Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по использованию различных групп вопросов преподавателя на уроках английского языка

09.11.2021 322 503
Бондарева Татьяна Александровна
Бондарева Татьяна Александровна, преподаватель

Училище олимпийского резерва им. Дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева

Одним из главных инструментов осуществления коммуникации между преподавателем и студентом является постановка вопросов, ведь с их помощью обучающиеся лучше и быстрее усваивают новый материал, вовлекаются в учебный процесс, а преподаватель в свою очередь более умело «задаёт вектор» урока, выявляет и восполняет пробелы.

Цель статьи: рассмотреть использование различных групп вопросов преподавателя в ходе урока.

Задачи:

А) изучить три группы вопросов преподавателя;

Б) выявить этапы применения групп вопросов в зависимости от плана занятия;

В) сформулировать вывод  о практической значимости  данной статьи.

Актуальность данной работы заключается в том, что материал, использованный в статье, отражает современный подход к методике преподавания иностранного языка и может быть использован на занятиях как в СПО, так и в ВУЗах.

По разным подсчётам преподаватель иностранных языков за один урок может задать от 50 до 100 вопросов[1]. Умелое использование различных видов вопросов и минимизация разговора преподавателя на иностранном языке по заданной теме в пользу монологической или диалогической речи студентов позволяет значительно повысить эффективность отведённого на занятие время (особенно в условиях сокращённого или ускоренного характера курсов иностранных языков в СПО и ВУЗах).

Различные авторы [2], объединяют вопросы, используемые преподавателем на уроках английского языка, в три большие группы:

- «контрольные» вопросы, используемые для проверки понимания (почему используется…?, как переводится…?, что идет после…? и т.д.). Такие вопросы предполагают, что преподаватель предварительно знает ответ и предлагает обучающемуся возможность применить накопленные знания;

- «пояснительные» вопросы, подразумевающие объяснение обучающегося (что вы думаете о…?, как бы вы поступили на его месте…?, как…?, какой…? и т.д.). Данная группа вопросов подразумевают творческий, расширенный вклад студента в дискуссию/обсуждение. Преподаватель обычно не знает ответ обучающегося;

- «технические» вопросы (часто используются для привлечения внимания к важному моменту объяснения/разговора: вы следите/обратили внимание…?, видите, как важно…?, что, если бы не…?).

Исходя из теоретических и практических наработок [3], во время урока английского языка следует придерживаться некоторых подходов для достижения целей и задач учебного процесса:

  1. Первая или вводная часть урока (первые 8-10 минут) концентрирует максимум внимания обучающихся после перерыва. Этот ресурс важно использовать для введения студентов в тему и план занятия, мотивации к обсуждению проблемных и вызывающих сложности или дискуссии элементов языка/темы, а также вовлечения наибольшей части аудитории. На данном этапе наиболее рационально задействовать творческий потенциал обучающихся с помощью «пояснительных» вопросов, одновременно проводя «языковую разминку» с использованием всех пяти видов вопросов английского языка (общий, специальный, вопрос к подлежащему, альтернативный, разделительный). В начале урока вопросы используются для того, чтобы выявить исходные знания студентов, помочь им распознать закономерности и сформировать гипотезы о том, как используется та или иная конструкция.
  2. Степень понимания темы должна быть проверена до начала языковой практики. Для этого используются вопросы, требующие кратких ответов (то есть в основном это «пояснительные» вопросы), они должны быть простыми и часто задаваться ("Он говорит в каком времени?", "Действие завершено?", "Важно ли время?", "Значение положительное или отрицательное?").
  3. Вопрос-ответ — это распространенная форма управляемой практики устной речи. Выбор отвечающего студента часто имеет важное значение на этом этапе, но традиционную схему ответов «по очереди» следует свести к минимуму, попросив обучающихся задавать вопросы и отвечать на них как в закрытых парах, так и вне пар, по желанию. Вовлеченность студентов в учебный процесс может быть увеличена, если попросить их самих выбирать человека, который задаст следующий вопрос.
  4. В частях урока, посвященных выработке навыков, вопросы могут быть одновременно сосредоточены на стратегиях обучения и на использовании языка («Вам нужно прочитать все, чтобы получить информацию?», «Вам нужно понимать каждое слово?». «Как вы думаете, что произойдет дальше?» Вопросы также могут фокусироваться на процессе, а не на результате («Как вы догадались о значении этого слова?», «Где в отрывке вы нашли эту информацию?», «Что помогло вам понять мнение докладчика?»)
  5. Завершающую часть занятия рекомендуется сосредоточить на так называемой «обратной связи»: подведении итогов урока и выявлении позитивных и проблемных моментов пройденной темы (в основном с помощью «пояснительных» вопросов («Что было трудным в этом задании?», «У вас было достаточно информации?» и «Вам понравилось это занятие?»).

Таким образом, правильное комбинированное использование трёх групп вопросов на различных этапах занятия помогает укрепить структуру занятия, разделить его на смысловые этапы, достичь поставленных целей и задач, выявить проблемные моменты в восприятии студентами материала.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации по использованию различных групп вопросов преподавателя на уроках английского языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*