Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт применения активных форм обучения как одного из наиболее эффективных направлений технологии преподавания

16.11.2021 419 698
Байкалова Наталья Владимировна
Байкалова Наталья Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории

Ангарский медицинский колледж

Российское современное профессиональное образование ставит на первый план развитие общих и профессиональных компетенций, что обусловлено требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Для выполнения данных требований модернизируется не только содержание образования, но и методики его реализации. В связи с этим. всё большее распространение получают инновационные методы обучения. В настоящее время выпускник учреждения СПО должен быть конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеющим профессией, умеющим творчески и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, для ускорения решения уметь разделять сложную задачу на более мелкие, профессионально мыслить, принимать рациональное решение по возникающей проблеме. Достичь данной цели позволяют активные и интерактивные методы обучения, применяя которые в учреждениях СПО, студенты оперативно учатся решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, в условиях частой смены технологий, а также эффективно взаимодействовать с коллегами, пациентами и их родственниками.

Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, дополняются, значение этих понятий практически идентично, основное их отличие друг от друга – это «уровень активности».

Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.

Основная цель обучения – научить применять полученные знания на практике.

К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы, и многие другие.

Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.

К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения: дискуссия и эвристическая беседа, метод проектов, мозговой штурм, кейс-метод, ролевые и деловые игры, тренинги.

Одни и те же формы организации обучения относятся и к активным, и к интерактивным методам.

Набирают всё большую популярность в отечественном образовании: мозговой штурм, кейс-стади, метод проектов и игры.

Большим потенциалом в СПО обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. Плюсы деловой игры в том, что она позволяет наиболее полно воспроизвести будущую профессиональную деятельность и развивает умение работать в коллективе с коллегами, с пациентами, так и родственниками.

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Создают условия для формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

 Основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателями, состоят в том, чтобы заинтересовать студентов своим опытом, убедить в его прогрессивности, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, вызвать рефлексивную самооценку собственной практики.

Активные методы обучения нам позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы.

Особенности активных методов обучения заключаются в высоком уровне мыслительной, аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов, создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты  с различными категориями людей, что определяет профессиональные качества будущего специалиста, вооружают основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов любого, в том числе медицинского профиля.

Использование преподавателями активных методов в медицинском колледже способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Мотивация учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия (6 часов), охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач (пример: проведение практического занятия по теме «Сердечно-легочная реанимация», в котором прослеживается связь нескольких междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля (ПМ), таких как инфекционная безопасность, оценка функционального состояния).

Особенность и специфика среднего медицинского образования - необходимость овладения алгоритмами выполнения медицинских манипуляций студентами в кабинетах доклиники и лишь после этого они допускаются к работе с пациентами в отделениях практического здравоохранения.

Мною при проведении практических занятий по ПМ Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными применяются различные  формы активного обучения, а именно:  работа с источниками информации при подготовке к учебным занятиям (учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях – работа с электронной библиотечной системой (ЭБС), материалы платформы Moodlе, обучающий портал ФЦИОР ОМS, Google-диск (видеофильмы, презентации, электронная папка «В помощь студенту»)). Студенты на практических занятиях и при подготовке к ним выполняют следующие виды заданий: составление заданий на соответствие, глоссария, схем, схем-алгоритмов, тематических головоломок, терминологических кроссвордов, составление и решение ситуационных задач с выявлением проблем пациента, связанных с  нарушением удовлетворения потребностей пациента на примере клинических ситуаций, составление рекомендаций и проведение ролевых игр по обучению пациента и его родственников элементам ухода, питания, рекомендаций пациенту по подготовке к различным видам лабораторных исследований, обучения родственников тяжелобольного пациента по уходу и профилактике пролежней и другие. Таким образом, можно смело заявить, что на практических занятиях используется опыт участия в соревнованиях Чемпионата Worldskills Russia, а именно элементы доказательного ухода формата проведения соревнований Чемпионата Worldskills Russia, в которых наш колледж начал принимать участие в 2017 году. Результатами участия в данном Чемпионате является два медальона за профессионализм, медаль за 2 место, медаль за 3 место.

Для проведения практический занятий имеется большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, задания отличаются степенью сложности. Также преподавателем составлена и используется на практических занятиях рабочая тетрадь по данному ПМ. Из различных активных форм на практических занятиях на ПМ применяются следующие –«деловые игры», работа «малыми группами». В ходе выполнения заданий профессиональной направленности  организуется групповое взаимодействие: групповое обсуждение учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности, каждый студент вносит свой вклад, чувствует свою включенность  и востребованность, происходит развитие общих компетенций, коммуникативных умений  и навыков, установление эмоционального контакта в группе, обеспечивается воспитательная задача, т.к. студенты работают в команде, им приходится прислушиваться к мнению своих товарищей, при этом обеспечивается прочность знаний, мотивация, творчество и коммуникабельность. Тематика заданий носит конкретные производственные проблемы медицины, включает задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель данных заданий - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

В ходе практических занятий преподаватели ПМ выявляют способных и мотивированных обучающихся и создают условия для раскрытия творческих и профессиональных способностей: используют на занятиях активные методов обучения и разноуровневые задания, для тренировочной деятельности создают проблемно – ситуационные задачи, а также проводят анализ профессиональных ситуаций, семинары, дискуссии и многое другое.

Отклик технологии доказательного ухода находит и в профориентационной деятельности работы образовательной организации с абитуриентами («День открытых дверей»), где будущие студенты знакомятся с предстоящей профессиональной деятельностью в формате так называемых мастер-классов. В учебных аудиториях проходит демонстрация элементов доказательного ухода за пациентами, (где в качестве пациентов находятся статисты, например, кормление, уход за тяжелобольным, перемещение, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений), оказание первой помощи при травмах, уход за новорожденными, сердечно-легочная реанимация.

 Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину или профессиональный модуль одновременно контролировать уровень усвоения материала. Немаловажным является и то, что итогом обучения в медицинском колледже является прохождение первичной аккредитации, где результатами является выполнение заданий тестового контроля 60 вопросов при банке тестовых заданий - 2500.

Современный специалист решает часто меняющиеся задачи, носящие часто поисковый характер. Поэтому задача СПО не просто подготовить специалиста, но и сформировать творческую личность. Отсюда один из генеральных путей совершенствования работы - переход от информативных форм обучения к обучению управляемому, выявление способностей студентов и управление их развитием. Вот почему так важны формы обучения, прививающие способности к самообразованию.

 

Литература

  1. Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления» - М.: Эксмо, 2012 г.
  2. Выготский Л.С. Психология М.: «Психология», 2006.
  3. Чернышов П. С. Анализ последних изменений в методических рекомендациях в сфере информационного обеспечения образовательного процесса //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 9-2. – С. 61-66
  4. Гузеев В. В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  5. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: Методическое пособие/ Т. Г. Аргунова, И. П. Пастухова. – М.. 2006.
  6. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования. Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт применения активных форм обучения как одного из наиболее эффективных направлений технологии преподавания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*