Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный урок как современный вид урока деятельностного типа

10.02.2014 1404 2958
Титова Марина Сергеевна
Титова Марина Сергеевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

 

В настоящий момент образовательные учреждения СПО находятся в стадии перехода на реализацию ФГОС (стандарта третьего поколения), особенностью которого является формирование общих и профессиональных компетенций, ориентация на цели, переход в организации процесса обучения от «знаний» к «способам деятельности». Перед преподавателем ставится задача организации учебного занятия на деятельностной основе для формирования у обучающихся опыта практической деятельности.

 

Методологической основой ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий формирование общих и профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция  представлена как «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решения задачи профессиональной деятельности», а общая компетенция как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих и многих видов профессиональной деятельности», т.е. компетенции – это ожидаемый, конкретный результат, достигаемый обучающимися по окончании изучения структурной единицы образовательной программы. А продемонстрировать свои достижения возможно в результате самостоятельной деятельности на уроке. В этом плане значимость практических занятий по дисциплинам трудно переоценить. Практико-ориентированный характер новых ФГОС выдвигает практические занятия в число приоритетных видов учебных занятий.

 

В процессе формирования общих и профессиональных компетенций практические занятия выполняют функцию связи теории и практики. В седьмом разделе ФГОС «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» указывается, что образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу, должно обеспечивать выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практического занятия с использованием персональных компьютеров.

 

Выполняя названные требования, преподаватели учебных дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Математика» часть практических занятий выполняют на интегрированных уроках.

 

Использование при решении задач по математике информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов(компьютеров, мультимедийного проектора) побуждает обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности, делает довольно сухие математические вычисления более творческими и интересными. С другой стороны, реализация конкретного математического задания с использованием программного продукта, делает освоение программного обеспечения предметным и побуждает обучающихся к дальнейшему, более осмысленному и мотивированному освоению практических умений и практического опыта.

 

Пример. Интегрированный урок по теме: «Вычисление неопределённого интеграла в приложении MS Word».

 

Цели:

образовательная – уметь самостоятельно вычислять неопределённый интеграл методом интегрирования по частям, овладеть практическими  умениями работы в редакторе формул Microsoft Equation;

воспитательная – содействовать развитию способности организации собственной деятельности, формировать умение выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач;

развивающая – применять имеющиеся знания на практике, развивать способность пользоваться ИТ.

 

На таких уроках обучающийся применяет полученные знания для решения проблемы, приобретает возможность оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, направленность на развитие мышления, практических умений, что и предполагает освоение компетенций.

 

Задача преподавателя на уроке – обеспечить условия для выполнения соответствующего деятельностного процесса, а так же для создания обучающимися собственного образовательного продукта.

 

При подготовке к уроку преподавателями используются приёмы, характерные для личностно-ориентированного обучения. [5] Современные мультимедийные технологии позволяют преподавателям оптимизировать процесс запоминания и усвоения учебного материала, экономить время, снижать нагрузку. Так же активно используются в той или иной форме разные каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Давно известно, что цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта имеют большое влияние на формирование сознания, настроение, внимание, память. От тактильных ощущений зависят личностные качества и физические характеристики. А мир звуков формирует психику студента, от восприятия его зависит эмоциональное состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве - все имеет безусловное воздействие на психологию и здоровье. Не остаётся без внимания и тот факт, что  отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании не допускаются однообразные виды работ. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

 

Преподаватели стремятся к тому, чтобы требования к деятельности каждого обучающегося на уроке соответствовали его возможностям, и тогда каждый обучающийся должен решить учебную задачу собственными силами поэтому на уроках присутствует сочетание индивидуальной и фронтальной форм организации учебной деятельности. Так же преподавателями активно применяются элементы дифференцированного обучения. В основе которых, лежит планирование результатов обучения: выделение обязательного уровня выполнения задания, а так же повышенных уровней овладения материалом.

 

Не менее важна и организация рефлексии обучающихся, осознание своей деятельности на уроке, того как получен результат, где при этом встретились затруднения и что понадобилось для того чтобы их устранить. Тут преподаватели выступают в роли консультанта и эксперта, помогая обучающимся при выполнении практического задания и оценивая их работу на промежуточных этапах.

 

Таким образом на уроках присутствуют отношения сотрудничества преподавателя и обучающихся, создаётся благоприятный психологический климат, бесконфликтное общение, поощрение успехов, недопущение психотравмирующих ситуаций.

 

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Педагог без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех подростка на уроке - это мощный противовес подкрадывающемуся к обучающемуся состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учащихся, но и преподавателя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке - воспитательная. Примитивно - злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача педагога - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

 

Идея интегрированного урока не нова. А так как формирование компетенций носит междисциплинарный характер, интегрированные или межпредметные уроки являются одним из современных видов уроков деятельностного типа. Проведение интегрированных уроков позволяет усилить межпредметные связи, снизить перегрузки обучающихся, укрепить мотивацию обучения.

 

Литература и интернет-источники:

1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [текст]: методическое пособие/ Авт.-сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012.-180с.

2. Словарь справочник современного российского профессионального образования/Авт.-сост: Блинов В.И., Волошина М.А., Есениена Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.- Выпуск 1.

3. Алексеева Е.В. Конструирование урока с использованием ИКТ [Электронный ресурс]/Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»- http://vio.rio.ru/ - Режим доступа:  http://vio.rio.ru/, свободный

4. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-дону: Феникс, 2006.- 331с.

5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008. – 180с




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*