Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированная подготовка медицинских сестер отделений и палат новорождённых в ОДПО БПОУ ВО "ВБМК"

22.10.2021 304 427
Пополитова  Ольга Анатольевна
Пополитова Ольга Анатольевна, преподаватель

Воронежский базовый медицинский колледж

Современная социально-экономическая ситуация, проблемы качества медицинской помощи диктуют необходимость профессиональной мобильности, конкурентоспособности специалистов и новых подходов к повышению их квалификации.

Компетентностный подход в контексте практико-ориентированной и личностно-ориентированной парадигм признаётся одним из оснований обновления дополнительного профессионального образования.

В настоящее время помимо требований к знаниям и умениям слушателей по циклам повышения квалификации и переподготовки определяется структура общих и профессиональных компетенций по изучаемым модулям. Основой для этого служат методические рекомендации ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России, квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, стандарты деятельности медицинских работников со средним медицинским образованием, стандартные операционные процедуры (СОП), банк данных современных сестринских технологий, а также результаты мониторинга профессионального развития слушателей и взаимодействие с медицинскими организациями ( МО) - заказчиками образовательных услуг.

Отделение дополнительного образования БПОУ ВО «ВБМК» учитывает изменяющиеся требования к знаниям, умениям и компетенциям медицинских работников и оперативно обновляет содержание последипломного образования,

в связи с чем особую актуальность приобретает определение новых потребностей в обучении и новых профессиональных функций в деятельности специалистов. И эту задачу можно решить только при развитии партнерства и постоянного взаимодействия с заказчиками образовательных услуг — медицинскими организациями (МО).

В настоящее время в процессе профессиональной подготовки специалистов активно применяется модульно-компетентностный подход и практико-ориентированная система обучения.

Примером может являться подготовка медицинских сестер отделений и палат новорождённых с учетом новых потребностей детских МО.

Отделение дополнительного образования БПОУ ВО «ВБМК» проводит обучение по циклам повышения квалификации «Сестринский уход за новорожденными» 144 часа, переподготовки «Сестринское дело в педиатрии» 288 часов с модулем «Сестринский уход за новорожденными» 36 часов.

К освоению программы и специальности «Сестринское дело в педиатрии»  допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», профессиональная переподготовка по одной из специальностей «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело ».

Виды образовательных технологий: лекционные занятия, практические занятия с использованием клинических баз: БУЗ ВО «ВОДКБ № 1», Перинатальный центр «ВОКБ№ 1», родильный дом Электроника БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10». Учебный кабинет родильного дома Электроника БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10» для циклов «Сестринский уход за новорожденными» оснащен необходимым оборудованием: манекеном младенца для отработки навыков сердечно-легочной реанимации, столом туалетно-пеленальным, мешком АМБУ неонатальным, пульсоксиметром педиатрическим, манекеном младенца, электронными весами «Масса-К»В 1-15 «Саша», ростометром детским, расходными материалами.

На сегодняшний день выхаживание недоношенных детей, новорожденных с различной патологией - одна из самых сложных рутинных проблем. Основное внимание направлено на проведение процедур, создание условий, максимально приближенных к внутриутробным и осуществление качественного ухода. Эта задача ложится на сестринский персонал отделений и палат новорождённых. Огромный арсенал современных методов лечения, медикаментов и инфузионных средств требует от медицинской сестры отделений и палат новорождённых глубоких теоретических и практических знаний. Большое значение в улучшении качества ухода за новорожденными имеет повышение профессионального уровня медицинской сестры.

Отделение дополнительного образования БПОУ ВО «ВБМК» готовит специалистов к первичной специализированной аккредитации среднего профессионального образования (СПО). Слушателями отрабатываются практические навыки для оценки в симулированных условиях при проведении второго этапа первичной специализированной аккредитации лиц, получивших дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки среднего профессионального медицинского образования по специальности «Сестринское дело в педиатрии».

Возрастание технологичности выполняемых диагностических и лечебных процедур, проводимых в сжатые временные промежутки, повышение требований к качеству и срокам оказания медицинской помощи требует от среднего медицинского персонала высокого уровня освоения практических навыков и их поддержания в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, подготовка квалифицированного специалиста невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляют фундаментальную этическую проблему.

Всемирным альянсом за безопасность пациентов при поддержке ВОЗ было опубликовано «Руководство по обеспечению безопасности пациентов для медицинских учреждений образования», в котором отмечается, что медицинские учреждения образования должны создать безопасную и надежную образовательную среду для обучения клиническим умениям. Одним из способов достижения практико-ориентированной подготовки медицинских сестер отделений и палат новорождённых является симуляционное обучение, позволяющее обучающемуся достичь более высокого уровня клинической компетентности.

Симуляционное обучение во всем мире уже давно и прочно претендует на роль образовательных стандартов практической медицины, в нашей стране

оно получило свое развитие сравнительно недавно. Министерством здравоохранения разработана Концепция симуляционного обучения в системе медицинского образования в Российской Федерации. Применение этой системы призвано существенно повыситьэффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи.

В БПОУ ВО «ВБМК» разработаны и проводятся циклы дополнительного профессионального образования (ДПО) по системе непрерывного медицинского образования (НМО), включающие симуляционное обучение (СО). Симуляционное обучение –обязательный компонент в дополнительной профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.

Согласно Концепции симуляционного обучения, в ходе подготовки специалистов СПО учебное время перераспределено таким образом, чтобы между теоретической подготовкой и участием в осуществлении медицинской деятельности появились обязательные модули СО по выполнению высоко-технологичных манипуляций и отработкой действий в имитированных клинических ситуациях. Высокотехнологические вмешательства сопряжены с нарушением целостности кожных покровов, контактом со слизистыми оболочками новорожденного: введение лекарственных средств инъекционным способом, осуществление инфузий и трансфузий в периферические вены, постановке глубоких венозных линий и вазофиксов, забор крови на лабораторные исследования. Высокие риски осложнений при выполнении этих манипуляций, ограничения этического и правового характера, делают симуляционное обучение важным в процессе подготовки медицинских   сестер отделений и палат новорождённых

В основе симуляционной технологии лежит имитационный тренинг -это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Синонимом имитационного обучения является «моделирование» в процессе обучения. Среди специальных средств для имитации в обучении ДПО используются следующие: фантом (модель человека или его части в натуральную величину), муляж ( специально изготовленный предмет взамен настоящей вещи),  манекен (фигура,на которой можно что-то демонстрировать), тренажер (устройство для искусственного создания (имитации) различных объектов и ситуаций), симулятор (элемент, позволяющий имитировать чью- либо ответную реакцию) по освоению практических навыков и умений. Формирование навыка процесс долгий. Только в рамках симуляционного тренинга, учебной игры (это приѐм обучения, который имитирует деятельность по определѐнным правилам. При этом помещают обучающегося в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в жизни, но это не становится реальной трагедией), мастер-классов (смешанный приѐм обучения,где демонстрируется какая-либо деятельность и описываются еѐ характеристики, но участие самих обучающихся в этой деятельности на занятии не является обязательным, они участвуют в обсуждении, в процессе которого они или узнают новую для себя информацию(лекция) или совместно вырабатывают новое знание (семинар), просмотром видеофильмов с TьюторМЭН, многократными повторениями можно умение довести до автоматизма. Выполнение медицинской манипуляции должно соответствовать всем требованиям алгоритма и стандартной операционной процедуры (СОП) медицинской организации (МО), а также требованиям к обеспечению безопасности медицинского работника, пациента, окружающей среды и соблюдения правил этики и деонтологии. Задача преподавателя в процессе тренинга - вносить необходимые корректировки для правильного формирования умения, и только когда действие выполняется правильно, можно продолжить его повторение до выработки определенного автоматизма. И самое главное, следить, чтобы в процессе неоднократного повторения не повторялись и не закреплялись ошибки. Выработка автоматизма при выполнении определенного умения - это уже сформированный навык. Любое действие, выполняемое обучаемыми, может быть вербально ими обосновано, согласно алгоритму и СОП МО. Сохранение навыка возможно только при регулярном использовании, иначе навык утрачивается.Кроме того, симуляционно-тренинговые занятия улучшают моторные навыки обучаемых, четкими, уверенными, профессиональными становятся их движения, сокращается количество неверных и лишних действий. А осознание того, что надо быть всегда готовым к редко встречающимся в их профессиональной каждодневной практике ситуациям, нацеливает на регулярные тренинги и ответственное отношение к выполняемым манипуляциям. Симуляционное обучение, сценарный подход к обучению позволяют многократно и точно воссоздавать типичные или нестандартные клинические ситуации, что дает возможность адаптировать ситуацию под каждого обучающегося.

        

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Практико-ориентированная подготовка медицинских сестер отделений и палат новорождённых в ОДПО БПОУ ВО "ВБМК"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*