Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение симуляционных технологий при проведении семинарско – практических занятий по разделу: Осуществление организации и оказание сестринской помощи в оториноларингологии

15.11.2021 254 395
Тарасова Любовь Михайловна
Тарасова Любовь Михайловна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

С развитием медицинской науки возрастает роль среднего медицинского персонала в системе здравоохранения. Для ухода за пациентами необходимо осваивать все более сложные медицинские и технические знания и овладевать новыми навыками, а также совершенствовать уже приобретенные. Современный компетентностный подход в системе подготовки медицинских кадров на основе ФГОС предъявляет определенные требования к качеству усвоения практических навыков студентами. Отсюда и повышается требования к их профессиональному образованию и обучению.

Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.

Цель обучения - приблизить имитацию профессиональной деятельности в процессе обучения к реальности с высокой степенью достоверности.

Одним из основных методов освоения сестринского ухода в медицинском образовании являются симуляционные технологии, позволяющие решать этические проблемы и практические дилеммы по безопасности пациента, выявлять ошибки, достигать компетентности и без опасности до применения процедуры на пациентах.

Навыки практических умений сестринской помощи до применения их на реальных пациентах студенты должны приобретать в манипуляционных кабинетах симуляционного центра, оснащенных высокотехнологическими тренажерами и компьютеризированными манекенами, позволяющими моделировать определенные клинические ситуации.

В настоящее время, исходя из условий, создавшихся на сегодняшний день, освоение и отработка практических умений сестринской помощи в оториноларингологии с элементами симуляционных технологий осуществляется непосредственно в учебном процессе: кабинете учебной практики колледжа, оснащенным, фантомами, расходными материалами для отработки отдельных медицинских манипуляций по темам.

Для лучшего усвоения принципов симуляционных технологий на занятиях мною используются элементы активных методов обучения, основанных на клинических случаях, в частности Case-based-learning - использование реальной жизни, реальных ситуаций в качестве обучающих инструментов для студентов, чтобы активно участвовать в решении проблем и индуктивного исследования.

Хочу привести пример использования элементов симуляционных технологий по теме: «Осуществление сестринского  ухода за пациентами при заболевании глотки».

Симуляционная технология применяется на учебной практике, после предварительной подготовки через формирование знаний определённых стандартов осуществления сестринского ухода за пациентом при заболевании глотки, выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными.

Занятие начинается с входного контроля, на котором определяется уровень подготовленности студентов, ставятся цели и задачи. Формы контроля могут быть разные: тестовый контроль, устный опрос, разбор проблемно-ситуационных задач. На эту часть занятия отводится до 20% учебного времени. Следующий этап – непосредственное выполнение учебного задания. Занимает 50% учебного времени. Студентам предлагаются клинические ситуации с описанием целей, задач, ролей.

Работая с данными задачами, студенты выявляют настоящие и потенциальные проблемы пациента, учатся составлять план по их решению. При этом делается акцент на взаимодействие человека и окружающей среды. Какими должны быть подход и действия медицинской сестры при адаптации пациента к больничной или домашней среде, какие условия необходимо создать для скорейшего выздоровления пациента и профилактики осложнений. Задачи могут быть клиническими, лечебно-диагностическими, профилактическими, деонтологическими. Их можно одновременно использовать для усвоения изучаемого материала, для контроля, оценки знаний и умений студентов. Решая задачи, студенты учатся логически и творчески мыслить, анализировать, дифференцировать, строить и опровергать утверждения, выбирать и обосновывать варианты решений,

В качестве примера, приведу одну из ситуаций, решаемую студентами в групповой (игровой) форме.

Клиническая ситуация: пациентка 17лет после перенесенной ангины. На учете по хроническому тонзиллиту. Обратилась в субботний день в ЛОР отделение по поводу снижения слуха.

Задание: осуществить методы диагностики глотки: ороскопию, мезофарингоскопию и провести пробу по Политцеру.

Учитывая результаты входного контроля, я распределяю роли среди студентов.

Распределение ролей: медицинские сестра – подготавливает инструментарий и проводит ороскопию, мезофарингоскопию, продувание ушей по Политцеру с целью определения проходимости слуховоых труб.

Эксперт: оценивает ситуацию, используя дихотомическую систему, которая включена в разработанные кластеры.

В течение учебного занятия команда меняется ролями, таким образом, каждый студент выполняет все манипуляции. Важную роль в симуляционном обучении играет дебрифинг  с использованием дискуссионных методов в виде диалога участников или групп участников с анализом конкретной ситуации. Материалом для обсуждения является тактика, последовательность, правильность и качество действий. Таким образом, в ходе проблемного обучения студенты колледжа не только закрепляют пройденный материал, но и получают навыки устной коммуникации со своими будущими коллегами, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения. Это помогает сформировать навыки рационального поведения в условиях дефицита информации, что является присущим большинству реальных клинических ситуаций. Оценка в конце занятия выставляется на основании полученных баллов в чек - листах.

Применение симуляционных технологий при подготовке специалистов среднего звена значительно оптимизирует учебный процесс: занятия проходят активно, студенты проявляют живой интерес, а отработка практических навыков вплотную приближается к работе в реальных условиях.

Необходимость внедрения симуляционных технологий в медицинском образовании продиктована современным состоянием законодательства России, в котором соблюдение прав пациента относится к приоритетным направлениям. Таким образом, симуляционный метод обучения является обязательным, действенным и эффективным компонентом в достижении высокого уровня профессиональной подготовки студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение симуляционных технологий при проведении семинарско – практических занятий по разделу: осуществление организации и оказание сестринской помощи в оториноларингологии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*