Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие познавательного интереса к учебной деятельности посредством внеклассной работы

11.11.2021 3337 8281
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Денисов Иван Владимирович
Денисов Иван Владимирович, студент

Вятский колледж культуры

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха. Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. [5] Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.

Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых. Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки. Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска, самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается преподавателя специальных дисциплин вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся.

Внеклассная работа - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.

При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа, тесно связанная с урочной. Создавая у учащихся положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета. 

От выбора формы внеклассной работы, от ее содержания зависит, какая цель будет главной в каждом отдельном случае: познавательная, развивающая или воспитательная.

Сочетание целей - явление динамичное, непостоянное, зависящее от многих факторов, однако учитель должен четко осознавать и формулировать цели, поскольку именно цели влияют на содержание и выбор формы проведения мероприятия.

Современная действительность постоянно рождает новые формы, которые с успехом можно использовать при проведении внеклассной работы по предмету, например, из практики телевидения пришли в школу «Звездный час», «Поле чудес», «КВН», «Умники и умницы» и др. За счет появляющихся новых форм учитель может расширить свой арсенал средств внеклассной работы. [2]

Замечено, что авторитет предмета, его престиж в школе, находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы. Там, где она проводится ярко и результативно, изучаемый предмет ценится учащимися.

Внеклассная работа по предмету должна проводиться на всех этапах обучения, изменяясь по форме и содержанию в соответствии с возрастом, потребностями и интересами учащихся. Определяя содержание внеклассной работы, нужно идти от реальных знаний, умений и навыков учащихся («зона актуального развития») к «зоне ближайшего развития», т. е. предлагать содержание с некоторым опережением, то, чем еще предстоит овладеть на уроках. Материал для внеклассной работы должен быть интересным и может быть труднее, чем материал обязательного курса. [3]

Чтобы осуществлять внеклассную работу на высоком уровне, учитель должен работать в тесном контакте с другими предметниками - учителем рисования, труда, музыки. Целесообразно привлекать к внеклассной работе и родителей, среди них есть очень интересные и талантливые люди.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы совпадают, в содержании и в формах проведения последней наблюдаются существенные отличия.

  1. Добровольный характер участия учащихся. Учащиеся решают вопрос об участии во внеклассных мероприятиях в соответствии со своими интересами и желанием узнать что-то новое, заняться изучаемым предметом дополнительно с определенными целями. Поэтому учитель должен своевременно обнаружить заинтересованность учащихся в определенных видах деятельности и тем самым пробудить интерес к ней. Это положение определяет содержание и форму внеклассной работы - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к предмету.
  2. Отсутствие строгой регламентации в отношении времени, места, формы проведения внеурочного мероприятия, нет строгого учета ЗУНов, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазет, стендов, радиопередач и т.п.
  3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений, т.е. в основе внеклассной работы лежит самоуправление школьников. Именно учащиеся являются субъектами внеклассной работы: она проводится ими для самих себя. Именно желания и интересы учащихся являются определяющими при выборе форм и содержания внеклассной работы.
  4. Однако следует иметь в виду, что самоуправление школьников носит регулируемый характер и это определяется деятельностью учителя. Как известно, в дидактике выделяют два стиля руководства, свойственные учителю: авторитарный и демократический. Для внеклассной работы приемлем только демократический стиль руководства, сочетающийся с самоуправлением школьников, при котором учитель управляет деятельностью школьников косвенно.

Указанные выше особенности внеурочной работы по предмету находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

  1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались ЗУНами, полученными на уроке, полностью, развивая и совершенствуя их. Таким образом, внеклассная работа может оказать влияние на учебную деятельность учащихся.

Внеурочное общение учащихся в какой-то мере приближается к естественно-мотивированному. Чтобы это требование было реализовано более полно, необходимо соблюдать следующие условия:

а) тематика и последовательность изучения учебного материала должны способствовать его использованию не только на уроке, но и вне его;

б) введение некоторого количества нового материала необходимо, потому что это позволяет обогащать опыт учащихся. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные мероприятия большим количеством нового материала - это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям (кружок, конкурсы и др.) в силу трудностей.

в) заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеклассной работы. Материал, используемый при подготовке массовых внеурочных мероприятий, должен учитывать индивидуальные склонности и уровень подготовки учащихся по предмету.

  1. Обязательность в выполнении поручений, добровольно взятых на себя учащимися, например, в кружке, при подготовке концерта и т.д. Без этого невозможно выполнение следующего требования.
  2. Целенаправленность и регулярность внеурочных занятий в соответствии с особенностями видов работы: еженедельной, ежемесячной, раз в две недели, раз в полугодие и т.д.
  3. Охват разными видами внеклассной работы как можно большего количества учащихся - это одно из средств усиления ее воздействия.
  4. Комплексность воспитания. Формирование личности - сложный процесс. А.С. Макаренко утверждал, что человеческая личность не воспитывается по частям, поэтому при проведении внеклассной работы следует предусматривать решение задач не по одному какому-либо направлению, а по нескольким одновременно: патриотическому воспитанию, экологическому, эстетическому, трудовому и так далее. [4]

Все указанные выше рекомендации к организации внеклассной работы имеют разное значение, поэтому ни одному из них нельзя отдать предпочтения. Дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство и обязательны при ведении внеклассной работы.

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся является необходимым условием в обучении, не менее важен он и в процессе ведения внеклассной работы по предмету.

Чтобы успешно вести внеклассную работу, необходимо учитывать:

  1. Специфические особенности учащихся разных возрастов.
  2. Особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе.
  3. Индивидуальные особенности учащихся.

От знания всех этих особенностей будут зависеть:

- подбор соответствующих форм работы;

- содержание работы по предмету;

- организация работы.

Познавательный интерес определяют, как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.

Познавательный интерес детей 7- 9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат. [10]

Так, элементарным уровнем считают непосредственный интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемой ребёнком в ходе обучения информации. Такой интерес ярко выражен и характеризуется открытостью. Дети часто задают неожиданные вопросы. У них просыпается любопытство.

Средний уровень познавательного интереса у младших школьников определяет интерес к познанию явлений, которые составляют более глубокую внутреннюю суть и нередко невидимую. Такой уровень требует догадки, поиска, активного оперирования приобретёнными способами действий, умениями и навыками, определенного запаса знаний.

Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных.

Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению. [9]

Цель внеурочных занятий – всеми способами содействовать формированию стабильных познавательных интересов. Под воздействием предметного обучения совершается разделение познавательных интересов, и, затем формируется и прогрессирует потребность в самообразовании.

Непрерывное завлеченное постижение учебного предмета ведет к углубленному интересу, формирует интерес к содержанию урока.

Система внеклассной работы имеет ряд особенностей:

  1. Содержание внеклассной работы государственной программой не регламентируется, поэтому при подборе заданий для внеклассных занятий учитель исходит из общего уровня знаний и умений учащихся, связывая знания с текущим программным материалом.
  2. В зависимости от формы внеклассной работы продолжительность внеклассных занятий может составлять от 2 - 3 до 15 - 20 минут и до целого часа.
  3. Состав учащихся для внеклассных занятий может быть различным: учащиеся одного класса, либо разных классов. При этом группы создаются на добровольных началах. Состав группы может меняться.
  4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия; кружки; викторины; олимпиады; экскурсии; праздники; конкурсы; выставки; внеклассное чтение; школьные вечера и т.п.
  5. Материал, предлагаемый для внеклассной работы с учащимися должен быть занимательным либо по содержанию, либо по форме с использованием игр, элементов соревнования.

Совершенно очевидно, что в основу внеклассной работы должны быть положены определенные принципы:

  1. Содержание внеклассной работы должно способствовать всестороннему развитию личности, обеспечить участие школьников в различных видах деятельности - игровой, трудовой, познавательной, эстетической, спортивной.
  2. Роль и содержание разных видов деятельности должно меняться в соответствии с возрастом ребят.
  3. Внеклассная работа не должна носить только развлекательный характер, т.к. удовлетворение духовных потребностей должно быть связанно с преодолением трудностей. Речь идет о том, чтобы учащиеся не были созерцателями, потребителями, а были бы созидателями духовных ценностей.
  4. Деятельность ребят должна носить общественно полезный характер. Кружок технического моделирования может делать приборы, кукольный театр выступает перед школьниками, математический кружок выпускает стенные газеты и бюллетени, которые читают все.
  5. Необходимо соблюдать также принцип добровольности. В кружки дети должны прийти по своему желанию. Этому содействует тесная связь учебной и внеклассной работы. Урок должен питать и стимулировать внеклассную работу. Надо, чтобы на уроке учитель создавал ситуацию, проблемы, решение которых заинтересовало бы детей и привело бы их в кружок, чтобы у ребят возникло желание расширить свой кругозор.

Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям, к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимости между явлениями.

Внеклассная работа - форма разнообразной организации добровольной работы учащихся под руководством учителя для возникновения и проявления у них познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Значение внеклассной работы с младшими школьниками состоит в следующем:

  1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
  2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются при проведении соответствующих игр и т.д.
  3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебных предметов в жизни.
  4. Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазеты соревнований на занятиях и т.д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
  5. Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств и интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающих из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и т.д.)». [7]

Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей младших школьников.

Рассмотрим различные виды познавательной внеклассной работы учащихся: игра, кружок, викторина, олимпиада, конкурс.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Как гласит старая мудрая народная поговорка: «делу время, а потехе - час». Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более, в этом нуждается ребенок, для которого игра - это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих.

Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства. [5]

Успех игры зависит во многом от условий, в которых она проводится. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести. В любой игре обязательно должно быть то или иное игровое препятствие, без чего игры не существует. Соревнование между игроками препятствий и является «внутренней пружинкой» игры. Чем туже закручена эта «пружинка», тем острее и оживлённее игра, тем больше увлекает она участников. Организатор должен прийти к ребятам с «готовой» игрой, т.е. с тщательно продуманным планом ее проведения.

Предлагая новую игру, можно вкратце, не вдаваясь в излишние подробности, разъяснить ее, чтобы любой ученик знал, что он обязан и чего не обязан делать. Краткость рассказа смысла игры и ее условий лучше дополнить визуально - подкрепить показом.

Хотя ведущая деятельность младших школьников - учение, игра занимает важное место в жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности. [9]

В учебной деятельности педагог стремится сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к знаниям и потребностям в умственном труде.

Успешное решение этих задач - важнейший и наиболее эффективный путь умственного развития учащихся.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Наиболее формирующими познавательный интерес являются кружки, викторины, олимпиады, конкурсы, экскурсии и т.п.

Кружковая работа содействует развитию у детей познавательного интереса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного раза в неделю. Методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. Такие мероприятия способствуют развитию более высокого интереса. [10]

Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся всего класса или параллельных классов, их интеллектуальных умений. Викторины могут быть обзорными и тематическими.

Экскурсии должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, связанные с учебными интересами учащихся и возможностями расположения школы. [1]

Перед началом экскурсии детям ставятся задачи, что наблюдать и как фиксировать, затем проводится обсуждение увиденного на экскурсии материала. Учитель выявляет, что детей наиболее заинтересовало, оставило наиболее сильные впечатления.

Олимпиада - одна из важных форм подготовки учащихся, развитие у них познавательного интереса к окружающему миру и учебному процессу. Целесообразно в подготовительный период к олимпиаде по данной теме привлекать детей к решению более сложных заданий, добиваясь того, чтобы сам процесс поиска и, полученных затем ответов на вопрос, заинтересовал и приносил радость самому ученику. На олимпиадах ученики выполняют задания самостоятельно и только письменно. Олимпиада может проводиться по любой тематике и содержать задания из области знаний, доступных младшим школьникам.

Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие формы внеклассной работы как праздники, вечера. Они содействуют развитию познавательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.

Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, мультфильмов, теле - и радиопередач, либо организуется как встреча с литературными героями. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры - это различные «путешествие, концерты, поле чудес, звездный час и т.д.». Здесь как в мире, дети воспроизводят в ролях то, что видят в окружающей жизни. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются учителем, регламентируется сценарием. В сценарий включается занимательный материал. Такие формы внеклассной работы привлекают, усиливают и развивают интерес учащегося. [8]

Конкурсы являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы развивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и усиливают познавательный интерес. Участие принимают участники двух команд. Происходит соревнование между командами. Вопросы заранее подготовлены учителем.

Основными источниками побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому используется следующие средство и способы развития интереса детей к знаниям, предлагаемых во внеклассной работе. Чтобы заинтересовать учащихся надо вызвать у них удивление, которое формирует острое, сосредоточенное внимание. Учащиеся стремятся узнать что-то новое до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством может вызвать активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать удивление детей - это лишь начало возникновения интереса, который необходимо сделать достаточно стойким. А для этого необходимо добиться активной деятельности каждого ученика - организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. [7]

Материал задания должен быть интересен для каждого ученика, в котором должны быть определенные элементы старого, известного детям. При переходе от знакомого к неизвестному полезно использовать наглядность.

«Учась в школе, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в обучение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками, у них сформировался познавательный интерес. В игре даже иногда получается то, что не получается в учебной деятельности» [11].

В разнообразных творческих играх формируется социальное самосознание, развиваются нравственные качества, формируются взаимоотношения детей. Введение в школьную жизнь игр, вызывающих положительное формирование познавательных интересов, необходимо.

«Известно, что детей необходимо упражнять в положительных поступках. Одно из требований нравственных упражнений состоит в том, что упражнения должны быть естественными и включаться в игровую форму. Например, многие упражнения, необходимые для формирования трудовых навыков самообслуживания, навыков культуры поведения, в начальных классах могут проходить как сюжетные игры: «Город Вежливых», «Фабрика Деда Мороза», «Книжкина больница» и др. сам процесс этих игр дает возможность детям постоянно осваивать и многократно повторять правильные действия, которые постепенно превращаются в привычки». [5]

Как уже было упомянуто, начальная школа - это годы быстро растущего развития интереса. С развитием навыков чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной работы, в которую следует привлекать младших школьников.

Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовольствия от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя.

Несмотря на свою необязательность для школьника, внеклассные занятия по любому предмету заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего тот или иной предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по предмету не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Невысокий интерес многих учащихся к предмету отрицательно влияет на качество знаний по этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. [3]

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний, учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению предметной литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школьников и постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие познавательного интереса к учебной деятельности посредством внеклассной работы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*