Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из главных целей образования, является развитие у обучающихся способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности.
Учебно-исследовательская работа – вид самостоятельной аналитической деятельности по систематизированному изучению актуальной проблемы, которая является важнейшим элементом в педагогической деятельности.
Активное участие в учебно-исследовательской, проектной работе - одно из условий формирования личной готовности студентов овладевать профессией, поэтому преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся к работе над исследовательской работой.
Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности у обучающихся – одна из центральных проблем современного среднего профессионального образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования способов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществление в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания обучающихся, формирование у них активной жизненной позиции. Сегодня обучающиеся среднего профессионального образования должны иметь высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности, ориентирующий их на саморазвитие и самосовершенствование. Мотивация в учебно-исследовательской деятельности, является одним из главных элементов, направляющих обучающегося к его цели, способствующих его развитию, достижению наивысшего уровня в своем развитии [1].
Формирование мотивации как обязательного условия исследовательской деятельности учащихся является необходимой составляющей образовательного процесса. Психологи и педагоги рассматривают исследовательскую деятельность в учреждении образования как творческий процесс совместной деятельности преподавателя и учащегося по поиску неизвестного решения. В процессе такой деятельности осуществляется передача культурных ценностей и формируется мировоззрение учащегося, развивается мотивация в целом к учебной деятельности.
Педагог выступает организатором исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование у них внутренней мотивации, обуславливающей рассмотрение с исследовательской точки зрения любой возникающей перед ними проблемы: научной или жизненной
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т. е. в целом позволяет формировать умение учащегося инновационно мыслить . [2].
Большая социальная значимость исследовательской деятельности в образовательных учреждениях СПО наиболее сильна в том случае, когда мотив организации и осуществления исследования выступает внутренней потребностью учащегося, при этом проблема, которую он раскрывает, субъективно интересна и значима для него. При включении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность учитываются их способности, мотивация к углубленному изучению интересующих вопросов в различных предметных областях.
Таким образом, главной целью учебного исследования является не получение нового результата, научного открытия в какой-то области познания, а развитие личности учащегося, приобщение его к миру научных открытий. В процессе проведения учебно-исследовательской работы научный руководитель оказывает помощь учащимся в выборе и формулировке проблемы в соответствии с заявленной темой, обосновании ее актуальности и практической значимости, а также определении объекта, предмета, гипотезы и методов исследования. В дальнейшем руководителем осуществляется методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности, оказывается помощь в подборе научной литературы и оформлении работы [2].
Педагогам важно прививать учащимся вкус к исследованиям, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации.
Сейчас становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.
Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской деятельности.
В нашем представлении исследовательская деятельность обучающихся – форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская деятельность предполагает активное развитие ключевых компетентностей, связанных с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок».
Древнекитайская мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь:
По статистике, обучающиеся сохраняют в памяти:
20% того, что слышали или читали;
50% то, что наблюдали;
90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли
В нашем колледже работа по вовлечению обучающихся в учебно-исследовательскую работу начинается на первом курсе. Все первокурсники специальности 34.02.01 Сестринское дело выполняют учебный проект в рамках изучения общеобразовательных дисциплин, что предусмотрено в рабочих программах.
Выполнение учебного проекта, как основного объекта оценки метапредметных результатов, является источником формирования и развития мотивации к исследовательской работе. Проект можно выполнять как индивидуально, так и в группе и это дает возможность развития следующих навыков:
Метод проектов, как вид педагогической технологии применяется практически всеми преподавателями нашего колледжа. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»– вот основной тезис современного понимания метода проектов,
Последовательность работы над проектом можно представить следующим образом:
Реализация метода проекта ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности студентов. Я считаю, что в процессе работы у студентов повышается качество знаний, интерес к данной дисциплине, приобретается опыт исследовательской работы.
Таким образом, проектная деятельность позволила студентам:
Лучшие учебно-исследовательские проекты участвовали в ежегодном конкурсе учебно-исследовательских проектов. Те работы, которые получили дипломы, далее участвовали в конкурсах и конференциях различного уровня. Это тоже мотивация, повышение собственной самооценки.
Все обучающиеся нашего колледжа имеют возможность реализовать потребность участия в учебно-исследовательской работе принимая участие в работе студенческого научного общества колледжа. Выполняются исследования, как предусмотренные учебным планом специальностей, так и для участия в конференциях и конкурсах различных уровней.
В нашем колледже кроме Конкурса учебно-исследовательских проектов ежегодно проводится три научно-практических конференции:
Это дает возможность нашим обучающимся значительно расширить свой кругозор и получить новые знания по интересующим их направлениям, а также сформировать портфолио студента. Портфолио – является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.
Успехи в учебно-исследовательской, творческой и общественной деятельности помогают обучающимся добиваться отличных результатов в учебе, т.к. успешный человек – успешен во всем. Это в свою очередь дает возможность получать не только академическую и повышенную стипендию, но и персональные стипендии. Дает возможность студентам, которые учатся с полным возмещением затрат переводиться на вакантные бюджетные места.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование мотивации к учебно-исследовательской деятельности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.