Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экскурсия как вид учебной работы на занятиях истории

09.11.2021 281 384
Котенко Ольга Сергеевна
Котенко Ольга Сергеевна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Основной задачей современного российского образования является формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В системе среднего профессионального образования решение этих задач реализуют учебные дисциплины социально-гуманитарного цикла, среди которых наиболее значимыми для формирования российской гражданственности считаются учебные дисциплины «История», «Россия в мире».

Изучение дисциплин «История» и  «Россия в мире» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Эти учебные дисциплины имеют исследовательскую и познавательную деятельность.

Для эффективного погружения в изучение прошлого человечества, необходимо наглядно представлять какую то конкретную  эпоху.  Поэтому широкое распространение находят  такие приемы обучения как «погружение в историческую эпоху".  Одним из способов «погружения»  считается учебная экскурсия в музей,  которая используется для повышения эффективности образовательного, воспитательного и развивающего потенциалов занятий.

Экскурсия (от лат. Excursio - поездка, прогулка) - форма организации учебно-воспитательного   процесса,  позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и т.д.. Различают экскурсии  учебные, производственные, краеведческие. Учебная экскурсия связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её.

Производственные экскурсии помогают  студентам раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами и т.д.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона.

В рамках изучения дисциплины «История» и «Россия в мире» мною используется учебная и краеведческая экскурсия

На сегодняшний день в условиях большого потока информации у студентов наблюдается перенасыщенность информации и как следствие теряется интерес к самостоятельному изучению истории. Благодаря экскурсии реализуется принцип наглядности обучения. Студенты непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. Экскурсии позволяют укреплять связь  с жизнью.

Работая уже несколько лет преподавателем Новосибирского автотранспортного колледжа, при организации своей работы заранее планирую на учебный год экскурсии в конкретные  музеи Новосибирской области,  а также  возможность посещения тематических выставок и виртуальных экскурсий в других регионах.

Город Новосибирск и Новосибирская область богаты разнообразием наследия исторического прошлого. Ниже представлен список музеев, тематических выставок и  виртуальных экскурсий, которые включены мой план работы со студентами на занятиях по предметам «История» и «Россия в мире».

Музеи:

1.Новосибирский государственный художественный музей  https://www.nsartmuseum.ru/ ;

2.Музей истории Западно-Сибирской железной дороги  https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?redirected&id=3966 ;

  1. Новосибирский государственный краеведческий музей https://youmuseum.ru/ ;
  2. Музей СССР https://vk.com/museum.ussr ;
  3. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока https://archaeology.nsc.ru/muzei/muzey-01/;
  4. Музей Истории Сибирского Военного округа http://dom-officerov.su/museum ;
  5. Музей г. Новосибирска https://youmuseum.ru/;
  6. Музей Науки и Техники СО РАН angar15.ru ;
  7. Музей авиации и космонавтики http://muzejakl.narod.ru/ ;
  8. Музей истории и развития Октябрьского района;
  9. Исторический парк "Россия - моя история" https://myhistorypark.ru/?city=nov ;
  10. Городской Музей радиационных катастроф https://вдпо.рф/museum/191;

13.Сибирская мемориальная картинная галерея  https://sm-gallery.ru/ ;

14.Музей документального кино  m-nsk.ru;

15.Музей редкой книги ГПНТБ http://www.spsl.nsc.ru/;

16.Музей авиации им. Маршала А.И. Покрышкина;

17.Пожарно-техническая выставка МЧС;

18.Историко-архитектурный музей-заповедник СО РАН http://old.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/museum/museum04.aspx;

  1. Музей «Контора Будагова» https://vk.com/dombudagovaя.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции, когда необходимо проводить занятия дистанционно, я использую виртуальные тематические выставки и виртуальные экскурсии в музеи разных уголков нашей страны.

Тематические выставки и виртуальные экскурсии:

  1. Выставка «История Новосибирской области» в Новосибирском государственном краеведческом музее;
  2. Мультимедийная выставка «Ленинградцы в Новосибирской области» от мультимедийного архива Новосибирской области https://archportal.nso.ru/theme/leningradtsy-v-novosibirskoy-oblasti/;
  3. Мультимедийная выставка мультимедийного архива Новосибирской области «Новосибирск - Город трудовой доблести «https://archportal.nso.ru/theme/novosibirsk-gorod_trudovoy_doblesti/;
  4. Мультимедийная выставкамультимедийного архива Новосибирской области « Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны» «https://archportal.nso.ru/theme/novosibirskaya-oblast/;
  5. Виртуальная экспозиция «Сузун-завод. Монетный двор» https://www.culture.ru/events/948850/virtualnaya-ekspoziciya-suzun-zavod-monetnyi-dvor;
  6. Виртуальная экспозиция «Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны» в Новосибирском государственном краеведческом музее https://www.culture.ru/events/951800/virtualnaya-ekspoziciya-novosibirskaya-oblast-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny;
  7. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу https://ermitazh.org/virtualnaya-ekskursiya/.

Из всех музеев предпочтение отдаю Новосибирскому государственному краеведческому музею. Новосибирский государственный краеведческий музей, основанный в 1920 году, находится в самом центре города. Исторический отдел разместился в здании Городского торгового корпуса, построенном в стиле рационалистического модерна (1910) и ставшего памятником архитектуры федерального значения.

Основные экскурсии Новосибирского государственного краеведческого музея:

1.Сибирь с древнейших времен до средневековья;

2.Матильда - мамонт с реки Оёш;

3.Этнография Сибири;

4.Шаманизм как мировоззрение;

5.Освоение Сибири (XVI - XIX вв.);

6.История Новониколаевска (1893-1917);

7.Новосибирск в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Со своими  студентами в рамках изучения раздела «Древнейшая история человечества» мы посещаем экскурсию «Сибирь с древнейших времен до средневековья». На экскурсию «Освоение Сибири (XVI - XIX вв.) идем по завершению изучения раздела «Россия в XYII- XYIII веках: от великого княжества к царству». Экскурсии «История Новониколаевска (1893-1917)» и «Новосибирск в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)» помогает наглядно раскрыть Историю страны в XX веке. Посещение таких экскурсий позволяет студентам глубже понять исторические процессы, которые происходили в нашей стране на примере истории родного края.

Исторический парк  Музей "Моя Россия - моя история" в Новосибирске является филиалом масштабного исторического парка, представленного во многих городах России. Здесь можно посетить 4 выставки, где с помощью современных технологий в увлекательной и доступной форме рассказывается об основных событиях, сформировавших российскую историю. Кроме постоянных экспозиций, здесь проводятся временные выставки и экскурсии.

Выставки парка соответствуют разным эпохам истории России. Всего выделено 4 периода: период правления династии Рюриковичей, Романовых, временной отрезок с начала ХХ в. до победы во Второй мировой войне, современная история Советского государства и России после распада СССР.

 Первая выставка рассказывает о периоде IХ-XVI вв. Это время, когда сформировалось государство Киевская Русь, была принята христианская вера, основаны древние города. В экспозиции рассказывается о борьбе с Золотой Ордой и другими иностранными захватчиками. Это время, когда Москва стала общественным и политическим центром Европы. Здесь подана информация о средневековых сражениях, торговых путях, особенностях укрепления древних городов.

Вторая экспозиция посвящена 3 столетиям, которые Россия существовала под правлением представителей рода Романовых. За это время произошли социальные и культурные изменения, стремительно развивался научно-технический прогресс. Среди важных событий — основание Санкт-Петербурга, победа над войсками Наполеона, отмена крепостного права.

С помощью экспозиции создатели парка стараются переосмыслить неоднозначное отношение к династии Романовых и последствиям их правления для России. Наличие широкоформатного экрана, как в кинотеатре позволяет глубже погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи во время просмотра документальных свидетельств.

Третья выставка посвящена драматическим событиям, которыми была наполнена история России в первой половине ХХ в. За это время произошли 3 революции, 2 мировые войны, люди массово гибли из-за гражданских военных столкновений, репрессий, голода. Создатели выставки размышляют о причинах революции и последствиях, которыми обернулась попытка построить коммунизм в России. 3D-инсталляции позволяют нагляднее представить события и культурные объекты начала прошлого века.

Последняя экспозиция охватывает период после окончания Второй мировой войны до современности. Посетители выставки были свидетелями некоторых политических и культурных событий этого периода. С помощью интерактивных носителей и проекционных технологий в экспозиции рассказывают о политических и бытовых аспектах жизни в Советском Союзе, изменениях в период перестройки, развитии рынка, о первых шагах Российской Федерации как нового государства.

Все экспозиции подают информацию в мультимедийном виде, с использованием визуальных носителей, с применением 3-мерного моделирования и цифровой реконструкции событий. Многие факты, представленные на выставке, взяты из закрытых источников.

В интерактивном парке «Россия- моя история» проводятся занятия в виде экскурсии в залах «Рюриковичи», «Романовы», «1917-1990-е годы», «Новейшая история России». Здесь студенты имеют возможность ознакомиться  в интерактивной форме с правителями России и выдающимися личностями нашего государства в разные исторические эпохи, историческими картами, бытом и культурой народа, т.д. Эта необычная форма занятия вызывает у студентов особый интерес. Так представлено в нестандартной форме и заставляет дальше самостоятельно интересоваться историей своей страны.

Особого внимания заслуживает музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. Музей расположен в отдельно стоящем здании лабораторно-выставочного комплекса Института археологии и этнографии СО РАН. При создании экспозиции музея использовались историко-культурный подход, ставшая традиционной периодизация по эпохам: палеолит, неолит и бронза, ранний железный век, средневековье. Последний зал посвящен духовной культуре современных народов Сибири и Дальнего Востока.

Экспозиция «Эпоха палеолита» дает представление о первоначальном заселении человеком современного физического типа территории Центральной Азии и Сибири. Большое внимание уделено находкам эпохи верхнего палеолита. Важное место занимают реконструкция процесса изготовления орудий в технике леваллуа и сами орудия, полученные этим методом; показана эволюция способов их изготовления.

Экспозиция «Эпоха неолита» построена по географическому принципу и раскрывает региональную специфику экологической культуры древнего населения. Это уникальные археологические комплексы Ангары, представленные преимущественно могильниками. В основе жизнедеятельности здесь лежал хозяйственный уклад бродячих лесных охотников и рыболовов. Для Приамурья характерны крупные поселения с остатками огромных жилищ оседлых рыболовов-«ихтиофагов», т.е. тех, чей основной рацион составляла рыба. Не менее интересны находки из Приморья и Западной Сибири. Во всех комплексах прослеживается эволюционное совершенствование технологий обработки камня, зарождение и развитие керамического производства; древний человек предстает в многообразном взаимодействии с окружающей средой и природными материалами.

Экспозиция «Эпоха бронзы» посвящена возникновению производящего хозяйства на территории Сибири на рубеже III–II тыс. до н.э., формированию культуры древних скотоводов Алтая на примере афанасьевской культуры. Технология бронзолитейного производства раскрыта на материалах кротовской культуры Новосибирского Приобья. Искусство древнего населения представлено великолепными образцами резьбы по кости и рогу, отражающими архаичные мифологические образы змеи и птицы; каменными плитами с антропоморфными фигурами, составляющими ритуально-мифологические сюжеты, из погребальных комплексов каракольской культуры Алтая.

Экспозиция эпохи раннего железа рассказывает о формировании культуры кочевников. История древних номадов представлена уникальными предметами пазырыкской культуры из мерзлотных погребений плато Укок, тагарской, большереченской, саргатской культур Западной и Восточной Сибири. В экспозиции представлены комплексы погребального инвентаря, мумия погребенного с татуировкой на теле, реконструкция женского наряда того времени, украшения конской сбруи и другие уникальные находки.

История первых государственных образований Сибири и Дальнего Востока отражена в экспозиции эпохи средневековья. Здесь представлены материалы из раскопок памятников государства Чжурчженей в Приамурье (X–XII вв.), эпохи Тюркского каганата (VI–VIII вв.) на Алтае и в Западной Сибири и других кочевнических объединений.

При создании этнографической экспозиции ставилась задача показать особенности духовной культуры автохтонного населения Сибири и Дальнего Востока, а также русского старообрядческого населения.

Православная культура русского населения, шаманизм и язычество кочевников Алтая, буддийские корни бурятского населения, почитание домашних духов у хантов, манси, селькупов, культовые предметы как отражение традиционной мифологии народов Приамурья – такова структура этнографической экспозиции.

В музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока я организую экскурсии во время изучения истории Древнего мира. После экскурсии студенты обычно имеют море эмоций, так они увидели настоящие археологические находки, такие как бивни мамонтов, мумию юноши пазарыкской археологической культуры, предметы быта, крашения и вооружение людей, живших на территории Сибири. После посещения экскурсии студенты должны написать сочинение « Что мне запомнилось после экскурсии в музеи истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока».

В нашем городе есть музей «Контора Будагова». Он посвящен инженеру, который начал строительство моста через реку Обь и дал начало городу. В связи с тем, что музей «Контора Будагова» находится в шаговой доступности от нашего колледжа и связан с историей основания нашего города, мы часто посещаем этот музей. Изучая тему «Промышленный переворот в России», для студентов организуется экскурсия в музей «Контора Будагова». В ходе экскурсии студенты знакомятся с личностью инженера Будагова, его профессиональной деятельностью, связанной со строительством железнодорожного моста через реку Обь. Этот мост был часть Транссибирской магистрали, благодаря строительству которой появился город Новониколаевск (современный Новосибирск). Кроме этого студенты знакомятся с жизнью жителей Новониколаевска в конце 19-начала 20 века. Они наглядно видят, как процесс промышленного переворота меняет облик небольшого поселения и дает предпосылки для дальнейшего роста города как индустриального центра. На экскурсии студенты узнают, почему в 1930-е годы Новосибирск прозвали «сибирским Чикаго». Для многих студентов эта экскурсия бывает открытием нового в истории родного города.

В условиях дистанционного обучения особенно актуальными стали виртуальные экспозиции и экскурсии.

Новосибирский государственный музей предлагает виртуальные выставки и экспозиции.  При организации занятий я использую виртуальные выставки этого музея:   «История Новосибирской области», «Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны».

Экспозиция «История Новосибирской области» занимает семь залов первого этажа музея. Основная идея экспозиции— дать комплексное представление о развитии и становлении региона: от освоения русскими Южной Сибири до хрущевской оттепели 1950–1960-х годов.

Каждый год Новосибирский краеведческий музей специально к 9 Мая готовит выставочные проекты и мероприятия для посетителей. Особой популярностью всегда пользовались экскурсии и специальные программы в зале «Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны».

В этом году у новосибирцев нет возможности посетить эту экспозицию, и краеведческий музей создал виртуальный выставочный проект, посвященный жизни региона в годы войны. Он дает возможность не только прогуляться по залу, посмотреть экспозиционные комплексы, но и прослушать подробную экскурсию. Посетители могут ознакомиться с материалами из фондов музея о сибиряках, ушедших на фронт, а также о тружениках тыла, занятых на промышленных предприятиях, железных дорогах, в сельском хозяйстве.

Среди экспонатов: обмундирование, оружие, боеприпасы и предметы солдатского быта; заводские станки и продукция новосибирских предприятий, поступавшая на фронт; знамена, фотографии и документы времен Великой Отечественной войны из фондов музея.

В залах музея нашли отражение ключевые события как общероссийского, так и местного значения, продемонстрированы особенности повседневной жизни населения и влияние военного времени. Особое внимание уделено выдающимся уроженцам и жителям региона. В экспозиции можно увидеть личные вещи и фотографии инженера Николая Тихомирова, педагога Клавдии Полянской, Героя Советского Союза Георгия Байдукова, архитектора Андрея Крячкова, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, академика Михаила Лаврентьева и других.

Также при проведении занятий в очной и дистанционной формах я применяю информационный ресурс - мультимедийный архив Новосибирской области. Мультимедийный архив Новосибирской области был разработан управлением государственной архивной службы Новосибирской области совместно с Государственным архивом Новосибирской области в 2020 году.  Я использую следующие тематические выставки мультимедийного архива Новосибирской области: Ленинградцы в Новосибирской области,  Боевой путь 4-го гвардейского,  Уникальные документы Новосибирской области, Сибирская трагедия,  к 100-летию начала, Новосибирск - Город трудовой доблести, Военное детство, Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсии позволяют студентам значительно расширить, познать и углубить полученные на занятиях знания, превратить их в стойкие убеждения. Каждая экскурсия ― сильное средство воздействия, формирующее у студентов критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к родному краю, способствует формированию всесторонне развитой личности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Экскурсия как вид учебной работы на занятиях истории




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*