Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в российской науке и практике проблема подготовки будущих учителей к формированию ценностей у учащихся стала актуальна, так как в современном российском обществе произошла утрата духовных основ, как сострадание, взаимопомощь, нравственность. Система образования, к сожалению, как система передачи, прежде всего, только знания, лишило современную молодежь иммунитета против безнравственности, что привело к игнорированию духовно-нравственных ценностей с вытекающими нежелательными последствиями. На уровне властных структур обращено внимание педагогической общественности на решение проблем воспитания молодежи и поставлена стратегическая задача формирования духовно-нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина и патриота своей страны [5].
В связи с возрастающей потребностью педагогов-практиков в правильном выборе воспитательных стратегий, необходимо сущностное понимание воспитания как общественной и педагогической категории. Как показывает аналитический обзор имеющихся философских и научно-педагогических, методических трудов ученых, под термином воспитание понимают как специфическую педагогическую деятельность учителя, воспитателя, так и собственно процесс формирования нравственных свойств и качеств подрастающей личности. В истории педагогики эта проблема занимала умы выдающихся ученых, просветителей, общественных деятелей. Так, под воспитанием П.Ф. Каптерев (1849-1922) понимал «намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей»; оно «есть систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно общественному идеалу» [5]. По его мнению, основу и сущность воспитания составляет самодеятельность ребёнка – главное свойство человеческого организма: «Иным путём, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа». Человек есть то, что «получается от процесса саморазвития» [6]. Интересно высказывание ученого о взаимодействии человека с обществом. П.Ф. Каптерев утверждал, что человек - активный строитель своей личности, но главным архитектором является общество: влияние общества «на строение и деятельность личности громадно». «Личность есть создание общества», личность есть порождение (продукт) общества, которое вырабатывает идеалы воспитания, управляет развитием человека [5]. А у ребёнка общественные отношения развиваются в обществе сверстников, товарищей.
Ученый отдавал огромную роль воспитания в формировании целостной личности: обдуманное искусное воспитание может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, «на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей, в том числе воли, характера» [6]. Итак, процесс воспитания определяет характер растущего ребенка, его жизненные приоритеты и ценности.
Рассмотрим далее сущностный смысл понятия «ценность». Проблема ценностей также занимает одно из ведущих направлений в современной гуманитарной науке. Российский педагог А. И. Шемшурина отмечает, что ценность – это одно из главных нравственно ориентированных понятий, олицетворяет в себе комплекс общечеловеческих важных нравственных категорий, служащих в качестве надлежащего образца (идеала). Она предлагает рассматривать следующие аспекты нравственных ценностей: аксиологический – обращение личности к высшим духовным ценностям; гносеологический – включение личности в процесс познания высших ценностей; когнитивный – познание личностью через призму высших ценностей самого себя, своих возможностей; выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; результативный – механизм становления структуры человеческого «Я» [9, с. 18–19]. Отсюда следует, что ценности каждой личности обусловлены внутренними потребностями, интересами, внешними требованиями социума, которые становятся личностно значимыми и принимаемыми в ходе и результате целенаправленного воспитания в семье, детском саду или школе.
И. А. Зимняя выделяет три группы ценностей: бытийные ценности: жизнь, бытие, созидание; нравственные: добро, истина, свобода, вера, красота; моральные (как отношения между людьми): достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность [3, с. 157]. Применительно к возрасту детей укажем, что процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций – это не сиюминутное дело, это длительный и сложный процесс, требующий педагогического и родительского внимания в повседневном быту, целостном педагогическом процессе. Именно воспитательный процесс – главное условие формирования ценностей растущей личности. Насколько готовы к этому процессу сами современные педагоги?
Применительно к системе профессионально-педагогической подготовки в вузе В.И. Андреев делает акцент на том, что педагогическое сообщество недостаточно нацелено на ценностно-смысловые ориентации, то есть ориентации на приоритетные ценности и смыслы субъектов образовательной деятельности в вузовском педагогическом образовании. Автор считает одной из универсальных целей и ценностей человеческой жизни – это возможность творческого саморазвития и творческой самореализации в различных видах и формах жизнедеятельности человека. При этом особо подчеркивает, что в процессе обучения и воспитания и в школе, и в вузе необходимо сместить ценностные ориентации на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств, с чем согласимся полностью [1; 2].
Определимся с понятием ценностные ориентации. В нашей работе принимаем определение, данное В.А. Ядовым. Под ценностными ориентациями он понимал "разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения" [10]. Ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По его мнению, именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора. Осмысление ключевых понятий в данной работе необходимо для выяснения ценностных ориентаций работающих педагогов начальной школы. Очевидно, что достижение задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений невозможно без уяснения того, насколько сами педагоги понимают сущность ценностей и ценностных ориентаций. Наша практика показала, что большинство учителей отдает предпочтение обучающей и развивающей составляющим образовательного процесса, несколько игнорируя воспитательный аспект. Между тем, исследователями доказано, что воспитательный потенциал учебных занятий неразрывно связан с профессиональными ценностными ориентациями личности педагога, которые складываются в процессе подготовки будущих учителей [1; 2; 4; 7; 8].
Нами проведено анкетирование среди учителей начальной школы, направленное на изучение их ценностных ориентаций в воспитательной работе. Всего педагогов – 21, из них молодых – 7, со стажем – 14. В процессе исследования было выявлено, что большинство педагогов определяют понятие "воспитание как процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения».
Анкетирование показало, что целью воспитательной работы опытных педагогов со стажем работы 10 лет и более является воспитание патриотизма, достойного гражданина; формирование духовно-нравственных качеств, ценностей; формирование всесторонне развитой личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи; формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Молодые педагоги по результатам анкетирования обозначали цель своей воспитательной работы следующими ответами: научить ребёнка учиться; воспитание добросовестного отношения к учебной деятельности; формирование личности в соответствии с социокультурными моделями; помочь учащимся в самостоятельной выработке жизненных идей; развитие творческой личности; развивать социальную активность. Качественные показатели выбранных ответов педагогов представлены в таблице.
Таблица – Результаты изучения ценностных ориентаций учителей начальной школы в сфере воспитания
№ вопроса |
Содержание ответов у молодых специалистов (7тчеловек) |
Содержание ответов у педагогов со стажем 10 и более лет (14 человек) |
Вопрос №1. Воспитание- это… |
навыки поведения - (2); подготовка индивида к самостоятельной жизни - (3); характеристика, которая даёт человеку больше возможностей сделать много хорошего для других, для себя - (2). |
целенаправленное формирование личности в условиях специально организованной воспитательной системы - (3); процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения - (11).
|
Вопрос № 2. Выберите те качества, которые необходимы современному воспитанному школьнику: патриотизм, нравственное поведение, агрессивность, настойчивость, вежливость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие и др. |
нравственное поведение, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, настойчивость - (7). |
патриотизм, нравственное поведение, вежливость, ответственность, трудолюбие, понимание другого, дисциплинированность, настойчивость - (14). |
Вопрос № 3. Назовите те качества, которыми обладают ваши воспитанники: |
изворотливость - (1); чувство собственного достоинства, понимание другого, доброжелательность, эгоизм - (6). |
патриотизм, чувство собственного достоинства - (6); нравственное поведение, вежливость, понимание другого, трудолюбие - (7). |
Вопрос № 4. Какие цели воспитания вы ставите в своей работе? |
формирование личности в соответствии с социокультурными моделями помочь учащимся в самостоятельной выработке жизненных идей - (2); научить ребенка учиться - (3); развивать социальную активность - (2). |
формирование всесторонне развитой личности развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи- (4); формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России - (10). |
Вопрос № 5. Какую заинтересованность в школьном воспитании проявляют родители ваших учащихся? |
проверяют дневники, общаются с ребенком после учебного дня - (4); организация мероприятий для сплочения коллектива, его общения - (3); |
стремятся помочь учителю в организации внеклассной деятельности - (6); воспитывают в ребенке позитивное отношение к школе - (7); родители полностью передают воспитание учителю - (1). |
Вопрос № 6. Какую помощь вы бы хотели получать от родителей в воспитательной работе? |
оказание помощи в организации досуга детей, контроль в выполнении домашнего задания - 44%; формирование правильного отношения к учебе и учителям 14%; выработка дисциплинированности - 14%; поддержка и понимание, не мешать учителю, не критиковать его в присутствии ребенка - 28%. |
взаимопонимание в воспитательной деятельности - 36%; контроль за поведением детей, участие в школьной жизни ребенка, двигаться с учителем в одном направлении, уважение к учителям - 14%; главная помощь – это сотрудничество, учитель и родитель идут в унисон - 50% |
Вопрос № 7. Какую помощь вы получаете от родителей в воспитательной работе? |
формируют умения отстаивать свои права - 14%; доносят до ребенка идею о ценности образования - 14%; подготовка к праздникам, оформление кабинета; содействие в подготовке и проведении классных и внеклассных мероприятий - 72%. |
принимают активное участие в воспитании собственных детей - 21%; организация внеклассных мероприятий и помощь в хозяйственных вопросах - 79%.
|
Содержание ответов демонстрирует, что у молодых педагогов ценностные ориентации немного отличаются от педагогов – "стажистов". Они делают акцент на обучении.
На вопрос "Что такое воспитание" 43% молодых специалиста говорят, что это подготовка индивида к самостоятельной жизни, в свою очередь 79 % педагогов со стажем определяют воспитание как «процесс, направленный на развитие личности, который включает в себя формирование определённых форм поведения, характера, привычек, мировоззрения». Выбирая качества, которыми должны обладать современные воспитанные школьники, 90 % молодых специалистов и опытных педагогов ответили одинаково, выбрав «нравственное поведение, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность». Различие в ответах составляли несколько качеств, как «патриотизм, вежливость» – их молодые специалисты не указали. Далее, педагогов просили указать те качества, какими обладают их воспитанники. Результаты были следующими: 86% молодых педагогов отметили, что у воспитанников высоко развиты чувство собственного достоинства, понимание другого, доброжелательность, эгоизм. А 47% "стажистов" указывают следующие качества: патриотизм, чувство собственного достоинства.
В вопросе "Какие цели воспитания вы ставите в своей работе" результаты были следующими. 43% молодых учителей считают, что главное – это научить ребенка учиться, 71% педагогов со стажем говорят о формировании гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Далее выясняли мнение педагогов о заинтересованности родителей в школьном воспитании своих детей. 57% начинающих педагогов считают главным проверку дневников, общение родителей с ребенком после учебного дня. Опытные педагоги (50%) обращают внимание на то, что родители воспитывают в ребенке позитивное отношение к школе. На вопрос о том, "Какую помощь хотели бы получать от родителей в воспитательной работе?" были получены ответы. 44% молодых специалистов хотели бы помощи в организации досуга детей, при контроле в выполнении домашнего задания. 50% "стажистов" считают главной помощью: сотрудничество, когда учитель и родитель идут в унисон во всем. На вопрос о реальной помощи со стороны родителей в воспитательной работе опытные педагоги (79%) и молодые специалисты (72%) ответили, что родители оказывают помощь в подготовке к праздникам, оформлении кабинета, содействуют в подготовке и проведении классных и внеклассных мероприятий. Очевидно, что в целом родители нашей школы проявляют заинтересованность в воспитании школьников.
Можно сделать заключение о том, что ценностные ориентации в сфере воспитания младших школьников у педагогов-профессионалов различаются в выборе цели воспитания, а также в понимании сотрудничества школы с родителями. Из этого возникает мысль о необходимости усиления воспитательной функции образовательного процесса в школе, также усиления внимания к формированию педагогической компетентности будущих учителей в системе профессиональной подготовки к осуществлению воспитательной работы в начальной школе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт исследования профессиональных ценностных ориентаций учителей начальной школы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.