Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика подготовки студентов к демонстрационному экзамену по профессии "Повар, кондитер"

17.11.2021 1601 2279
Келлер Мария Петровна
Келлер Мария Петровна, мастер производственного обучения

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс.  Демонстрационный   экзамен   это   оценка   результатов   обучения, описанных в формате компетенций.  При компетентностнoм подходе главным в образовательном процессе является создание ситуаций, которые дадут толчок к формированию общих или профессиональных компетенций.

Подготовка   студентов   к   демонстрационному   экзамену это по сути вся система их обучения в образовательном учреждении. Следовательно, перед педагогами возникает   множество   вопросов: как готовить, какие требования предъявлять, какие системы оценивания внедрять, какие методы применять для качественной подготовки специалистов.    Демонстрационный экзамен по сути для студентов – это проверка их знаний и умений, уровня, уровня владения общими и профессиональными компетенциями, для педагогов – ответы на вопросы, выработка новых идей и направлений работы. 

Подготовка начинается с самого первого занятия. Задача педагога выявить и развить способности каждого студента, сформировать самостоятельную, творческую и социально-активную личность.  Я считаю, что всю работу педагога по подготовке студентов можно образно разбить на несколько этапов.

Первый этап - психологический настрой. Студенты должны понимать, что трудовая деятельность работников общественного питания с одной стороны направлена на улучшение свойств сырья и получения высококачественной продукции, а с другой на улучшение процесса обслуживания потребителей. Любая ошибка, небрежность, невнимательность в работе повара могут привести к тяжким последствиям. Поэтому к работникам этой профессии предъявляются такие требования как внимательность, точность дозировки, быстрота реакции, а также, что не мало важно внешний вид повара. В общении с потребителем повар должен владеть своим поведением. При этом он руководствуется нормами поведения принятыми в нашем обществе, а так же профессиональным требованиям таким как: постоянная приветливость, вежливость, тактичность, радушие ко всем требованиям.  Все это, студент должен показать на демонстрационном экзамене.

Второй этап - введение в специальность. Овладение знаниями и отработка основных профессиональных компетенций. Работа в данном направлений ведется целенаправленно, как на уроках теоретического так и практического обучения. Учебный план по профессии “Повар, кондитер”, составлен так, что студенты имеют возможность планомерно,  от простого к сложному, от теории к практике, осваивать профессию. 

Применительно к деятельности педагога функции звеньев процесса обучения включают: постановку цели, мотивацию и стимулирование познавательной деятельности студентов; сообщение студентам учебной информации; руководство закреплением и совершенствованием знаний студентов, деятельностью студентов по применению знаний на практике, формированием их умений и навыков; анализ учебных достижений студентов, их проверку и оценку. 

В деятельности мастера по сравнению с деятельностью преподавателей значительно снижается "удельный вес" информативной функции и усиливается руководящая, направляющая, инструктивная функция. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.

Третий этап - оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов. Согласно ФГОС СПО, оценка качества освоения основной образовательной программы  среднего профессионального образования  должна включать: текущий контроль успеваемости студентов, промежуточную аттестацию студентов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего

Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. По результатам текущего контроля в Колледже проводится межсессионная аттестация. Промежуточный контроль - это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля, так и их раздела (разделов).  Проводится с целью определения: соответствия уровню качества подготовки специалиста, федеральным государственным образовательным стандартам СПО, сформированности общих и профессиональных компетенций,  наличие умений планирования и выполнения самостоятельной работы, полноты и прочности теоретических знаний и практических умений по дисциплине или МДК. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предполагает:  на уровне студента - оценивание достижений в образовательной деятельности, степени освоения общих и профессиональных компетенций;  на уровне преподавателя - оценивание результативности профессионально-педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий;  на уровне администрации - оценивание результативности деятельности колледжа, состояния образовательного процесса, условий образовательного взаимодействия. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента фиксируются оценками. Оценка - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом.

Одним из ключевых требований деятельностного подхода в обучении студентов является четко выраженная направленность учебного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности. Реализация данной задачи в новых учебных программах требует совершенствования существующей системы контроля качества усвоения учебного материала. К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков.      Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента, как-то: участие в научной работе на кафедре, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др. Рейтинг – сравнительная характеристика обучающихся в группе, благодаря которой можно определить кто компетентен и ответственен в данной профессии, а кто по каким либо причинам нет. На начальном этапе этой системы у ребят формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, устремленность к успешной работе. В рейтинге отображается посещаемость, уровень знаний, трудоспособность и многое другое, что позволяет сложить определенное мнение об обучающемся.

Учитывая все выше сказанное можно сделать вывод, что в нашем колледже, благодаря нашим педагогам и мастерам производственного обучения, обучающиеся очень хорошо сдают сам демо экзамен. Идут на экзамен уверенно, ведь именно конкурсы профессионального мастерства, моральная подготовка помогает обучающимся не переживая, именно уверенно чувствовать себя на экзамене, выполнять быстро и четко все задания, подготовленные к соревновательному процессу, помогают повысить профессиональные компетентности. По итогам 2021 года в выпускной группе демоэкзамен на «отлично» сдали 13 человек из 23, что является очень хорошим показателем качества обучения и подготовке к итоговой аттестации.

По итогу возвращаясь к определению понятия демонстрационного экзамена, можно сказать, что вся деятельность педагогов  по подготовке специалиста по профессии, это и есть подготовка к экзамену. Чем точнее, качественнее мы педагоги сработаем на всех этапах обучения, тем выше результат мы получим при проведении демоэкзамена, а значит основная наша задача - подготовка профессионала в своей профессии - выполнена.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методика подготовки студентов к демонстрационному экзамену по профессии "Повар, кондитер"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*