Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учить или учить учиться?

26.11.2021 740 1101
Баранчиков Сергей Тихонович
Баранчиков Сергей Тихонович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», – утверждали древние греки. Учить или учить учиться. Это несколько разные понятия. Учить-объяснять, как нужно делать, давать конкретные знания для запоминания, объяснять конкретные действия, алгоритм. Учить учиться-развивать логическое мышление, учить рассуждать, искать нужный материал, сравнивать, "учить себя". И то, и другое очень важно и обязательно должно присутствовать в обучении.

Учить учиться — это обучение важнейшему умению в современном мире — самостоятельно учиться, а именно: ставить учебные цели, искать и находить способы решения задач, организовывать свою познавательную деятельность, совершенствовать свои навыки, правильно оценивать границы своих знаний и контролировать свои действия. Итогом такого обучения становится не усвоение совокупности знаний и навыков, а овладение целостной культурой познания и освоения мира.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека сейчас требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, т.е. способностью применять знания в реальной жизненной ситуации.

Сейчас, как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

Умением учиться человеку позволяет овладеть учебная деятельность, которая представляет собой усвоение системы научных понятий. Структура учебной деятельности включает в себя мотивы, учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку результатов.

Мотивация является решающим условием успешного обучения. Она побуждает обучающегося к познавательной деятельности и активному освоению новых знаний

Продуктивное мышление — это творческий процесс, направленный на открытие нового знания, способа решения задачи или познавательной позиции. Продуктивное мышление позволяет не только быстро усваивать знания и уметь их применять, но и самому открывать и конструировать новое знание об окружающем мире.

Метапознание — это понимание и регулирование человеком своих когнитивных процессов, умение видеть их возможности и ограничения, а также осознанно на них влиять. Оно составляет основу умения учиться, поскольку позволяет человеку организовать и направить свою познавательную деятельность на новые задачи, для которых у него еще нет готовых способов решения.

Учебные действия помогают обучающемуся самостоятельно усваивать новые знания и умения. Учебные действия бывают личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными. Личностные учебные действия связаны с мотивацией и смыслом обучения. Человек должен понять, зачем и ради чего он учится, что для него важно в этом процессе. Познавательные учебные действия направлены на постановку и решение задач, а также поиск, синтез и анализ информации. Регулятивные учебные действия включают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку обучения. Коммуникативные учебные действия определяют умение общаться, взаимодействовать, работать в группе, устанавливать деловые отношения и эффективно сотрудничать, стремясь к общей цели. Вместе учебные действия помогают обучающемуся хотеть учиться, уметь учиться, самому ставить новые учебные задачи и находить пути и средства их решения.

Самостоятельность в обучении характеризуются умением ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без опоры на внешние мотивирующие факторы. Здесь на первый план выходят познавательная активность, интерес, творческая инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою работу.

Учебное сотрудничество — это совместная деятельность обучающегося с педагогом и сверстниками. Оно направлено на исследование и познание новых явлений и процессов, решение проблем, поиск способов решения задач и их реализацию. В диалоге, совместной деятельности и общении порождаются и развиваются когнитивные и метакогнитивные способности человека, в том числе логическое мышление, произвольная память и произвольное внимание, развитие которых необходимо для успешного обучения.

Непрерывное образование необходимо человеку для пополнение знаний и умений в течение всей его жизни. В современном мире очень важно постоянно учиться из-за высокого темпа обновления технологий, необходимости быстрого профессионального роста и работы в междисциплинарном формате. Чтобы успевать реагировать на все изменения, человеку необходимо непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, навыки, умения и качества.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учить или учить учиться?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*