Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика виктимного поведения подростков

12.11.2021 441 626
Олеш Екатерина Игоревна
Олеш Екатерина Игоревна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

В настоящее время все более становится интересна проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [6]. В настоящее время проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие, несмотря на то, что данная область является сравнительно молодой.

Особенностью современного развития российского государства является движение к социальным ориентирам, предполагающим создание благоприятных условий для гуманизации общества. Происходящие в государственных масштабах инновации обусловливают комплексные социально-психологические, медико-экологические и другие последствия, меняющие среду развития личности. Поскольку становление личности в онтогенезе определяется воздействием внешних и внутренних факторов и условий, изменение этих факторов не всегда приводит к прогнозируемым результатам. Трансформация внешних условий влечет самые различные негативные последствия в формировании личности подростка [1]. Одним из таких последствий является проявление виктимное поведение личности подростков.

Рассмотрев различные подходы к пониманию виктимности (В.П. Коновалов, В.И. Полубенский, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Ситковский, В.С. Устинов, Л.В. Франк, В.Е. Христенко и др.) можно сказать о присутствии различий в определении основных виктимологических терминов и понятий, механизмов проявления виктимного поведения. Более того, анализ литературы по проблеме виктимологии дает возможность отметить неоднозначность методологических подходов к исследованию этого феномена, отсутствие научно обоснованных программ профилактики и коррекции, условий и факторов проявления виктимности. Так же стоит отметить недостаточную обеспеченность практической деятельности психологов и педагогов по всестороннему изучению виктимного поведения как теоретично, так и методично.

Виктимность понимается нами как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья [3]. Виктимное поведение – как отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений (Андроникова О. О.). Итак, многие ученые рассматривают виктимное поведение как девиантное (Андроникова О. О., Антонян Ю. М., Морозова Н. Б., Мудрик А. В., Полубинский В. И., Репецкая А. Л., Ривман Д. В., Рыбальская В. Я., Сафиуллин Н. Х. и др.) [7].

Проблемы предупреждения виктимизации поведения людей необходимо решать, как можно раньше и направлять профилактические мероприятия на более уязвимые категории населения – детей и подростков. Однако вопрос изучения психологических факторов виктимного поведения, предупреждения виктимизации поведения подростков, разработки мероприятий психологической профилактики их виктимного поведения, психологической коррекции и психологической реабилитации наиболее виктимизированных подростков сегодня остаются вне поля зрения. Поэтому, одним из самых актуальных заданий настоящего относительно обеспечения гармоничного развития детей и подростков является необходимость разработки специальных превентивных мероприятий по предупреждению их виктимизации, организация которых должна осуществляться на основании результатов детальных исследований психологических факторов их виктимного поведения.

Все чаще в настоящее время дети и подростки становятся жертвами жестокого обращения и насилия, преступлений. К сожалению, проблема насилия и виктимности подростков далека от решения, но прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки.

Опираясь на современные данные, можно сказать, что под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет [5].

Определенные виды виктимности предопределенные наличием у них индивидуальных виктимогенных качеств и свойств, которые детерминируют становление и закрепление разных видов их виктимного поведения, свойственны подросткам.

Виктимные подростки не делают выводов из предыдущих ошибок, подолгу находятся под влиянием чувств, склонны к импульсивным поступкам. У таких подростков отсутствуют положительные ожидания, связанные с социальными контактами. Неумение понимать собственные эмоции, увлечение своими интересами, может привести к депрессии или стрессовому состоянию. Виктимные подростки могут вести себя оскорбительно с окружающими, не задумываясь и лгут в своих интересах, обладают плохой способностью к точному оцениванию эмоционально насыщенной ситуации. Обладают низким порогом переносимости разочарования, импульсивности. При возникновении эмоционально травмирующей ситуации на передний план выходит взрывное и непредсказуемое поведение. Склонны к излишней твердости и упрямству, в межличностных взаимоотношениях.

В механизме подростковой виктимизации принимают участие по меньшей мере четыре компонента: 1) ситуативные факторы виктимогенного характера; 2) виктимогенные индивидуально-психологические особенности; 3) специфическое психоэмоциональное состояние человека; 4) виктимное (виктимогенное) поведение. При этом может иметь место сложное сочетание всех отмеченных компонентов, что определяет наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения детей и подростков [3].

По разным критериям можно выделить специальную и общую виктимность: ситуативную, личностную и ролевую, физическую, имиджевую, статусную, возрастную, гендерную, семейную [4].

Подводя итог, можно сказать, что исследование и анализ совокупности виктимогенных свойств подростков, психологических факторов становления их виктимного поведения позволяет не только определить наличие потенциальных видов виктимности у конкретных подростков (а, следовательно, и причины их виктимизации), но и дифференцировано определить пути профилактики их виктимного поведения, среди которых выделяются мероприятия первичной и вторичной виктимологической профилактики. В указанной системе профилактических мероприятий основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, поскольку именно индивидуально-личностные качества подростков, как ведущие психологические факторы, способствуют становлению их виктимного поведения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика виктимного поведения подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*