Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков

30.11.2021 3364 6802
Назарова Любовь Петровна
Назарова Любовь Петровна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью обучающихся  с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для овладевания всеми учащимися основ изучаемого предмета.

Классно-урочная система обучения обеспечивает массовый охват обучающихся, четкость, непрерывность учебной работы. Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.

Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

Таблица 1.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная , логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времеи уроков. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашнее задание

Организационная четкость

Отсутсвие самостоятельности

Постоянное эмоцианальоне воздействие личности педагога

Слабая речевая деятелньость обучающихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь

Однако, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к занятиям и, вместе с тем, обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, авторские – нетрадиционные уроки (нестандартные, оригинальные) занятия.

Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса [1]. Содержание учебно-воспитательного процесса рассматривается в современной научной литературе как система, в которую помимо знаний, умений и навыков включаются такие элементы, как опыт творческой деятельности и эмоционально- чувственного отношения к действительности.

Традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т.к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т.к. в ней возможно представить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и занятость обучающихся при различных видах коллективной и групповой работы, и их активность.

Традиционный урок обладает рядом недостатков:

  1. Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение - закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует обучающийся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.
  2. Урок нацелен на формирование у обучающихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности.
  3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность педагога (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность обучающихся (их деятельность лишь подразумевается).
  4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом обучающимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна, неполна и будет пополняться в будущем за счет разработок новых типов занятий. Однако, условно можно представить следующие виды нетрадиционных уроков [2]:

1) уроки – экскурсии;

2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой));

3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

4) бинарные уроки;

5) уроки – исследования;

6) уроки взаимообучения учащихся;

7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы);

8) уроки – семинары.

Рассмотрим типы совмещенных уроков.

Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели и задачи. Бинарная модель урока: взаимодействие двух педагогов - преподавателя с преподавателем или мастером производственного обучения.

Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер производственного обучения одновременно ведут урок по какой либо завершающей теме. Бинарная технология урока позволяет перенести теоретический курс учебных дисциплин в учебные мастерские, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, научно обоснованной производственной деятельности.

Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «преподаватель – мастер – обучающийся», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. 

В бинарном уроке реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие: профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессионально-техническую направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов.

Интегративный. Особенности преподавания интегративного курса. Интеграция сегодня – новый вид образовательной деятельности. Это учебный курс, изучаемый обучающимися для углубления и расширения межпредметных знаний, их систематизация и обобщение, формирование межпредметных учебно-познавательных умений, а также для решения других образовательных проблем. Преимущества интегративных уроков: способствуют повышению учебной мотивации, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся, общеучебных и надпредметных умений; интенсифицируют учебно-воспитательный процесс, снимают перегрузку.

На уроке изучается несколько предметов. Каждый предмет имеет свои цели и задачи, но на таком уроке должны быть обязательно и такие цели, которые связывают воедино эти предметы, являются общими. Чаще всего такими целями могут служить развивающие или воспитательные цели. Обязательно для таких уроков формулирование двух или более цепочки целей, использование материала из областей двух предметов.

Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностных ориентаций обучающихся и развитие интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся. В интегративных курсах учебные цели становятся, как правило, сопутствующими.

В учебной практики  широко применяются и специальные формы занятий, к которым могут быть отнесены лабораторно-практические работы,  экскурсиии др. Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса.

Экскурсии – достаточно эффективный способ приобщения обучающихся к современной технике, технологии и организации производства. Таким образом, экскурсии являются одним из видов организованных наблюдений за производственными процессами или объектами под руководством мастера в естественных условиях. Экскурсии могут иметь различное назначение в зависимости от целей, ставящихся и разрешаемых при их организации и проведении, и могут быть общеознакомительными и целевыми.

Проведение деловых (учебно-производственных) игр является одним из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Цели деловой игры могут быть разнообразны – от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий.

Проведение мастер-классов - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает обучающимся опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающегося, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

В своей работе с обучающимися преподаватель используют как классическую систему методов обучения, так и нетрадиционные формы: театрализованные уроки, уроки-выставки, уроки-соревнования, расширяющие кругозор и познавательные способности обучающихся.

Ежегодно с обучающимися  проводится театрализованное представление «Широкая масленица», которое знакомит молодое поколение с традициями русского народа, связанными спроводами зимы и встречей весны, а также с целью развития навыков приготовления блинов и блинчиков с разнообразными начинками.

Урок-выставка «Пир на весь мир или кулинария- ключ к здоровью» позволяет познакомить обучающихся с принципами и разнообразием блюд лечебного питания, включает дополнительную информацию по данному вопросу.  Урок-путешествие «Рождественнская звезда» позволяет познакомить обучаюхся с рецептурами блюд рождественской кухни. Урок-соревнование «Как питаешься, так и улыбаешься» разработан и проведён среди обучающихся выпускных групп, в форме конкурса. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Следовательно, можно сделать вывод, что подготовка и проведение нетрадиционных уроков несомненно повышает качество профессионального образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Нетрадиционные формы и методы проведения уроков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*