Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессионально-педагогическое саморазвитие как фактор становления компетентного специалиста для системы дошкольного образования

22.10.2021 281 427
Кугукина Любовь Петровна
Кугукина Любовь Петровна, к.п.н., преподаватель

Волгодонский педагогический колледж

Необходимость анализа и решения проблемы формирования профессиональной идентичности будущих педагогов объясняется обновлением мировоззренческих позиций в области образования. Устойчиво закрепившийся в теории и практике личностно ориентированный  смысл педагогического образования раскрывается в  необходимости   осмысления будущим  педагогом  своей профессиональной сущности; в стремлении к новым идеалам образованности; к обретению себя в профессии, профессиональной индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

Профессиональная идентичность представляет собой область самосознания личности, как результата профессионального самоопределения и проявляется в осознании собственной принадлежности к определенному социально-профессиональному сообществу, а так же в осознании и переживании себя как профессионала [2]. Профессиональная идентичность находит своё отражение в профессиональной компетентности. В контексте компетентностного подхода  к педагогическому образованию вопрос о «сходстве» педагога со своей профессией, т.е. о профессиональной идентичности становится над вопросом квалификации специалиста.

Логическая конструкция ФГОС СПО по укрупнённой группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки выстроена как содержательное условие подготовки компетентного выпускника.

Обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями, в числе которых:  - общепрофессиональная компетенция (ОК) 8: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

 - профессиональная компетенция (ПК) 5.3: систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии на основе изучения профессиональной литературы, осуществлять самоанализ педагогической  деятельности [2].

Содержание профессиональных модулей (ПМ) соответствует видам деятельности педагога, предусматривая все этапы теоретической и практической подготовки. ПМ ориентированы на овладение студентами соответствующей группой профессиональных компетенций, а реализация содержания ПМ завершается квалификационным экзаменом при участии работодателя. Содержание учебного материала в рабочей программе ПМ структурируется поэтапно в трёх уровнях овладения знаниями и умениями: ознакомительном, репродуктивном, продуктивном. Ключевым принципом обучения является ориентация на результаты, значимые для трудовой деятельности. Конструкция содержания и структуры образовательной программы требует рассматривать знания, умения и навыки лишь в качестве базовых показателей достижений  обучающего в овладении профессией. В контексте формирования профессиональной идентичности предметом анализа степени компетентности обучающегося, или специалиста должны стать способности к применению профессиональных знаний, умений и навыков в любой образовательной ситуации.  Данный смысл согласуется с научными положениями психологии о способностях как внутреннем условии развития человека в процессе его деятельности и взаимодействия с внешним миром. Именно способности характеризуют индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешности [1]. В свою очередь успех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство, уверенность в компетентности. В итоге человек осознаёт себя как профессионала, идентифицирует себя с профессией, в нашем случае - педагога.

Из выше изложенного следует вывод о том, что овладение профессионально - педагогическими компетенциями требует включения будущего педагога в процесс профессионально-педагогического саморазвития, как необходимого условия развития способностей и формирования профессиональной идентичности.

Изучение и анализ современных особенностей содержания педагогического образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ )выявляет недостаточную обращённость к условиям профессионально-педагогического саморазвития будущего педагога. Согласно данным опросов, проведённых в образовательных организациях, респонденты указывают на дефицит знаний, необходимых для объективного самоанализа и самооценки степени собственного соответствия педагогической профессии. Анализ учебных планов и программ показывает, что содержанию и условиям подготовки обучающихся к профессионально-педагогическому саморазвитию отводится не более 5-10 % от общего содержания психолого-педагогических дисциплин. Отсутствие содержательной предпосылки профессионального саморазвития в виде учебной дисциплины, направленной на овладение технологией профессионального самовоспитания и саморазвития  обусловливает бессистемный, фрагментарный характер становления профессиональной идентичности.

     Для того, чтобы показатели профессиональной идентичности были диагностируемы (измеряемы), требуется описание критериев оценки  педагогических способностей.

В теории педагогического образования отмечается, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; когнитивные, проектировочные; конструктивные; перцептивные (рефлексия, эмпатия); аналитические [4]. Исследователь в области дифференциальной психологии Н. А. Аминов в качестве критерия оценивания развития педагогических способностей называет успешность педагогической деятельности.

Таким образом, становится очевидным, что в качестве показателей сформированности профессиональной идентичности педагога следует рассматривать способности как фактор уверенности, успешности, конкурентоспособности.

Развитие педагогических способностей и формирование профессиональной идентичности выпускников требует адекватных условий реализации ППССЗ в социокультурной среде колледжа. В Волгодонском педагогическом колледже в качестве организационной формы реализации задач профессионального саморазвития обучающихся  используется педагогическая студия.  Студийная технология реализует рефлексивно – сотворческую модель  взаимодействия обучающихся – единомышленников, интегрирует научно – теоретический и практический аспекты становления профессиональной идентичности; обеспечивает процессы  самопознания, самовыражения, самоутверждения [3]. На базе студии получил развитие   педагогический театр ВЕКТОР (Восхождение  Единомышленников, К Творческому Восприятию Ребёнка и детства).    Опираясь на теорию театральной педагогики, на положения Аминова Н. А. о драматической импровизации как способе самораскрытия педагогических способностей [1],  нам удалось совместно с участниками студии активизировать функции рефлексии, эмпатии, педагогического воображения и прогнозирования. Анализ и проектирование в данном случае  осуществляется  за периметром ретроспективной самооценки на основе прогноза ожидаемых результатов  педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса   в предсказуемой или   неожиданной ситуации.

Актуальность  развития способностей возрастает с введением в процедуру    оценивания подготовки выпускников демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Демонстрационный экзамен - вид аттестационного   испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности [5].

Демонстрационный экзамен соответствует современным механизмам оценки качества освоения профессиональных компетенций, когда предмет оценивания  переносится с содержания на результат.

Участие в демонстрационном экзамене   требует от обучающегося достаточной степени самостоятельности, компетентности и профессиональных способностей на  каждом этапе технологического цикла: планирование; подготовка; выполнение работ; контроль и исправление ошибок; результат; контроль качества результата. Обучающийся должен быть готов к оценке результатов по 100 бальной шкале, при этом,  классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки включает: компетенции, репродуктивные умения и знания, способности, практический опыт, продуктивные умения.

Обучающимся  по специальности 44.02.01 Дошкольное образование необходимо готовиться к компетентному  применению  профессиональных знаний, умений, навыков  в соответствии с  содержанием и регламентом выполнения заданий по программе демонстрационного экзамена:

- уложиться во времени,

- выполнить технический регламент,

- продемонстрировать компетентность проектирования видов педагогической деятельности и условий образовательного процесса соответственно целевым ориентирам инновационной образовательной программы дошкольного образования,

- продемонстрировать способность к стимулированию ответной реакции детей соответственно  ожидаемым образовательным результатам в контуре требований инновационной образовательной программы  дошкольного образования: к   мотивационным (личностным), универсальным и предметно-образовательным достижениям детей.

По условиям  процедуры оценивания компетентности выпускника,   демонстрационный экзамен может проводиться на площадке, расположенной в другой организации. Результаты деятельности экзаменуемых  оцениваются внешними экспертами при участии работодателей. Из вышеизложенного следует вывод о том, что необходимым   условием подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену должна стать система тренировок, как фактор развития способности к успешному выполнению профессиональных заданий в  любой ситуации.  Содержание данных тренировок не следует ограничивать репродуктивным  характером деятельности с критерием оценки «сделать правильно». В данной ситуации обучающиеся нуждаются в  технологиях саморазвития с целью достижения достаточного уровня способностей к проектированию и реализации  образовательных задач, определённых инновационной программой дошкольного образования. 

Таким образом, вектор подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста  направлен на   проблемное поле системы профессионально-педагогического саморазвития студентов – будущих специалистов системы дошкольного образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессионально-педагогическое саморазвитие как фактор становления компетентного специалиста для системы дошкольного образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*