Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Системный подход к проблеме организации самостоятельной работы студентов в рамках реализации ФГОС СПО

10.02.2014 2936 7669
Миронова Елена Сергеевна
Миронова Елена Сергеевна, преподаватель

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. (Многопрофильный колледж)

В большинстве современных исследований подчеркивается, что система СПО призвана научить студентов учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации системного подхода в образовании. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не только методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говориться, «Правильно заданный вопрос – половина ответа», что является особенно актуально для активизации студентов при выполнении самостоятельной работы.

 

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса. Но, при организации самостоятельной работы преподаватель, сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию самостоятельной работы необходимо определить, как создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

 

Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности, формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.

 

Что бы помочь студентам в организации внеаудиторной самостоятельной работы, научить их систематизировать, теоретические звания и практические умения, был разработан электронный образовательный ресурс по дисциплине «Менеджмент», он включает в себя:

 

Рабочую программу (в формате doc.), которая соответствует особенностям профессиональной деятельности, сфере ее реализации, уровню и требованиям, предъявляемым к выпускнику, программа  составлена логично, последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала.

 

Теоретический материал (в формате doc.), соответствует тематическому плану рабочей программы, раскрывает профессиональные и общие компетенции, указанные в требовании ФГОС СПО подготовки специалистов по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». По каждой теме теоретического материала студенту предлагается список контрольных вопросов для самостоятельной проверки знаний, рекомендуемая литература содержит источники для более глубокого изучения дисциплины.

 

Мультимедиа презентации (слайд-конспект в формате pptx.), презентации в учебном процессе формируют наглядный материал, что повышает уровень его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

 

Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе (в формате doc.), соответствуют требованиям ФГОС СПО подготовки специалистов по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». Выполнение студентами самостоятельных работ формируют необходимые компетенции.

 

Тесты для самоконтроля (в формате doc.), тестовые задания разнообразны, что позволяют оценивать уровень знаний студентов по дисциплине.

 

Электронный образовательный ресурс легок в работе, студент может выполнить самостоятельную работу, используя методические указания, алгоритмы, презентации, теоретический материал.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях, процессами принятия решений в области менеджмента, поскольку в рыночных экономических отношениях требуются подготовка квалифицированных специалистов для решения постановах задач.

 

Самостоятельная работа студентов организуется через следующие виды деятельности:

Составление таблиц. При работе с информационным текстом можно использовать метод составления таблиц.

- При составлении таблицы необходимо выделить главное в теме.

- Определить критерии / параметры для сравнения / анализа (они могут быть количественные или качественные)

- Четко и кратко заполнить таблицу

- Сделать вывод

Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

 

Реферирование (от латинского referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания одного или нескольких источников, раскрывающее определенную тему. Подготовка к реферату требует глубокого знания аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать.

 

Студент при написании реферата решает три задачи: во-первых, изучает отобранный материал, во-вторых, анализирует его и, в-третьих, излагает свои мысли по этому поводу. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, а не простой конспект нескольких книг или конструирование нескольких фрагментов интернетовских текстов. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При этом стоит заметить, что многие крупные научные результаты возникли из попыток всего лишь привести в порядок известный материал.

 

Создание презентаций с использованием мультимедиа технологии (MS PowerPoint).

Мультимедиа презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

 

Мультимедиа технологии позволяют:

- систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки, в том числе с использованием специальной литературы;

- развивать познавательные способности и активность студентов;

- формировать самостоятельность мышления,

- способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- стимулировать интерес к исследовательской работе;

- формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества, чувства коллегиальности и преемственности, прививать чувство ответственности.

 

Необходимо подчеркнуть, что использование мультимедиа презентаций при организации самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию  и вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества. Это позволяет им научиться выражать свои мысли.

 

Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

 

Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей многопрофильного колледжа, правильно ее организовать.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*