этой области движения- специфические выбивания и тройные переступания, ноги у танцоров присогнуты в коленях, а сам танец будет исполняться на небольшом приседании и покачивание корпусом в разные стороны. Во Фракийской области народ по характеру спокойный, с широкой душой, и поэтому движения будут соответствовать этому характеру людей, которые проживают в данной области - крупные шаги, высоко поднятая голова и подтянутый корпус. Девушки будут танцевать сдержанно, даже в самых вихревых танцах будут сохранять своё достоинство. В гористой Шопской области круговым танцам свойственны трамплинные движения (исполнители как бы отрываются от земли, затем пристукивают всей ступней об пол). Почти все движения будут выполняться на всей ступне или на низких полупальцах. Движения корпуса и плеч соответствуют движениям ног, то есть трамплинят в вертикальном положении. Также стоит отметить, что исполнители в танцах держатся за руки, которые либо опущены вниз или подняты от локтя вверх, за плечи держатся только мужчины. Можно встретить положение рук, когда исполнители держатся за руки, скрещенные спереди или сзади, или за пояса, причем, как правило, правая рука находится снизу [1].

В каждой области Болгарии, в каждом селе есть свои самобытные мелодии, являющиеся душой танцев. До сих пор многие болгарские танцы исполняются под двухголосое или хоровое пение. На юго-западе страны женские танцы иногда сопровождает вокальное трио. Болгарские танцы отличаются сложностью и прихотливостью ритмометрического рисунка. Для многих из них характерно несовпадение музыкальной и танцевальной фразы. Рядом с такими музыкальными размерами, как 2/4 и 4/4, существуют и так называемые несимметричные- 5/8, 7/8, 9/8 и т. д. Сложные ритмы способствовали обогащению пластики болгарского танца. А также стоит отметить, что во время танцевальных номеров возможны выкрики и возгласы. Темп болгарских круговых танцев обычно вначале медленный, затем убыстряется и постепенно оживляется, вдруг переходит к быстрому со стремительными сложными движениями ног и снова возвращается к медленному [1].

Национальный болгарский костюм заслуживает особого внимания. Красочный и яркий, он сразу же привлекает к себе внимание, удивляя и радуя глаз своей насыщенностью и оригинальностью. Основной частью женского национального наряда в Болгарии выступает сарафан - сукман или сайа, который украшается красивыми вышивками, а также декорируется изысканной тесьмой. Важной частью женского национального костюма Болгарии является головной убор. Девушки носили головные платки однотонного или пёстрого материала, сложенные треугольником, при этом широкой частью укрывали волосы, а узкие части завязывали на затылке или на темени. Часто в качестве декора выступают монеты, бусы и пёстрые росписи [3]. Мужской наряд включает рубаху, жилет, брюки, украшенные тесьмой, и пояс с вышивкой. Одежда в светлых и ярких тонах получила название «белодрешна». Тёмный костюм называется «чернодрешна». Национальной обувью в Болгарии считаются своеобразные сандалии – «царвули» [2].

Этнокультурный облик народов мира характеризуется огромным разнообразием выразительных средств хореографии, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Поэтому, благодаря этим выразительным средствам в постановке болгарского кругового танца, мы сможем передать историю Болгарии, характер, быт народа, традиции, которые складывались на протяжении долгих лет.

Приступая к постановочной работе, нужно познакомиться с районом Болгарии, на основе которого будет создаваться танцевальная композиция, так как у каждого региона есть свои особенности и характерные танцы. Например, для Северной области Болгарии характерна «пайдушко-хоро». В Шопской области преобладают «шопско-хоро», «граовско-хоро», «трынско-хоро», «самоковско-хоро». Во Фракийской области присутствуют такие круговые танцы, как: «сливенско-хоро», «водено-хоро». В Добруджанской области распространен круговой танец «рыката».

При подборе музыкального материала, стоит учесть, что размеры могут быть, как 2/4 и 4/4, так и называемые несимметричные- 5/8, 7/8, 9/8. Музыкальная особенность круговых танцев состоит в том, что темп обычно вначале медленный, затем убыстряется и снова возвращается к медленному. Бывает и так, что танец начинается медленно, затем постепенно оживляется и вдруг переходит в быстрый, со стремительными сложными движениями ног. Также ещё в хореографической постановке могут использоваться такие музыкальные выразительные средства, как пение, выкрикивания.

В болгарском круговом танце разнообразны и технически сложны движения ног. При постановке могут использоваться: всевозможные шаги, подскоки, переступания, «ножницы», переменные ходы, удары об пол пяткой или стопой, круговые движения ног по полу и по воздуху, перескоки, высокие броски ногой, выставления ног на пятку. Так и стоит учесть отличительные движения, и лексику каждой области Болгарии. Например,

  • В гористой Шопской области живет волевой и весёлый народ. Эти черты характера отразились и в танцах. Танцам Шопской области характерны трамплинные движения. Исполнители пристукивают всей ступней об пол. Движения выполняются на всей ступне или на низких полупальцах. Корпус и плечи соответствуют движениям ног, то есть трамплинят в вертикальном положении.
  • Фракийцы по характеру спокойный, с широкой душой народ. Исполнители двигаются крупным шагом, высоко подняв голову и подтянув корпус. Взрослые мужчины чуть-чуть приседая. Девушки танцуют сдержанно.
  • Добруджу называют житницей Болгарии, население здесь занимается земледелием и скотоводством, поэтому в пластике этих танцев ярко выявляется характер добруджанцев. Характерные движения- выбивания и тройные переступания. Ноги у танцоров присогнуты в коленях, танцы исполняются на небольшом приседании. Корпус у исполнителей свободный, выполняются различные покачивания, движения плеч легкие.

В болгарских круговых танцах можно использовать солиста. В древние времена им являлся ведущий или «вожак». По началу болгарский круговой танец состоял из нескольких кругов, и строился по возрастному принципу: ведущими начинали юноши, за ними шли взрослые и затем старики. Сейчас ведущими и замыкающими в болгарском круговом танце обычно являются самые лучшие танцоры. Ведущий хоры выкрикивает последовательность движений, а другие исполнители в свою очередь стройным хором отвечают ему выкриком «хопа». Например, ведущий выкрикивает «хана-пред», ему отвечают «хопа», ведущий выкрикивает «свий колени», все отвечают «хопа».

При постановке хореографического номера на материале болгарского танца важно учитывать, что одним из главных выразительных средств болгарской хоры является рисунок. Рисунок круга в танце несёт непростое значение, круг означает объединение людей, его дружность и сплочённость. Исполнители могут двигаться по кругу как по часовой, так и против часовой стрелки. Но не только круг является основным рисунком. В постановках можно использовать такие рисунки, как: змейка, линия, полукруг, колонна.

Болгарский народ был долгое время под турецким игом. Оккупанты всячески стремились приостановить духовное развитие болгарского народа, а также разрушали памятники национальной культуры. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению людей, поэтому в болгарской народной хореографии преобладает массовая форма, круговое построение, а также особенные положения рук. Исполнители постоянно держатся за руки: опущенные вниз; поднятые от локтя вверх; скрещенные спереди или сзади; за пояса, причем, как правило, правая рука находится снизу; мужчины могут держаться за плечи.

Болгарские круговые танцы в древности исполнялись на праздниках, и были элементами обрядов и обычаев, поэтому при постановке болгарского кругового танца сюжетом могут стать: обряд, легенда, ритуал, традиции, празднество, игры, традиции, которые формировались в истории болгарского народа.

Постановку также сможет обогатить национальный костюм. Основу женского костюма составляет сарафан- сукман или сайа. Но следует заметить, что обычный сарафан украшают красивые вышивки, изысканная тесьма, расписной передник, разнообразные виды рукавов. Головной убор у девушки - платок однотонного или пёстрого материала. В качестве декора выступают монеты, бусы и пёстрые росписи. Этот яркий атрибут позволяет внести новые краски, добавить необычности и неповторимости.  Мужской наряд включает рубаху, жилет, брюки. Так же одежда может быть украшена тесьмой, и пояс с вышивкой. Все эти яркие элементы дополняют костюм и делают его очень красочным.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Постановка хореографического номера с использованием выразительных средств круговых танцев болгарского народа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*