Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование мотивации к учебно-исследовательской деятельности

22.10.2021 1065 1656
Харисова Тамара Павловна
Харисова Тамара Павловна, преподаватель

Медицинский колледж, филиал Уральский государственный университет путей сообщения

Одной из главных целей образования,  является развитие у обучающихся способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности.

Учебно-исследовательская работа – вид самостоятельной аналитической деятельности по систематизированному изучению актуальной проблемы, которая является важнейшим элементом в педагогической деятельности.

Активное участие в учебно-исследовательской, проектной работе - одно из условий формирования личной готовности студентов овладевать профессией, поэтому преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся к работе над исследовательской работой.

Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности у обучающихся – одна из центральных проблем современного среднего профессионального образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования способов самостоятельного  приобретения знаний и познавательных интересов, осуществление в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания обучающихся, формирование у них   активной жизненной позиции. Сегодня обучающиеся среднего профессионального образования должны иметь высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности, ориентирующий их на саморазвитие и самосовершенствование. Мотивация в учебно-исследовательской деятельности, является одним из главных элементов, направляющих обучающегося к его цели, способствующих его развитию, достижению наивысшего уровня в своем развитии [1].

Формирование мотивации как обязательного условия исследовательской деятельности учащихся является необходимой составляющей образовательного процесса. Психологи и педагоги рассматривают исследовательскую деятельность в учреждении образования как творческий процесс совместной деятельности преподавателя и учащегося по поиску неизвестного решения. В процессе такой деятельности осуществляется передача культурных ценностей и формируется мировоззрение учащегося, развивается мотивация в целом к учебной деятельности.

Педагог выступает организатором исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование у них внутренней мотивации, обуславливающей рассмотрение с исследовательской точки зрения любой возникающей перед ними проблемы: научной или жизненной

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т. е. в целом позволяет формировать умение учащегося инновационно мыслить . [2].

Большая социальная значимость исследовательской деятельности в образовательных учреждениях СПО  наиболее сильна в том случае, когда мотив организации и осуществления исследования выступает внутренней потребностью учащегося, при этом проблема, которую он раскрывает, субъективно интересна и значима для него. При включении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность учитываются их способности, мотивация к углубленному изучению интересующих вопросов в различных предметных областях.

Таким образом, главной целью учебного исследования является не получение нового результата, научного открытия в какой-то области познания, а развитие личности учащегося, приобщение его к миру научных открытий. В процессе проведения учебно-исследовательской работы научный руководитель оказывает помощь учащимся в выборе и формулировке проблемы в соответствии с заявленной темой, обосновании ее актуальности и практической значимости, а также определении объекта, предмета, гипотезы и методов исследования. В дальнейшем  руководителем осуществляется методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности, оказывается помощь в подборе научной литературы и оформлении работы  [2].

Педагогам важно прививать учащимся вкус к исследованиям, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации.

 Сейчас  становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.

Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей  и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской деятельности.

В нашем представлении исследовательская деятельность обучающихся – форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская деятельность предполагает активное развитие ключевых компетентностей, связанных  с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок».

Древнекитайская мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь:

По статистике,  обучающиеся сохраняют в памяти:

  20% того, что слышали или читали;

  50% то, что наблюдали;

  90%  то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли

В нашем колледже работа по вовлечению обучающихся в учебно-исследовательскую работу начинается на первом курсе. Все первокурсники специальности 34.02.01 Сестринское дело выполняют учебный проект в рамках изучения  общеобразовательных дисциплин, что предусмотрено в рабочих программах.

Выполнение учебного проекта, как основного объекта оценки метапредметных результатов, является источником формирования и развития мотивации к исследовательской работе. Проект можно выполнять как индивидуально, так и в группе и это дает возможность развития следующих навыков:

  • социальных:работать в группе, сотрудничать, принимать и выполнять определённую роль (быть лидером или исполнителем);
  • коммуникативных:слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;
  • мыслительных:анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.;
  • исследовательских:проводить исследование.

Метод проектов, как вид педагогической технологии применяется практически всеми преподавателями нашего колледжа. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» вот основной тезис современного понимания метода проектов,

Последовательность работы над проектом можно представить следующим образом:

  1. Выбор темы: преподаватель отбирает и предлагает возможные темы.
  2. Формирование творческих групп: преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности; студенты группируются в соответствии с выбранными темами.
  3. Подготовка материалов для работы над проектом, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы.
  4. Определение форм выражения итогов (продукта) проектной деятельности: студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: альбом, альманах, презентация доклада, стенды и т.д.
  5. Работа над проектом: преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты осуществляют поисковую работу.
  6. Оформление результатов: студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
  7. Защита проекта: преподаватель организует выступление студентов с подготовленными проектами, презентациями, студенты докладывают о результатах своей работы.
  8. Рефлексия: преподаватель оценивает свою деятельность по руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки; каждый студент осуществляет рефлексию процесса, себя в нем, с учетом оценки других [4].

Реализация метода проекта ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности студентов.  Я считаю, что в процессе работы у студентов повышается качество знаний, интерес к данной дисциплине, приобретается опыт исследовательской работы.

Таким образом, проектная деятельность позволила студентам:

  • пройти все этапы над исследовательской работой;
  • приобрести навык работы с источниками;
  • организовать свою работу;
  • представить перед аудиторией;
  • освоить формат учебного проекта.

Лучшие учебно-исследовательские проекты участвовали в ежегодном конкурсе учебно-исследовательских проектов. Те работы, которые получили дипломы,  далее участвовали в конкурсах и конференциях различного уровня. Это тоже мотивация, повышение собственной самооценки.

Все обучающиеся нашего колледжа имеют возможность реализовать потребность участия в учебно-исследовательской работе принимая участие в работе студенческого научного общества колледжа. Выполняются исследования, как предусмотренные учебным планом специальностей, так и для участия в конференциях и конкурсах различных уровней.

В нашем колледже кроме Конкурса учебно-исследовательских проектов ежегодно проводится три научно-практических конференции:

  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность студентов, как основа их творческого потенциала»
  • Городская научно-практическая конференция «Виват-наука»
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
  • Конкурсы плакатов и т.д.

Это дает возможность нашим обучающимся значительно расширить  свой кругозор и получить новые  знания по интересующим их направлениям, а также сформировать портфолио студента. Портфолио – является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.

Успехи в учебно-исследовательской, творческой и общественной деятельности  помогают обучающимся добиваться отличных результатов в учебе, т.к. успешный человек – успешен во всем. Это в свою очередь дает возможность получать не только академическую и повышенную стипендию, но и персональные стипендии. Дает возможность студентам, которые учатся с полным возмещением затрат переводиться на вакантные бюджетные места.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование мотивации к учебно-исследовательской деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*