Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательная работа со студентами в учреждениях среднего профессионального образования

19.11.2021 758 1043
Миронов Владимир Юрьевич
Миронов Владимир Юрьевич, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Воспитательная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса обучения в стенах учебного заведения, а также процесса качественной подготовки специалистов среднего звена. Из стен учебного заведения (техникума) должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный, и если человек выходит невоспитанным, то назвать его образованным человеком просто нельзя.

Вообще воспитание в учреждениях среднего профессионального образования - это целенаправленная и планомерная деятельность структурных, ведомственных, общественных и иных организаций по формированию и развитию личности студентов в соответствии с требованиями нормативных документов.

Главная цель воспитания - это развитие качеств личности гражданина, отвечающих интересам современного общества, государства, формирование студента как творческой, развитой личности, способной осмысливать, решать проблемы общества с учетом культурных, социальных, этнических аспектов, быть нравственно ответственным, готовым заниматься и трудиться в условиях большой конкуренции.

Система воспитания должна четко ориентировать студента в современном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая интересы современного общества в целом.

Основные задачи воспитания:

- формирование гуманистической морали (доброты, взаимовыручки), общечеловеческих норм, культуры общения студентов, а также уважения к своим товарищам и педагогам;

- формирование гражданской позиции, правовой культуры и патриотического сознания;

- развитие потребности в здоровом образе жизни, укрепление и совершенствование физического состояния, воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению (табакокурению, алкоголизму, употреблению наркотиков);

- воспитание уважения к законодательству (закону), социальной ответственности как важнейшей черты личности студента;

- привитие знаний, умений и навыков управления коллективом в студенческом самоуправлении;

- привлечение к участию в различных мероприятиях культурной, спортивной, общественной жизни техникума, города, региона.

Принципы воспитания:

- воспитание в процессе учебной деятельности;

- комплексный подход;

- индивидуализация;

- гуманизация (студент в центре внимания);

- воспитание в студенческом коллективе, а также через коллектив;

- учет исторического опыта в воспитании студентов;

- морально-психологическая подготовка;

- единство процесса воспитания и обучения.

Содержание воспитательного процесса:

- государственно-патриотическое воспитание молодежи (студентов);

- физическое воспитание;

- экономическое;

- нравственное;

- правовое.

Для того чтобы достичь эффективность воспитания в студенческой среде необходимо:

- организовать воспитательную работу в процессе учебной деятельности студентов;

- организовать информационное обеспечение студенческих групп;

- заниматься общественно-гуманитарной подготовкой;

- морально-психологической подготовкой;

- культурной подготовкой.

Система воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Под системой воспитания студентов понимается система взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих единый и непрерывный процесс формирования у студентов качеств необходимых для получения образования.

Здесь необходимо выделить, так называемые принципы системы воспитания:

- первый принцип можно определить как единство содержания и организации, методики системы воспитания студентов;

- второй как единство воспитания, обучения, перевоспитания студентов;

- так же направленность и характер системы воспитания определяются объективными и субъективными потребностями современного общества.

Перспективной целью воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования является формирование всесторонне развитой личности, умеющий находить выход из любой жизненной ситуации, умеющей ставить определенные жизненные цели и добиваться их решения не смотря ни на что. От того, насколько преподаватель (педагог), представляет свои цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной работы со студентами в учреждениях среднего профессионального образования.

Существует такое понятие как целевая установка, она является исходным (необходимым) компонентом всей воспитательной системы в целом, а также определяет:

- необходимую оценку уровня воспитанности студентов, а также необходимый учет результатов воспитательного процесса;

- кроме того необходим выбор методических и организационных основ воспитания студентов.

Так же в данной статье необходимо сделать упор в воспитательной работе со студентами на такой важно необходимый компонент как целеполагание, оно представляет собой особый вид воспитательной деятельности по обеспечению, а также выдвижению конкретных целей и задач, а также способов решения поставленных задач.

Процесс целеполагания в воспитании студентов может включать в себя составные элементы:

- определение целей воспитания, которые предписаны государством, Министерством образования Российской Федерации:

  1. Общие цели (общая целевая установка)-воспитание студентов как граждан правового государства, это не мало важно;
  2. Специфические цели-воспитание студентов как профессионально подготовленных специалистов в той или иной сфере;
  3. Частные цели-воспитание конкретных студентов.

- учет и при необходимости корректировка личностных целей конкретных студентов.

- обязательная постановка дифференцированных целей воспитания с различными категориями студентов.

Также в качестве мер по развитию целенаправленной работы со студенческой молодежью можно выделить следующие:

- создание и дальнейшее развитие информационной системы;

- развитие внеучебной воспитательной работы;

- развитие демократичной и открытой системы воспитания;

- ведение рейтинга студенческих коллективов.

Также в данной статье необходимо выделить методы воспитательных воздействий и взаимодействий в работе со студенческими группами:

- пример (иногда собственный);

- поощрение;

- убеждение;

- критика и в частности самокритика;

- включение студентов в различные виды учебной и общественной деятельности.

Следует отметить, что в современной системе воспитания важную роль играют воспитательные средства, к которым следует отнести:

- моральное и материальное стимулирование;

- обязательно следует выделить технические средства воспитания;

- и конечно же информационный средства воспитания студенческих коллективов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что применение в комплексе всех перечисленных закономерностей, методов, средств современной системы воспитания позволит обеспечить качественное функционирование всей системы воспитания студенческих коллективов, а также достичь определенного уровня эффективности и результативности в системе воспитания студенческих групп в учреждениях среднего профессионального образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитательная работа со студентами в учреждениях среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*