Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие и использование исследовательских навыков студентов на уроках истории и обществознания

22.10.2021 433 1457
Кулаков Сергей Александрович
Кулаков Сергей Александрович, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Сегодня важнейшей целью исторического и обществоведческого образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.

В последнее время авторитет и популярность истории как учебной дисциплины резко падают (популярность обществознания пока поддерживается за счет экзаменов ЕГЭ). Молодые люди, окончив школу, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний — лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить полученные знания. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи.

Это происходит, в том числе из-за большой информационной перегрузки образовательных программ. В средней школе учителю зачастую некогда вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков-семинаров или хотя бы эвристических бесед, он вынужден нагружать учеников информацией в лекционной форме, а чаще — в форме диктовки основных положений теории. Знания и умения ученика оцениваются в основном по тому, как ученик воспроизводит изложенный материал. Такое восприятие изучения дисциплин учащимися перетекает и в систему профессионального образования.

Наряду с традиционной для российской школы ориентацией на фундаментальный характер образования предполагается перестановка акцента на деятельностный и компетентностный, а также и на те подходы, которые реализуются через основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий). Одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода является развитие исследовательских умений школьников. Этот способ актуален и при обучении студентов средних профессиональных учебных заведений.

Учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления.

Действительно, студентам будет намного интереснее самим погрузиться в познавательную деятельность, своими глазами увидеть, прочитать настоящий исторический или правовой документ, вникнуть в проблему, критически осмыслить ее, нежели постоянно слушать рассказ преподавателя. В ходе исследования обучающиеся сами могут взглянуть на историческое событие или социальное явление, сложить собственное мнение, и тогда им не придется довольствоваться словами преподавателя, как единственно верными и окончательными.

Вообще исследование можно определить как научный поиск, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Как известно, существуют различные виды, методы исследовательской деятельности обучающихся. К основным из них можно отнести: работу с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, метод проектов, самостоятельные исследования. Все эти виды используются мной в процессе обучения студентов.

Например, в процессе обучения студентов я часто использую такой прием как работа с источниками – историческими или правовыми. Пользу от использования источников на уроках истории и обществознания сложно переоценить, на эту тему написано много методических статей и работ.

Так, при изучении темы «Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. РФ как правопреемница СССР» по дисциплине «История» обучающимся предлагается рассмотреть документы «Из Заявления глав государств Республик Беларусь, РСФСР, Украины от 8 декабря 1991г.»,  «Из свидетельских показаний М.С. Горбачёва на заседании Верховного Суда РФ 7 июля 1994 г.», «Из выступления Горбачёва на ЦТ 26 декабря1991 г.». После внимательного прочтения студенты отвечают на вопросы:

  1. Вы согласны (не согласны) с аргументами глав трёх государств о необходимости образования СНГ? Обоснуйте свой ответ.
  2. Сопоставьте мнение участников Беловежского соглашения и М.С. Горбачёва о возможности принятия нового Союзного договора и судьбе Союза ССР. Чьё мнение, на ваш взгляд предпочтительнее и почему?

Таким образом ребята не только узнают из источника что-то новое (дату распада СССР, создания СНГ, об отставке М.С. Горбачева), но и могут сложить свое собственное мнение об этом периоде, как бы погрузиться в ту историческую эпоху.

Конечно, совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы лучше использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока.

В работе со студентами мы должны учитывать, что навыки работы с источниками они уже получили в средней школе. Однако я часто сталкиваюсь с неумением обучающихся правильно анализировать те или иные документы. Поэтому можно говорить не столько об использовании навыков исследовательской работы обучающихся, сколько об их развитии. Мне нередко приходится включаться в их работу, что-то подсказывать.

Довольно часто я включаю студентов в работу с источниками и на уроках обществознания. При изучении тем «Государственное право», «Административное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Уголовное право» им для рассмотрения и выполнения заданий предлагаются фрагменты из соответствующих кодексов и других нормативных актов (Конституция РФ, КоАП, ГК РФ, ТК РФ и др.).

Исследовательский компонент несет в себе решение познавательных задач. Еще одним примером здесь служит изучение темы «Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России» на уроке истории. Я предлагаю ребятам рассмотреть специальную мультимедийную карту, самостоятельно записать хронологию и страны, вошедшие в Европейский союз, а также ответить на ряд вопросов. Стоит сказать, что подобные задания для студентов я стараюсь использовать регулярно. Кроме этого, в обучении использую различные документальные и художественные фильмы для организации самостоятельной деятельности студентов.

Разумеется, наиболее полно исследовательские навыки обучающихся проявляются при самостоятельном написании исследовательских работ (реферат, доклад, сообщение) и реализации учебных проектов.

На моих уроках обучающиеся часто выступают с подготовленными докладами. Доклады готовят на разные темы, такие как: «Диссидентское движение в СССР», «Проявление экстремизма в России», «Выдающийся деятель культуры России в 1990-2000-е гг.», «Тоталитаризм в современных государствах» и другие. Часто сопровождают их компьютерными презентациями.

Подготовка таких работ осуществляется студентами и для различных мероприятий. На проводимом ежегодно мероприятии, посвященном Дню Конституции РФ, ребята выступают с докладами «Конституционные акты в дореволюционной России», «Советские конституции», готовят доклады о конституциях зарубежных стран.

Задаются и реферативные работы, не предполагающие устного выступления. Обычно подготовка рефератов предлагается мной при изучении объемных тем, когда не весь материал получается изучить за урок. Для успешной подготовки реферата в кабинете размещены методические рекомендации. Я также стараюсь консультировать студентов, если возникают трудности при написании реферата.

Надо признать, что иногда студенты относятся к выполнению реферата или доклада как к простому копированию информации с какого-либо сайта без критического осмысления информации, которую они представляют. Конечно, в таком случае, нельзя говорить ни о каком исследовании.

Очень важным для опыта исследовательской деятельности обучающихся является участие в научно-практических конференциях. Такие конференции задают совершенно иной уровень для студентов и по-настоящему помогают проверить их исследовательские навыки.

В 2019 году студент группы 2э-37, Тихонов Андрей, принял участие в областной научно-практической конференции «Сегодня студент – завтра специалист» с докладом «Мое село и я отсюда родом». При подготовке, студенту пришлось узнать историю своей малой родины практически по крупицам. В ходе исследования в основном использовались архивные материалы сельской библиотеки и исторические справки Ярковского сельского совета. Кроме этого, были использованы воспоминания жителей села (Балухтиной В.Г., Суртаевой Г.А., Таракановой Л.А. и др.). Применялись такие методы как метод анализа, историко-сравнительный, историко-системный, ретроспективный, метод интервьюирования.

В том же, 2019 году студенты группы 4т-62, Микитась Алексей и Минов Григорий выступили на конференции «События. Люди. Факты» с докладом «Влияние трудовой миграции на рынок труда Новосибирской области». Необходимо было проанализировать множество источников, отражающих миграционные процессы в регионе. Для этого использовались отчеты Росстата, научные статьи, посвященные особенностям миграции и многое другое.

Конечно, эта работа проводилась нами совместно. Студентов нужно было направлять в правильное русло при использовании тех или иных методов исследования, научить делать правильные выводы.

Стоит отметить, что при выступлении студентов обе работы были высоко оценены жюри, ребята заняли первое место в секциях.

Важным является и метод проектов или проектно-исследовательская деятельность. В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Общеизвестно, что метод проектов отнимает много времени на подготовку и реализацию, поэтому говорить о реализации большого количества проектов в течение семестра или учебного года не приходится.

Студенты групп, в которых я преподаю, в 2019-2020 учебном году реализовали два учебных проекта, последний из которых являлся очень масштабным.

Суть его состояла в проведении ролевой игры «Выборы лидера студенческого самоуправления». Выборы проводились как один из этапов областного мероприятия «Школа молодого избирателя», в котором участвовали мои студенты. Ребята сформировали избирательные комиссии, которые действовали на основании специально созданного Положения. Свои заявки на участие в качестве кандидата в «лидеры» подавали многие студенты, подготовившие предвыборные программы и выступившие с ними перед обучающимися колледжа. Были созданы настоящие избирательные участки.

В день выборов огромное количество студентов собралось для голосования на избирательном участке. Те, кому нет еще 18 лет, имели возможность впервые проголосовать по-настоящему, так сказать, прошли мастер - класс по выборам. Хочется отметить, что ребята не ставили галочки просто так, они действительно обдуманно подходили к своему выбору.

Таким образом, был реализован так называемый ролевой проект, затронувший такие темы по обществознанию как «Избирательное право», «Правовая культура», «Политическая культура» и многие другие.

Познавательный интерес - ценный и важный компонент учебной мотивации у обучающихся. Она обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных и оригинальных форм обучения, организацию учебного процесса через системы учебных задач и т.д.

Активные методы обучения - необходимое условие для создания интереса у обучающихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Именно поэтому необходимо уделять внимание исследовательской деятельности как на уроках, так в неурочное время.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Развитие и использование исследовательских навыков студентов на уроках истории и обществознания

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*