Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад к объединенному заседанию ЦМК по теме: "Применение технологии критического мышления у студентов"

30.11.2021 401 624
Павлова Ольга Владимировна
Павлова Ольга Владимировна, методист Кыштымского филиала ГБПОУ "Миасский медицинский колледж"

Миасский медицинский колледж

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала. В силу этого перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата. Технология разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Она представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Студент на  основе кластера, синквейна,   развивает критическое мышление,  что способствует повышению эффективности восприятия информации интереса к изучаемому материалу.

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология критического мышления - совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания. Цель данной образовательной технологии - развитие клинического мышления, необходимого не только в учебе, но и в профессиональной деятельности медсестры (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

 Основные аспекты технологии критического мышления:

1. Устанавливает связь с реальной жизнью.

2. Развивает учебные виды деятельности, которые:  ориентированы на студента и его интересы;-  связаны с проблемами реального мира.

3. Предполагает развитие навыков мышления и стратегии решения проблем.

4. Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности медсестры:  способность работать целенаправленно и продуктивно;  способность принимать решения;  способность к аргументированию принятых решений; способность проявлять инициативу;

5. Является доступной для всех студентов.

Для студентов медицинского колледжа формирование критического мышления является актуальной проблемой. Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности медицинского работника, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.

 Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя: - вызов; - осмысление; - рефлексию. На первой стадии «вызов» - происходит актуализация имеющихся знаний по теме и побуждение познавательной активности. Возникает интерес к обсуждаемому вопросу. На этой стадии преподавателем ставятся следующие цели:

1.Актуализация имеющихся знаний, их самостоятельный анализ, формирование связей с темой занятия. То есть студенты сами определяют уровень собственных знаний, к которым будут добавлены новые. 2.Активизация деятельности студентов. Активная деятельность является залогом сознательного подхода к пониманию новой информации. Результат первого этапа - обучающийся самостоятельно определяет направление в изучении темы, определяет для себя "что это значит для меня?" и "зачем мне это нужно?".

На этапе вызова создается мотивация к получению знаний через обращение к жизненному опыту студентов и использованию следующих методических приемов:

- «Мозговая атака»;

- «Древо предсказаний»;

- «Ключевые слова»;                         

- «Я уже знаю»;

- «Кластер»;                                      

 - «Верные - неверные утверждения»;

- «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.    

Студенты вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения); задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на данной стадии, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Вторая стадия – «осмысление новой информации». Преподаватель предлагает студентам новую информацию. В данном случае информация предлагается в форме чтения текста. На этой стадии преподаватель оказывает наименьшее влияние на студента. Основная цель педагога - поддержание активности, интереса, созданного в первой стадии, помощь студенту в формулировании собственного понимания, соотнесение новой информации со своими устоявшимися представлениями. Результат - новое понимание темы, индивидуальная интерпретация информации.

На этапе осмысления происходит непосредственный контакт с новой информацией через текст, фильм, материал параграфа. Студент, используя активные методы чтения (маркировка с использованием значков, поиск ответов на постановленные в первой части занятия вопросы и т.д.),  делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Здесь целесообразно использовать такие приемы как:

- «Чтение с остановками»;

- «Идеал»;

- «Зигзаг»;                                           

- «Мозаика вопросов»;

- «Вопросы к автору»;                       

- «Взаимоопрос»

Третья стадия – «рефлексия, размышление». На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной ранее, студенты закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно в это время новые знания становятся своими. Здесь целью преподавателя является:

1. Помочь студенту выразить свое виденье, идеи понятном для него контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер.

2. Организовать «живой» обмен идеями между студентами, что дает им возможность познакомиться с различными представлениями. Результатом можно считать глубокое понимание темы, легкость запоминания, приобретение навыков профессионального общения, умение аргументировано высказывать свои мысли.

На последнем этапе -  рефлексия – осуществляется творческое осознание полученной информации, ее самостоятельная систематизация через:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организацию различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Доклад к объединенному заседанию ЦМК по теме: "Применение технологии критического мышления у студентов"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*