Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные педагогические технологии в преподавании дисциплин профессионального цикла при подготовке специалистов экономического профиля

15.12.2021 530 805
Кожукалова Наталья Афанасьевна
Кожукалова Наталья Афанасьевна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Современные методы активного обучения являются одним из самых успешных путей развития профессиональной подготовки будущих специалистов. Актуальность необходимости повышения качества преподавания экономических дисциплин не вызывает сомнений. Применение активных методов обучения при преподавании экономических дисциплин стимулирует познавательную активность студентов и, соответственно, формирует важные практические навыки исследования ситуаций, разрешения задач, совершенствует способности аргументации и четкого изложения мыслей студентов.

В целом, сегодня назрела потребность в нестандартно мыслящих личностях. Также быстро повышается потребность в развитом мышлении специалистов в области экономики, в умении оценивать, конструировать и рационализировать знания и умения. Решение данных задач во многом зависит от технологии и содержания обучения.

В своей концепции   Модернизации системы образования Министерство образования РФ констатирует, что   всестороннее развитие  личности студента на основе его внутреннего потенциала является первостепенной целью.  На  профессиональные образовательные  учреждения возлагают особую роль  по подготовке  профессиональных и компетентных специалистов начального и  среднего профессионального  звена.  

Несмотря на сохраняющиеся кризисные явления, характеризующие современную систему образования, самоутверждение и выживание человека во многом осуществляется на базе образования.

Сегодня в системе среднего профессионального образования происходит поиск путей перехода к новой образовательной парадигме, которая подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.

В решении этих задач ведущая роль принадлежит циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, так как обновление общества невозможно без значительного повышения уровня культуры в целом. А в наше время остро ощущается дефицит знаний из экономических, социально-политических, философских, правовых и других общественных и гуманитарных наук.

В этой связи, приспосабливаясь к ситуации сокращения количества учебных часов, необходимых для изучения того или иного  курса, преподаватели социально-экономических дисциплин осуществляют поиск эффективных форм обучения в целях активизации познавательной деятельности студентов.

Большое внимание уделяю разработке и  внедрению элементов, которые способствуют формированию активности личности. Проблема активности личности в обучении это ведущий фактор достижения целей обучения и общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения и включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не только на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, но и на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности современных активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Учебный процесс с использованием современных активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы:

  1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности обучающихся и темой урока.
  2. Принцип моделирования.
  3. Принцип входного контроля.
  4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения.
  5. Принцип проблемности.
  6. Принцип «негативного опыта».
  7. Принцип «от простого к сложному». 
  8. Принцип непрерывного обновления.
  9. Принцип организации коллективной деятельности.
  10. Принцип опережающего обучения.
  11. Принцип диагностирования.
  12. Принцип экономии учебного времени.
  13. Принцип выходного контроля.

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.

Использование современных педагогических технологий явилось  основой  создания конкурентоспособности ГБПОУ КРК «Интеграл» на рынке образовательных услуг Ставропольского края с учетоминтересов общества и требований потенциальных работодателей – социальных партнеров  колледжа. Внедрение личностно-ориентированного подхода способствует развитию у будущих специалистов экономического профиля личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной деятельности. [1, с.13]

Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов.

Современные педагогические технологиинеразрывно связаны с научно-методической деятельностью педагогов,  определяют направления профессионального роста педагогов, их творческого поиска.  

В рамках учебно-методического объединения преподаватели экономического профиля внедряют элементы  личностно-ориентированного обучения в ходе реализации образовательного процесса. Они самостоятельно разрабатывают и применяют новые учебно-методические комплексы, методику проведения уроков, обмениваются опытом работы, направленной на формирование компетенций будущих специалистов, предусмотренных  ФГОС  третьего поколения, сотрудничают с социальными партнерами, внедряют в педагогическую практику нетрадиционные педагогические технологии,  предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. 

Педагоги колледжа широко используют в своей практикезанятия в виде деловых игр, конкурсов.  Трудно переоценить роль этих занятий в процессе формирования профессиональных знаний и умений будущих специалистов экономического профиля. Выпускник колледжа, приступая к работе, еще не имеет опыта работы в коллективе, еще не представляет себе четко и реально, что такое формальные и неформальные отношения. Процесс адаптации к коллективу пройдет намного легче, если он еще студентом уже примерял к себе должностные роли директора, начальника отдела и т.п. Конечно, студенту легче будет усвоить, что такое, например, прибыль, если он, выступая в деловой экономической игре в роли директора предприятия, докажет, что предприятие будет работать прибыльнее при умелом применении экономических методов управления вместо административных.

С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностного подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколько решение конкретных практических заданий с использованием изученного материала. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмоционального настроя с обеих сторон.

Среди активных методов обучения, применяемых мною на уроках, хочу отметить следующие:

Мозговой штурм – метод продуцирования идей и решений при работе в группе, целью которого является  ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Как правило, в группе проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. Помогает студентам лучше освоить такую тему по экономике, как «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи»

Деловая игра – метод, цель которого - моделирование определенных управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций и формирование умений анализировать их и принимать оптимальные решения. Используется мною для усвоения понятий монополии и конкуренции на рынке.

 «Круглый стол» - метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Эффективен при освоении и понимании темы налогов и их функций.

Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, который развивает у студентов способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Способствует усвоению темы экономических потребностей[3].

Опыт проведения деловых игр показывает, что они усиливают заинтересованность студентов в более глубоком знании изучаемой проблемы. В деловой игре они активно проявляют такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная заинтересованность студентов в участии в образовательном процессе.

В учебном процессе при подготовке специалистов экономического профиля  достойное место занимает «кейс» - метод. Он заключается  в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении их в ходе совместной деятельности студентов и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов [2]. Практические задания на основе  кейсов  иллюстрируют типичные ситуации в бизнесе, их решение способствует  развитию аналитического  мышления обучающихся,  формированию общих и профессиональных компетенций, необходимых будущему специалисту.

В ходе проведения профильных недель по каждой специальности преподаватели   демонстрируют эти  уроки,  имеющие целью показать использование конкретной технологии или ее элементов в преподавании различных дисциплин и междисциплинарных курсов. 

С целью  распространения опыта  педагогический  коллектив создал банк  «методических идей»  по  использованию  элементов  современных образовательных  технологий  в  виде: учебных пособий, планов – конспектов уроков и внеклассных мероприятий, методических рекомендаций по проведению занятий. Для обобщения передового опыта преподавателей  весь этот методический  материал  в колледже  систематизирован  и  ежегодно издается в виде  сборника методических   разработок «Инновационный педагогический опыт», публикуется в сетевом профессиональном сообществе  «Профессионал», на портале « Информио».

Именно такое образование приводит к качественным результатам  профессионального образования: сочетанию образованности и поведенческой культуры,  способности самостоятельно мыслить, а в дальнейшем успешно работать и повышать уровень компетентности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные педагогические технологии в преподавании дисциплин профессионального цикла при подготовке специалистов экономического профиля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*