Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт исследования профессиональных ценностных ориентаций учителей начальной школы

09.12.2021 410 699
Кижапкина Евгения Александровна
Кижапкина Евгения Александровна, учитель

Средняя общеобразовательная школа №9, г. Черногорск

В настоящее время в российской науке и практике проблема подготовки будущих учителей к формированию ценностей у учащихся стала актуальна, так как в современном российском обществе произошла утрата духовных основ, как сострадание, взаимопомощь, нравственность. Система образования, к сожалению, как система передачи, прежде всего, только знания, лишило современную молодежь иммунитета против безнравственности, что привело к игнорированию духовно-нравственных ценностей с вытекающими нежелательными последствиями. На уровне властных структур обращено внимание педагогической общественности на решение проблем воспитания молодежи и поставлена стратегическая задача формирования духовно-нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина и патриота своей страны [5].

В связи с возрастающей потребностью педагогов-практиков в правильном выборе воспитательных стратегий, необходимо сущностное понимание воспитания как общественной и педагогической категории. Как показывает аналитический обзор имеющихся философских и научно-педагогических, методических трудов ученых, под термином воспитание понимают как специфическую педагогическую деятельность учителя, воспитателя, так и собственно процесс формирования нравственных свойств и качеств подрастающей личности. В истории педагогики эта проблема занимала умы выдающихся ученых, просветителей, общественных деятелей. Так, под воспитанием П.Ф. Каптерев (1849-1922) понимал «намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей»; оно «есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно общественному идеалу» [5]. По его мнению, основу и сущность воспитания составляет самодеятельность ребёнка – главное свойство человеческого организма: «Иным путём, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа». Человек есть то, что «получается от процесса саморазвития» [6]. Интересно высказывание ученого о взаимодействии человека с обществом. П.Ф. Каптерев утверждал, что человек - активный строитель своей личности, но главным архитектором является общество: влияние общества «на строение и деятельность личности громадно». «Личность есть создание общества», личность есть порождение (продукт) общества, которое вырабатывает идеалы воспитания, управляет развитием человека [5]. А у ребёнка общественные отношения развиваются в обществе сверстников, товарищей.

Ученый отдавал огромную роль воспитания в формировании целостной личности: обдуманное искусное воспитание может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, «на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей, в том числе воли, характера» [6]. Итак, процесс воспитания определяет характер растущего ребенка, его жизненные приоритеты и ценности.

 Рассмотрим далее сущностный смысл понятия «ценность». Проблема ценностей также занимает одно из ведущих направлений в современной гуманитарной науке. Российский педагог А. И. Шемшурина отмечает, что ценность – это одно из главных  нравственно ориентированных понятий, олицетворяет в себе комплекс общечеловеческих важных нравственных категорий, служащих в качестве надлежащего образца (идеала). Она предлагает рассматривать следующие аспекты нравственных ценностей: аксиологический – обращение личности к высшим духовным ценностям; гносеологический – включение личности в процесс познания высших ценностей; когнитивный – познание личностью через призму высших ценностей самого себя, своих возможностей; выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; результативный – механизм становления структуры человеческого «Я» [9, с. 18–19]. Отсюда следует, что ценности каждой личности обусловлены внутренними потребностями, интересами, внешними требованиями социума, которые становятся личностно значимыми и принимаемыми в ходе и результате целенаправленного воспитания в семье, детском саду или школе.

 И. А. Зимняя выделяет три группы ценностей: бытийные ценности: жизнь, бытие, созидание; нравственные: добро, истина, свобода, вера, красота; моральные (как отношения между людьми): достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность [3, с. 157]. Применительно к возрасту детей укажем, что процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций – это не сиюминутное дело, это длительный и сложный процесс, требующий педагогического и родительского внимания в повседневном быту, целостном педагогическом процессе. Именно воспитательный процесс – главное условие формирования ценностей растущей личности. Насколько готовы к этому процессу сами современные педагоги? 

Применительно к системе профессионально-педагогической подготовки в вузе В.И. Андреев делает акцент на том, что педагогическое сообщество недостаточно нацелено на ценностно-смысловые ориентации, то есть ориентации на приоритетные ценности и смыслы субъектов образовательной деятельности в вузовском педагогическом образовании. Автор считает одной из универсальных целей и ценностей человеческой жизни – это возможность творческого саморазвития и творческой самореализации в различных видах и формах жизнедеятельности человека. При этом особо подчеркивает, что в процессе обучения и воспитания и в школе, и в вузе необходимо сместить ценностные ориентации на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств, с чем согласимся полностью [1; 2].

Определимся с понятием ценностные ориентации. В нашей работе принимаем определение, данное В.А. Ядовым. Под ценностными ориентациями он понимал "разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения" [10]. Ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По его мнению, именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора. Осмысление ключевых понятий в данной работе необходимо для выяснения ценностных ориентаций работающих педагогов начальной школы. Очевидно, что достижение задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений невозможно без уяснения того, насколько сами педагоги понимают сущность ценностей и ценностных ориентаций. Наша практика показала, что большинство учителей отдает предпочтение обучающей и развивающей составляющим образовательного процесса, несколько игнорируя воспитательный аспект. Между тем, исследователями доказано, что воспитательный потенциал учебных занятий неразрывно  связан с профессиональными ценностными ориентациями личности педагога, которые складываются в процессе подготовки будущих учителей [1; 2; 4; 7; 8].

Нами проведено анкетирование среди учителей начальной школы, направленное на изучение их ценностных ориентаций в воспитательной работе. Всего педагогов – 21, из них молодых – 7, со стажем – 14. В процессе исследования было выявлено, что большинство педагогов определяют понятие "воспитание как процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения».

Анкетирование показало, что целью воспитательной работы опытных педагогов со стажем работы 10 лет и более является воспитание патриотизма, достойного гражданина;  формирование духовно-нравственных качеств, ценностей; формирование всесторонне развитой личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи; формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных  ценностей гражданина России.

Молодые педагоги по результатам анкетирования обозначали цель своей воспитательной работы следующими ответами: научить ребёнка учиться; воспитание добросовестного отношения к учебной деятельности; формирование личности в соответствии с социокультурными моделями; помочь учащимся  в самостоятельной выработке жизненных идей; развитие творческой личности; развивать социальную активность. Качественные показатели выбранных ответов педагогов представлены в таблице.

Таблица – Результаты изучения ценностных ориентаций учителей начальной школы в сфере воспитания

№ вопроса

Содержание ответов у молодых специалистов  (7тчеловек)

Содержание ответов у педагогов со стажем 10 и более лет (14 человек)

Вопрос №1. Воспитание- это…

навыки поведения - (2);

подготовка индивида к самостоятельной жизни - (3);

характеристика, которая даёт человеку больше возможностей сделать много хорошего для других, для себя - (2).

целенаправленное формирование личности в условиях специально организованной воспитательной системы - (3);

процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения - (11).

 

Вопрос № 2. Выберите те качества, которые необходимы современному воспитанному школьнику: патриотизм, нравственное поведение, агрессивность, настойчивость, вежливость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие и др.

нравственное поведение, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, настойчивость - (7).

патриотизм, нравственное поведение, вежливость, ответственность, трудолюбие, понимание другого, дисциплинированность, настойчивость - (14).

Вопрос № 3.

Назовите те качества, которыми обладают ваши воспитанники:

изворотливость - (1);

чувство собственного достоинства, понимание другого, доброжелательность, эгоизм - (6).

патриотизм, чувство собственного достоинства - (6);

нравственное поведение, вежливость, понимание другого, трудолюбие - (7).

Вопрос № 4.

Какие цели воспитания вы ставите в своей работе?

формирование личности в соответствии с социокультурными моделями помочь учащимся  в самостоятельной выработке жизненных идей - (2);

научить ребенка учиться -  (3);

развивать социальную активность - (2).

 формирование всесторонне развитой личности развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи- (4);

формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных  ценностей гражданина России - (10).

Вопрос № 5.

Какую заинтересованность в школьном воспитании проявляют родители ваших учащихся?

проверяют дневники, общаются с ребенком после учебного дня - (4);

организация мероприятий для сплочения коллектива, его общения - (3);

стремятся помочь учителю в организации внеклассной деятельности - (6);

 воспитывают в ребенке позитивное отношение к школе - (7);

родители полностью передают воспитание учителю - (1).

Вопрос № 6.

Какую помощь вы бы хотели получать от родителей в воспитательной работе?

оказание помощи в организации досуга детей,  контроль в выполнении домашнего задания - 44%;

формирование правильного отношения к учебе и учителям 14%;

выработка дисциплинированности - 14%;

поддержка и понимание, не мешать учителю, не критиковать его в присутствии ребенка - 28%.

взаимопонимание в воспитательной деятельности - 36%;

контроль за поведением детей, участие в школьной жизни ребенка, двигаться с учителем в одном направлении, уважение к учителям - 14%;

главная помощь – это сотрудничество, учитель и родитель идут в унисон - 50%

Вопрос № 7.

Какую помощь вы получаете от родителей в воспитательной работе?

формируют умения отстаивать свои права - 14%;

доносят до ребенка идею о ценности образования - 14%;

подготовка к праздникам, оформление кабинета; содействие в подготовке и проведении классных и внеклассных мероприятий - 72%.

принимают активное участие в воспитании собственных детей - 21%;

организация внеклассных мероприятий и помощь в хозяйственных вопросах - 79%.

 

 

Содержание ответов демонстрирует, что у молодых педагогов ценностные ориентации немного отличаются от педагогов –­­ "стажистов". Они делают акцент на обучении.

 На вопрос "Что такое воспитание" 43% молодых специалиста говорят, что это подготовка индивида к самостоятельной жизни, в свою очередь 79 % педагогов со стажем определяют воспитание как «процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения». Выбирая качества, которыми должны обладать современные воспитанные школьники, 90 % молодых специалистов и опытных педагогов ответили одинаково, выбрав «нравственное поведение, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность». Различие в ответах составляли несколько качеств, как «патриотизм, вежливость» – их молодые специалисты не указали. Далее, педагогов просили указать те качества, какими обладают их воспитанники. Результаты были следующими: 86% молодых педагогов отметили, что у воспитанников высоко развиты чувство собственного достоинства, понимание другого, доброжелательность, эгоизм. А 47% "стажистов" указывают следующие качества: патриотизм, чувство собственного достоинства.

В вопросе "Какие цели воспитания вы ставите в своей работе" результаты были следующими. 43% молодых учителей считают, что главное – это научить ребенка учиться, 71% педагогов со стажем говорят о формировании гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных  ценностей гражданина России.

Далее выясняли мнение педагогов о заинтересованности родителей в школьном воспитании своих детей. 57% начинающих педагогов считают главным проверку дневников, общение родителей с ребенком после учебного дня. Опытные педагоги (50%) обращают внимание на то, что родители воспитывают в ребенке позитивное отношение к школе. На вопрос о том, "Какую помощь хотели бы получать от родителей в воспитательной работе?" были получены ответы. 44% молодых специалистов хотели бы помощи в организации досуга детей, при контроле в выполнении домашнего задания. 50% "стажистов" считают главной помощью: сотрудничество, когда учитель и родитель идут в унисон во всем. На вопрос о реальной помощи со стороны родителей  в воспитательной работе опытные педагоги (79%)  и молодые специалисты (72%) ответили, что родители оказывают помощь в подготовке к праздникам, оформлении кабинета, содействуют в подготовке и проведении классных и внеклассных мероприятий. Очевидно, что в целом родители нашей школы проявляют  заинтересованность в воспитании школьников.

Можно сделать заключение о том, что ценностные ориентации в сфере воспитания младших школьников у педагогов-профессионалов различаются в выборе цели воспитания, а также в понимании сотрудничества школы с родителями. Из этого возникает мысль о необходимости усиления воспитательной функции образовательного процесса в школе, также усиления внимания к формированию педагогической компетентности будущих учителей в системе профессиональной подготовки к осуществлению воспитательной работы в начальной школе. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт исследования профессиональных ценностных ориентаций учителей начальной школы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*