Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приемы формирования soft skills студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

14.12.2021 226 355
Игумнова Татьяна Вячеславовна
Игумнова Татьяна Вячеславовна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Озвученной сегодня темой мне хотелось бы более четко очертить на примере специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) разницу между терминами хард и софт скилс, знакомя вас с методикой включения последних в образовательный процесс, уверена, что многие из вас уже применяют их, только не все знают об этом.

Итак, если для дизайнера хард скилс являются фундаментальными навыками, такими как: композиция, цвет, типографика, шрифт, умение проектировать, аналитически мыслить, уметь создавать визуальные коммуникации, то софт скиллы — это скорее про наши качества как личности, которые развивать сложно, но всё же можно.

Я отдельно останавлюсь на некоторых софт-скиллс дизайнера, расскажу, как они проявляются в учебном процессе и в конце приведу список литературы, который, несомненно, будет полезен не только для данной специальности.

Первый «навык» - эмпатия. Этот навык я считаю не только самым важным для дизайнера, но и универсальным для многих. Эмпатия — это не только психологическая способность сопереживания и сочувствия, сколько способность понимать людей, для которых делается дизайн. В контексте наших занятий это про способность «влезть в шкуру» пользователя. Мы составляем портрет целевой аудитории, чтобы сделать хороший продукт необходимо понимание того, как думает человек и как устроен мир. Здесь на «помощь» приходят и занятия по философии, которые позволяют расширить кругозор человеческого мировоззрения, примеряя на себя ряд ограничений различных эпох – своеобразное включение в иную реальность, предлагаю студентам к просмотру конкретные видеоролики (небольшой длительности) с последующим обсуждением.

Второй навык – самостоятельность. Когда на уроке рисунка меня подзывают к себе с просьбой указать на ошибки, оценить работу, первая моя реплика всегда является вариацией: «А что Вы сделали, чтобы самостоятельно обнаружить или исправить ошибку?», конечно же на первых занятиях я моделирую различные версии такой «самостоятельности», которые будут отличаться градацией победы волевого усилия над собственной ленью (встать и отойти от работы, встать и отставить работу и оценить её с рабочего места, и, наконец, встать и подойти с работой к зеркалу, и самое «сложное» - повторять различные комбинации этих вариаций каждые 10 минут), а ведь даже эти элементарные действия развивают способность отвечать за себя, находить ответы на вопросы, задавать эти вопросы, умение планировать свою деятельность — это один из базовых навыков, как мне кажется. Чем лучше он развит, тем успешнее дизайнер.

Третий - критическое мышление. Поразительно, какие большие проблемы у студентов с критическим мышлением. Этому не учат в семьях и даже не во всех школах, однако способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы — это «супербонус» не только в дизайне, но и в жизни. Что делаем? Приучаю к логике, принимаю работы по поиску информации только с аргументацией с каким именно источником он работал, попутно задавая вопросы, а является ли этот источник таким уж достоверным, и при таких «приставаниях», ответ студента «нашел в интернете» начинает звучать комично даже для него.

В рисунке прививаю виденье, что глаза обманывают, нужно доверять мозгу, как бы ни хотелось ввести тут тень, а тут свет, только задавая вопросы может ли быть в глубине свет и сравнивая различные поверхности на гипсе, получаю сначала неуверенные, а затем уже более смелые ответы, здесь, конечно же важно включение педагога на все 200 процентов максимальной отдачи в первые занятия, потому что работать придется индивидуально. По итогу – думаем независимо от того, что бы там не казалось, ведь видимый мир гораздо сложнее, чем просто черное и белое, а взаимосвязи между отдельными фактами, событиями и объектами могут быть невероятно причудливы и неожиданны. Так же - перед тем как показать мне работу, прошу попробовать предположить, что я скажу, если начинает угадывать мои комментарии, это значит, что студент справился с задачей.

Четвертое – настойчивость и упорство.

Снимаю розовые очки и приучаю к мысли, что, если не получается – это нормально (ненормально не делать вообще), важно объяснить ПОЧЕМУ не получается. Многие в стремлении перфекционизма, не могут принять данность, что новый проект – это всегда вызов, к которому они никогда не будут готовы, даже если есть шаблон, он все равно потребует ряда корректив альтернативных вариантов, и чем их больше, тем выгоднее ему же. Разрешить себе сделать на тройку (разрешить и сделать – это все же разные вещи), обычно это несколько снимает психологическое напряжении в стремлении к идеалу, и как бы парадоксально не звучало, но приводит к тому, что студент начинает работает эффективно и качественно.

Пятый, архиважный – коммуникации.

Прокачивание своих профессиональных навыков не гарантирует востребованность студента на рынке, при найме мало кто может оценить непосредственно труд, поэтому оценивается коммуникация. Никто не узнает, что вы — хороший дизайнер, если вы не способны рассказать о своих работах, и не в состоянии разговаривать с другими на понятном им языке.

Выполняем различные речевые упражнения (занимают 15 минут от пары), развиваем риторику, снимаем блоки страха перед собеседником, наблюдаем за друг другом. Эти включения также включают критику своей работы, позволяют увидеть не только чужие ошибки, но и свои, так же постепенное улучшение данные качеств отлично работают на самооценку, рефлексируя, сравнивают себя сами с собой, студенты отмечают прогресс.

Любое выступление - это стрессовая ситуация, но приучая их потихоньку к ним, данный страх начинает «сниматься», коллеги не дадут соврать, если я скажу, что выступление дизайнеров на защите дипломов является одним из лучших, не только по заученному тексту, но и в ответах на вопросах комиссии.

Что за упражнения? Для 2 курса – это рефлексия после каждого занятия по рисунку, отвечая на три вопроса (разные направления – оценка себя, своей работы, прогностически-фантастические), «бегунки» (опрос по кругу каждого) в начале пары истории дизайна – с припоминанием ключевых фактов из темы предыдущей, либо ассоциаций с темой новой (причем сказать, что ты ничего не знаешь – это не позор, а констатация факта без зависания на фигуре студента), здесь главное, чтобы студент «говорил». Иногда это умышленные «отвлечённые» разговоры не по теме, но о важном, когда мозг лучше схватывает то, что якобы «неважно» - нет эффекта отчуждения от этого материала, срабатывает любопытство.

С 4 курсом упражнения «поезжай за моря, океаны» - произносим на разных высотах, надевая не маски, но аватары, обманывая мозг игрой «а почему бы и нет, я смогу», развивая и открывая ощущения себя в этом мире и такого разного себя. Повторение еще одной фразы с копированием тембра и пауз Багиры из «Маугли» «Закон джунглей гласит, что жизнь дитёныша может быть выкуплена» еще больше раскрывает эти потенциалы, уходит стеснение, а широта пауз и тембра, умение увлечь собеседника не только содержанием, но и формой того, как сказано. заметно по последующим изложениям материала уже по теме предмета.

Умение признать свои слабости – великое дело, мы все чего-то боимся в профессиональном плане, самое любопытное, что мы все считаем, что наши страхи: а) уникальны, б) неисправимы, поэтому будьте искренними и честными, студенты чувствуют, когда мы с ним относимся неравнодушно и реагируют на это.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Приемы формирования soft skills студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*